Калуга

Дмитрий Златкин: «Российские сетевые компании непременно будут объединяться»

Amaks Grand Hotels позиционирует себя как российскую сеть отелей №1. Первенство по количеству номеров компания действительно удерживает: общий номерной фонд в управлении Amaks достиг внушительной цифры – 2900. Но лидирующие позиции компании – не только в численном превосходстве. Amaks Grand Hotels первой стала приобретать убыточные отели и делать их прибыльными, первой создала сильный центр обучения профессиям индустрии гостеприимства. Наконец, это один из первых узнаваемых гостиничных брендов в России. О новых планах управляющей компании рассказывает в интервью H&R член Совета директоров Amaks Grand Hotels Дмитрий Златкин. (фото)

- Дмитрий Анатольевич, компания взяла в управление большой пермский курорт Усть-Качка. Как вы планируете его развивать?

- Детальный план развития этого объекта еще не выработан, мы взяли его в управление только 15 мая. Ясно главное - хотим сделать в Усть-Качке курорт международного уровня. Условия для этого есть: прекрасное место, рядом, в 30 километрах – международный аэропорт. Теперь все зависит от нашей работы. Надо готовить персонал, поднимать уровень сервиса, вводить дополнительные услуги. Уже сейчас в Усть-Качке внедряется все, что полюбилось российским туристам на зарубежных курортах: анимация, система «все включено», «шведский стол» с утра до вечера. Мы уже открыли там развлекательный центр.

- В управлении Amaks восемь санаториев в Усть-Качке и один в Ессентуках. Обычно после приватизации многие санатории становятся просто отелями, на профессиональном сленге это стали называть «перевести санаторий на spa». У вас в этом смысле какие планы?

- С таким курортом, как Усть-Качка, «перевода на spa» быть не может, его оздоровительные программы крайне важны для жителей Пермского и Красноярского краев, Тюмени, Екатеринбурга. На курорте есть специальный курс для беременных, мы уже реконструировали кардиологическое отделение, где проходят реабилитацию люди, перенесшие инфаркты и инсульты. Да, мы рассматриваем возможность постройки spa-центра в Усть-Качке, но это будет всего лишь дополнительная услуга, а не альтернатива действующим медицинским программам. Мы намерены поддерживать и развивать бальнеологическое направление этого курорта, нашего санатория в Ессентуках и даже хотим создать оздоровительные программы в отелях сети, расположенных за городом, в лесу - в «Валдайских зорях», в тамбовском «Туристе».

- Но все это требует больших денег, которые, очевидно, еще и не слишком легко окупаются?

- Конечно, по уровню доходов бальнеологические курорты заметно уступают бизнес-отелям. Но оздоровительное направление – очень перспективное. Во-первых, государство начинает заботиться о здоровье населения, о демографии: финансируются оздоровительные программы. Да и сами наши сограждане хотят, чтобы в их отдых была включена оздоровительная составляющая, и готовы за это платить. Очень важно и то, что санаторно-курортная отрасль России еще с советских времен была уникальной, созданы прекрасные медицинские программы – конечно, это надо поддерживать. Другое дело, что нашим санаториям не хватает медицинской логистики.

- Что Вы имеете в виду?

- Это когда каждая процедура расписана по минутам: никто не томится в очередях, процессы составления расписания компьютеризированы. Вот над этим мы сейчас работаем.

- Расскажите, пожалуйста, о других планах развития сети.

- Мы реконструируем, фактически строим заново «Амакс Конгресс-отель» в Подмосковье, рядом с Троицком. Срок сдачи объекта – 1 мая 2009 года. В нем будет 240 номеров, 25-метровый бассейн. Всегда в наших отелях мы предусматриваем возможности для проведения конгрессных мероприятий, и подмосковная гостиница не будет исключением: готовятся два конференц-зала - на 300 и 200 мест с возможностью разделения на две зоны. В них можно будет проводить и MICE-мероприятия, и устраивать банкеты.

В этом году заканчивается реконструкция нашего уфимского отеля «Турист», и он переходит под бренд «Амакс». В будущем году также будут полностью реконструированы и перейдут под бренд наши отели в Ростове-на-Дону, Воронеже, Белгороде. В белгородской гостинице «Южная» будет построен еще один этаж, и она станет самой крупной в сети – порядка 400 номеров.

Кроме того, на территории, прилегающей к воронежскому «Спутнику», мы планируем построить еще один корпус на 200 номеров. Строительство еще одной очереди предусмотрено и рядом с ростовским «Туристом» – это позволит отелю «вырасти» еще на 100 номеров.

- Не секрет, что компании удается повышать рентабельность объектов за счет введения дополнительных услуг. Насколько это мощное подспорье?

- В подмосковных отелях 40% выручки дают допуслуги. В регионах эта цифра меньше: понятно, что в гостиницах столичного региона останавливаются самые высокооплачиваемые россияне – жители Москвы. Но мы внедряем дополнительные услуги не только ради выручки, а еще и для привлечения гостей. Новые возможности сервиса повышают конкурентоспособность наших отелей.

- На рынке уже сложился определенный образ отеля «Амакс»: это качественное трехзвездочное размещение, дополнительные услуги, как MICE, так и развлекательные – на уровне 4-5*, при этом - цены «трехзвездочника». Собираетесь ли вы дальше придерживаться такого принципа «устройства» отеля и ценовой политики?

- Да, это наши «фирменные» черты, и мы обязательно будем их придерживаться. Стоимость размещения в наших отелях будет реальной ценой «трех звезд»: от $50 до $100 максимум.

- Сейчас компания начинает новый проект – туристический. Пожалуйста, расскажите о нем.

- Уже зарегистрирована компания, которая будет заниматься пока только внутренним туризмом. Дальняя перспектива – въездной туризм. Туристическая компания «Amaks Travel» будет продвигать не только отели сети Amaks. Планируется, что она будет работать на курортных направлениях - Кавминводы, Черноморское побережье. Также мы собираемся организовывать туры на Байкал, по городам Золотого кольца и считаем, что здесь можем предложить интересные продукты. Создавая турфирму, мы надеемся на доверие клиентов, которые уже знают наш бренд, оценили качество наших услуг. И мы, со своей стороны, гарантируем заявленный уровень. Надеемся, что туристический проект будет способствовать развитию гостиничной сети Amaks Grand Hotels: поможет лучше узнать потребности туррынка, исходя из которых, мы и будем открывать новые отели.

- Мы уже говорили сегодня и о «фирменных» чертах, и о том, что компания завоевала доверие клиентов. По Вашему мнению, Amaks Grand Hotels действительно удалось создать бренд, способный влиять на загрузку в одном или нескольких регионах России?

- Три гостиницы сети являются законченным продуктом и стоят под нашим брендом, это «Амакс Премьер отель» в Перми, «Амакс Золотое кольцо» во Владимире и казанский «Амакс Сафар-отель». За них я полностью, на 100% отвечаю и вижу, что загрузка там растет постоянно. Гости возвращаются в эти отели вновь и вновь, ищут наши отели в других городах. Поэтому я говорю: да, компании удалось создать бренд, которому доверяют.

- Дмитрий Анатольевич, что, на Ваш взгляд, сегодня в наибольшей степени сдерживает развитие гостиничной отрасли?

- В первую очередь, скажу о юридических аспектах. Нет такого договора, который собственник не смог бы расторгнуть с управляющей компанией, и это серьезно сдерживает развитие. Нам делают очень много предложений по управлению отелями. Но мы боимся рисковать, управляем пока только собственными объектами. Ведь первый год самый тяжелый - надо создать команду, привлечь клиентов. А когда все это сделано, собственник может просто перекупить подобранных нами менеджеров и расторгнуть договор. При этом мы останемся и без вознаграждения: управляющая компания получает гонорар от прибыли, а в первый год ее нет. Юридически права управляющих компаний никак не защищены. Еще одна проблема – отсутствие дешевых долгосрочных кредитов. Мы вынуждены развиваться либо на собственные средства, либо используя краткосрочные заемные деньги, и это тоже сдерживающий фактор. И, конечно, третья проблема – кадры, которых очень не хватает.

- Но ведь в вашей компании есть сильный центр обучения.

- Да, нам стало полегче, потому что мы занимаемся обучением, растим кадры внутри компании. Но все равно проблема гостиничного персонала есть и, прямо скажем, без трудовых мигрантов нам ее не решить. Это проблема всей российской экономики: рост зарплат опережает рост производительности труда. Мигранты выполняют гораздо больший объем работ за меньшие деньги, поэтому именно они будут занимать линейные позиции в российских отелях.

- В свое время менеджеры Amaks Grand Hotels высказывали желание сделать обучение самостоятельным бизнесом, преобразовать корпоративный образовательный центр в отеле «Валдайские зори» в школу гостеприимства, где смогли бы обучаться все желающие. Будет ли реализован этот проект?

- Желание действительно есть, но школа гостеприимства – долгосрочная перспектива. Да, центр обучения будет развиваться, мы, возможно, перенесем его в Усть-Качку, но пока он все еще будет обслуживать потребности нашей компании.

- Допускаете ли Вы, что российские управляющие компании в ближайшее время смогут заключить некие межотраслевые соглашения? Скажем, договориться не принимать «летунов», которые меняют одну компанию на другую. Как, например, Ritz-Carlton и Marriott условились, что друг у друга они сотрудников не берут?

- Вполне допускаю. Пока сетевые проекты не занимают и 10% гостиничного рынка. Но по мере развития сетей, уверен, будут не только межотраслевые договоренности. Многие сети вообще начнут объединяться. По большому счету, не важно, под каким брендом. Возможно, одна компания будет управлять сразу несколькими брендами - по аналогии с западными операторами. Чем больше сеть, тем легче решать проблемы кадров, загрузки, да и поставщики готовы поставлять товары и услуги в больших объемах по более низким ценам. Так что впереди слияния и поглощения, покупка и продажа брендов, компаний. Все прекрасно понимают, что без этого российскому гостиничному рынку не обойтись. (Элеонора Арефьева, RATA-news H&R)

  • Еще материалы этой рубрики
Версия для печати