Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Российским авиакомпаниям грозит финансовый коллапс

08:20, 10 июля 2012

Так считают в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Причина – в несбалансированности финансовых затрат. В 2011 году топ-35 перевозчиков показали совокупный убыток 14,5 млрд. руб. против прибыли в 2010 году. Улучшить ситуацию в АЭВТ надеются с помощью обнуления НДС на внутренних линиях. Эта идея не нова, но если раньше ее можно было обсуждать в спокойном режиме, то теперь, полагают в АЭВТ, в отрасли происходит «коллапс». Авиаторы не столь категоричны, но позицию АЭВТ поддерживают.

Доклад Комитета АЭВТ «О неотложных мерах по снижению финансовой нагрузки на авиаперевозчиков» был разослан авиакомпаниям, и теперь руководство АЭВТ планирует подготовить на его основе обращение в правительство. В документе сказано, что несмотря на высокие темпы роста авиаперевозок (в 2011 году – около 11%, в первой половине 2012 года – 20%), деятельность отрасли остается нерентабельной. По данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), из топ-35 авиакомпаний 22 завершили год с отрицательным результатом. Общий финансовый результат от перевозок топ-35 авиакомпаний составил 14,5 млрд. руб. убытка вместо 4 млрд. руб. прибыли в 2010 году.

Среди причин АЭВТ называет неконтролируемый рост стоимости топлива и отсутствие рыночных условий хеджирования роста цен на него. Средний рост пассажирского тарифа в 2011 году составил 11,8% при росте цен авиатоплива на 30%, говорится в докладе. Доля топлива в себестоимости перевозок выросла до 30,7%. Ставки на наземное обслуживание в аэропортах за последние пять лет выросли на 119-211%, аэронавигационное обслуживание внутри страны подорожало на 124%, по международным вылетам – на 200%.

Особенно негативно эти факторы влияют на компании, в структуре перевозок которых превалируют региональные рейсы, то есть на компании второго эшелона. «За последние 15-20 лет число таких линий сократилось в четыре раза, а парк воздушных судов, обслуживающих региональные и местные авиаперевозки,– почти в десять раз,– утверждают в АЭВТ.– Очевидная убыточность перевозок на внутренних линиях, в свою очередь, приводит к закрытию авиалиний, банкротству перевозчиков, сокращению аэродромной сети и других объектов наземной инфраструктуры». По данным ТКП, в 2011 году на внутренних линиях перевозчики получили убыток в размере 26 млрд. руб.

АЭВТ предлагает принять срочные меры по стабилизации, которые могли бы оживить региональные перевозки. В их числе – обнуление пошлин на региональные суда вместимостью до 72 кресел, присоединение России к Кейптаунской конвенции, что позволит снизить расходы перевозчиков на лизинговые платежи. Но основной упор АЭВТ предлагает сделать на снижение налоговой нагрузки на внутренние перевозки. По оценкам ассоциации, при обнулении НДС на внутренних рейсах размер выпадающих доходов бюджета составит около 35 млрд. руб. «Однако это является достаточно несущественной суммой в рамках государственного бюджета (0,3% ВВП) по сравнению с возникающими в настоящее время непоправимыми последствиями для авиационной отрасли»,– говорится в докладе. Идея обнуления НДС на внутренних линиях обсуждается не первый год. Но теперь вопрос встал действительно остро, отрасль ожидает коллапс, пишет «Коммерсант».

Обсудить в telegram

вам может быть интересно