Калуга

Состояние фондов «Турпомощи» позволяет решать любые вопросы экстренной поддержки туристов

На прошедшей вчера в Москве пресс-конференции руководство «Турпомощи» подвело итоги семи лет работы и представило свои предложения по совершенствованию деятельности ассоциации и механизмов защиты туристов.

Как сообщил глава ассоциации Александр Осауленко, к сегодняшнему дню фонды персональной ответственности туроператоров (ФПО) в общей сложности превысили 1,525 млрд рублей, а резервный фонд – 408,6 млн рублей. Всего в ассоциацию входят 603 туроператора, однако действующих из них всего 523. «Для исключения туроператоров из состава «Турпомощи» нужно решение общего собрания. Поэтому некоторые компании остаются в ассоциации какое-то время, фактически уже ими не являясь», – пояснил глава объединения.

По данным г-на Осауленко, в 2014 с рынка ушли 23 туроператора, в 2015 – шесть, в 2016 – пять, в 2017 – четыре, в 2018 – восемь. Эвакуация туристов понадобилась только в случае с банкротством «Жемчужной реки».

Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин полагает, что ассоциация «Турпомощь» была создана очень своевременно и помогла решить многие серьезные проблемы с вывозом туристов. «В 2014 году были большие банкротства и большие траты, затем наступило затишье на четыре года, и мы задумались о создании института достаточности средств в фонде «Турпомощи». Однако это не было реализовано, – сказал г-н Барзыкин. –Зато в 2017 году появились фонды персональной ответственности, которые показали себя как действенный инструмент».

В случае с «Натали Турс» и «Жемчужной рекой» средств ФПО, правда, не хватило, но это, по словам эксперта, проблема законодательства, которая позволяет компаниям ежегодно перерегистрироваться и, соответственно, начинать формировать персональный фонд с нуля. «Мы просим Ростуризм внести поправки, запрещающие турфирмам ежегодную перерегистрацию», – уточнил г-н Барзыкин.

Среди других срочных мер по совершенствованию работы «Турпомощи» он назвал синхронизацию действий страховых компаний и ассоциации. Например, сейчас страховщики не могут передавать «Турпомощи» свои списки пострадавших туристов, и организация вынуждена формировать их параллельно. Есть также разница в подходе к определению ущерба – страховщики считают расходы на гостиницы плюс переезд, а ассоциация – полный пакет.

Необходимо также законодательно разрешить ситуацию, когда с банкротством страховой компании под угрозой оказывается и туроператор, не имея возможности быстро найти надежную замену. «Очевидно, что нормативно-правовое обеспечение туризма требует доработки. Свои предложения мы неоднократно направляли в Минэкономразвития и Ростуризм», – подытожил Юрий Барзыкин.

Вопрос мониторинга данных, предоставляемых операторами в «Турпомощь», также требует решения. Хотя, по словам г-на Барзыкина, компаний, которые дают заведомо неверные данные, немного. «Речь может идти о единицах. Больше смущают как раз вполне легальные способы искажения информации, как, например, уже упомянутая перерегистрация», – пояснил он.

Правда, по замечанию г-на Осауленко, количество перерегистрированных компаний за последний год сократилось почти втрое. И в целом рынок, по его словам, демонстрирует признаки обеления. «Условно, в 2016 году туроператоры заявили об отправке за рубеж 600 тыс. туристов, в 2017 году показатель вырос до 1,3 млн, а в 2018 – до 2,3 млн. Особо показательно, что при этом число компаний-участников ассоциации за это время сократилось», – пояснил он.

Как считают в руководстве ассоциации, туроператоры за прошедшие семь лет убедились, что деньги персонального фонда действительно принадлежат им. При выходе компании из состава «Турпомощи», она получает ранее внесенные средства ФПО. Интерес к наполнению персонального фонда вырос и на фоне банкротств страховщиков.

Сейчас 11 туроператоров достигли необходимого наполнения персонального фонда в размере 7% от оборота и, соответственно, могут не оформлять финансовые гарантии у страховщиков. Это «Роза ветров Юг», «Дрим-Тур», «Глобус-Тур», «Старый город», «Злата Прага», «Скандика», «Белеон турс», «Паромный центр», «АМО Инсайт», «Континент Экспресс», «Юнэкс».

Как заметил глава Правового комитета РСТ Георгий Мохов, после нескольких трудных лет в «Турпомощи» сформировался механизм и накопились фонды, позволяющие решать практически любые проблемы при оказании экстренной помощи туристам. К тому же налажены хорошие деловые отношения с Росавиацией и другими отраслевыми ведомствами. «Нынешний сезон прошел спокойно, фонды не тратились, рынок становится более устойчивым», – сказал он RATA-news.

Юрий Барзыкин с этим согласен: «Турагенты поволновались из-за краха крупнейшего европейского туроператора Thomas Cook. Но российский рынок это не затронуло. Мы видим, что компании, которые были связаны с британской компанией, продолжают работу в штатном режиме. С финансовым обеспечением у них также все нормально».

По его словам, фингарантия «Интуриста» составляет 512 млн рублей, персональный фонд – 66 млн. У «Библио-Глобуса» – 99 млн и 109,5 млн соответственно, причем, у него это цифры только по одному юрлицу, но и у всех остальных финансовое обеспечение также солидное.

Помимо законодательных инициатив у «Турпомощи» есть и другие планы. Например, ассоциация разработала мобильное приложение для туристов, которым они могут воспользоваться, оказавшись в экстренной ситуации за рубежом. Пока он сделано на базе системы Android и станет доступно в ближайшее время, позже появится и на других операционных системах. Заполнив заявку, турист сможет оставить о себе всю необходимую информацию.

Светлана Ставцева, RATA-news

Версия для печати