Интурмаркет 2020 02.10

Константин Горяинов: «Отельеры Москвы смогут дать цены, привлекательные для групповых туристов»

Профессиональный путь Константина Горяинова (фото) в гостиничном бизнесе можно назвать эталоном американской мечты: в 20 лет он пошел работать ночным портье, теперь – генеральный менеджер московских отелей «Holiday Inn Москва Лесная» и «Holiday Inn Москва Сущевский». В интервью H&R Константин рассуждает о том, почему в отелях международных брендов так мало россиян на должностях GM, рассказывает, как лучше работать с аутсортинговыми компаниями, делится мнением о перспективах Москвы как направления культурно-познавательного туризма.

 

– Константин, ваши коллеги сейчас уже с нескрываемой радостью говорят о росте числа гостей, о явном оживлении на рынке гостиничных услуг. Как обстоят дела в «Holiday Inn»?

– Мы не исключение: первый квартал этого года показал рост по отношению к тому же периоду и в 2009, и в 2010 годах. Рост загрузки номерного фонда составил 5-10%. Хорошо продаются конференц-залы, спрос в некоторые месяцы вырос до 20%.

 

– Дела идут хорошо, рост загрузки повлечет за собой и рост цен. На этом фоне мы видим решительное намерение московского правительства сделать Москву городом культурно-познавательного туризма. Поддержат ли его отельеры, нужно ли вам это «второе плечо» или достаточно принимать бизнес-туристов?

– Конечно, групповые туристы нам нужны. И в даты, когда падает бизнес-поток, но привлекательные как раз для групповых туристов: лето, особенно июль-август, новогодние каникулы, майские праздники, в выходные дни – мы предлагаем и будем предлагать специальные цены. Не только «трехзвездочники», но и отели 4-5* готовы дать в период низкого спроса цены на уровне $50-$100, что, в общем, уже соответствует европейским стандартам цен для групповых туристов.

 

– Ваше мнение: что нужно сделать, чтобы туристы поехали в Москву?

– Необходимо решить целый комплекс проблем. Да, Москва направление недешевое, и дело тут не только в гостиницах: гиды-переводчики, рестораны, логистика – все дорого в столице. А тут еще и дорогая виза, сам процесс получения которой довольно сложен. Бизнес-турист за визу, да и за многое другое не платит сам – за него это делает компания, а туристу, который едет Москву посмотреть, приходится раскошеливаться. Проблемой виз нужно заниматься: в свое время уже поднимался вопрос и безвизовом въезде в Москву на 72 часа – на выходные, но решение до сих пор не принято. На мой взгляд, справедливо: а чем хуже другие города? Почему Москве можно, а им нельзя?

 

– Но отменили же визы гостям Петербурга, прибывающим на круизных лайнерах – и никто не возмутился, а городу это принесло полмиллиона туристов.

– Петербург – другое дело. «Окно в Европу» логично приоткрыть, да еще и для путешествующих в круизе – мотив выглядит более оправданным. В Москве круизных туристов немного. Хотя, если бы для столицы изменили визовый режим, туристов это, несомненно, привлекло бы.

Помимо виз, есть другие проблемы: отсутствие достаточного количества указателей на иностранном языке. Очень трудно ориентироваться в городе индивидуальным туристам. А людям, которые приезжают с Ближнего Востока – они очень много путешествуют – по Москве вообще невозможно передвигаться. В своих национальных одеждах они сразу привлекают «нездоровое» внимание. Они к нам просто не едут из-за этого. И еще, Москва, к сожалению, недостаточно рекламируется как направление культурно-массового туризма. На глобальных выставках этим занимаются разве что столичные отели международных цепочек и крупные туроператоры. И нигде за рубежом, например, не увидишь телевизионной рекламы Москвы. Если бы эти барьеры были устранены, я уверен, многое изменилось бы. У Москвы как у туристического направления перспективы, безусловно, есть.

 

– Ваша карьера уникальна: в России слишком мало российских генеральных менеджеров в отелях международных брендов. Отчего? Ведь, казалось бы, международные операторы уже должны были бы вырастить поколение директоров из тех, кто, как вы, пришел в отель в 90-е, встал за стойку ресепшн, пошел официантом в ресторан… Сейчас они накопили опыт, им под 40 – чем не возраст для генерального менеджера? Куда же все подевались?

– Тогда, в 90-е, первыми российскими сотрудниками иностранных компаний, в том числе гостиниц, которые пришли работать в Россию, стали выпускники лингвистических вузов. Главным требованием иностранцев было знание языка – они набирали людей, сами обучали их и «пускали в океан бизнеса». Российские сотрудники, между тем, знакомились с иностранцами, приезжавшими сюда открывать бизнес – и переходили в их компании, главным образом, финансовые. Индустрия гостеприимства по уровню доходов сотрудников не может конкурировать со многими сферами. Тут вставал вопрос выбора: кто-то предпочитал уйти в банки, кто-то остался работать в гостинице – да, не купил при этом особняк в Испании, но зато получает удовольствие от работы. Многие из тех, с кем я начинал, ушли и сделали блестящую карьеру в других индустриях. Я остался. Тоже уходил в банк, но вернулся.

Да, в отель международной цепочки трудно подобрать российского генерального менеджера, и это не каприз гостиничных операторов. Таких людей реально мало на рынке. Претендент на позицию должен блестяще знать рынок, проработать в течение десятка и более лет в разных департаментах отеля, разумеется, знать иностранный язык. Не только генеральных менеджеров трудно найти, но и менеджеров по продажам, руководителей отделов.

 

– У тех, кто сейчас приходит на работу в ваш отель, часто присутствует желание работать именно в гостинице?

– Да, такие люди есть. Но есть и те, кто рассматривает отель как перевалочный пункт: мол, поработаю здесь какое-то время, а потом «настоящим делом» займусь. Я всегда говорю, что люди, которые приходят в гостиницу, должны быть гостеприимными изначально. То есть они должны получать удовольствие оттого, что гостям нравится то, как они их обслуживают. Без этого в гостинице ничего не получится. И бизнес этот очень серьезный: надо получать серьезное образование, если есть желание строить карьеру в отеле. Нельзя ограничиваться курсами – это может затормозить рост на определенном этапе.

 

– Какой вариант образования видится вам оптимальным?

– Это западные гостиничные школы, где преподают бывшие генеральные менеджеры: их опыт в разных отелях разных стран – бесценен. Если получать образование в России, то пусть это будет лингвистический вуз, тогда тем, кто приходит в отель, по крайней мере, уже не придется тратить время на изучение языка.

Хотел бы отметить важный момент: за последние несколько лет в гостиницах выросла ценность специалистов, имеющих математическое, экономическое образование. Сейчас в управлении гостиниц на первый план выходят финансисты. Они, главным образом, и добираются до позиции генерального менеджера. Если вспомнить 80-е годы, должности генеральных менеджеров, как правило, занимали бывшие директора ресторанов, потом приоритет при выдвижении на позиции генеральных получили руководители номерного фонда. Сейчас на позицию GM выдвигают, главным образом, коммерческих директоров, управляющих доходами – они генерируют прибыль отеля, а это очень важно.

 

– Линейный персонал вашему отелю отчасти предоставляют аутсортинговые компании. Ваше мнение об их работе?

– Какое должно быть к этому отношение? Во-первых, особого выбора нет. Если бы мне кто сказал десять лет назад, что мы будем сами заниматься регистрацией сотрудников, прибывающих к нам на работу из бывших советских республик, оплачивать для них общежитие – я бы не поверил. А сейчас все это есть. Да, в рестораны, в хозяйственную службу мы принимаем персонал, который предоставляют специальные компании на временную работу. На рынке аутсортинговых компаний уже появились такие, которые очень достойно ведут этот бизнес. Здесь очень многое зависит от менеджеров в отеле: насколько четко формулируют они свои требования к аутсортинговым компаниям. Если этого не делать, в отель будут приходить неподготовленные люди.

Очень важный момент: руководители среднего звена, которые непосредственно работают с временным персоналом, должны быть очень хорошими наставниками и организаторами. От супервайзеров хозяйственной службы требуется терпение, настойчивость. Не секрет, порой работникам нужно не один, а несколько раз объяснить по-русски, чего от них хотят. И тут нет ничего удивительного, люди приезжают из других стран, русским языком они могут владеть не очень хорошо. Надо иметь терпение, а когда его нет, когда менеджеры среднего звена опускают руки – начинаются проблемы. Но нередко те, кто приходит к нам из аутсортинговых компаний, остаются работать в гостинице. И, кстати, у всех есть шанс вырасти, сделать карьеру.

 

– Ваши гостиницы уже давно работают на рынке. Планируете ли какие-то изменения?

– Да, планируем. Они связаны, в первую очередь, с внедрением высоких технологий. Новые отели открываются с набором более совершенных услуг, и те, кто уже несколько лет на рынке, должны догонять. Более высокая скорость интернета во всех зонах отеля, появление новых каналов телевидения – именно этим мы будем заниматься в ближайшее время. В плане высоких технологий отставать сейчас нельзя.

Элеонора Арефьева, RATA-news H&R

  • Еще материалы этой рубрики
Версия для печати