РАТА-новости
Special с 16 октября
 
Шарджа с 30 августа
 
 

Благотворительный концерт «Таланты турбизнеса» – регистрация зрителей онлайн!

 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Квинта Катар
 
 
Ванд Китай
 
 
Грекотель 05.10
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Ноябрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
 
КС Групп музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября  Форум туриндустрии ноябрь
 
 
Главная№2863Тревожные симптомы первого полугодия

Тревожные симптомы первого полугодия


Прошлогодние восторги по поводу итогов выезда российских туристов за шесть месяцев 2010, на этот раз придется умерить: динамика несопоставима, хотя результат тоже положительный. Но в первом полугодии 2010 рост выездного турпотока составил 42,7%, а за тот же период нынешнего – 11,8%. Впрочем, после такого скачка в первой половине прошлого года ждать аналогичных результатов в этом было бы неправильно. Но, между прочим, некоторые направления показали рост, которого не было в рекордном первом полугодии 2010. Впрочем, туроператоров многие цифры удивили, а некоторые даже вызвали зависть.

 

По данным Росстата, за первое полугодие с.г. россияне совершили 6069,7 тыс. поездок на отдых за рубеж, это почти на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Подавляющее большинство популярных направлений показали положительную динамику, не всегда объяснимую. А вот с аутсайдерами, ушедшими в минус, почти все понятно. С них и начнем.

 

«Минусов» в представленной таблице немного, и главный из них – Египет, потерявший за полгода 57% турпотока. Почему – объяснять не надо. Но за направление особенно обидно, потому что в первой половине 2009 и 2010 годов, в результате упорнейшей борьбы, Египту удавалось «съесть» Турцию и занимать верхнюю строчку в списке самых популярных стран. Теперь ему фактически придется начинать все сначала.

 

Тунис потерял 40% – по тем же причинам, что и Египет. Под эту же «ближневосточную раздачу» попала Иордания – минус 24%. Хотя у этой страны есть и другие проблемы, связанные, в частности, с неудачей чартерных программ.

 

Ну и Япония, потерявшая 52% российского турпотока по причинам, от нее не зависящим: землетрясение, цунами, «Фукусима-1».

 

Есть в таблице еще один довольно крупный минус – у Литвы. Но это история загадочная, с рынком не совпадающая. Наши предположения, что туристы могли перейти в категорию «частников», не оправдались: количество выехавших из России в Литву по частным приглашениям за полгода увеличилось на 13,8%, а турпоток, если верить представленным данным, снизился аж на 53%. Росстат обещал нам уточнить, откуда взялась такая цифра.

 

А теперь о передовиках. Самый большой рост за прошедшие полгода продемонстрировала Куба – почти 106%. Это, в принципе, совпадает с показателями туроператоров, хотя и не в таком масштабе. По мнению PR-директора компании «ТЕЗ тур» Марины Макарковой, на Кубу немало туристов едет самостоятельно, туда можно просто купить билет «Аэрофлота» и напрямую забронировать отель, а то и решить вопрос с размещением прямо на месте. «По нашим ощущениям, направление будет расти и во второй половине года, хотя без провальных дат дело не обойдется – например, в конце ноября и в декабре», – говорит г-жа Макаркова.

 

На втором месте по показателю роста – Швеция: плюс 91%. Чуть отстает от нее соседняя Норвегия, занимающая четвертое место с ростом 76,7%. Оба направления прокомментировал RATA-news заместитель генерального директора компании «Асент тревел» Алексей Петров. Он отметил, что рост по этим странам, конечно, есть, но не столь заметный. «Сами норвежцы называют плюс 20%, а по нашей компании увеличение продаж составляет примерно 15%. По Швеции – не больше 20%», – говорит г-н Петров. Он полагает, что многие россияне проходят мимо турфирм, растет число самостоятельных путешественников. «А ведь раскруткой направлений занимаются именно туроператоры», – сетует Алексей Петров.

 

Таиланд на третьем месте по показателям роста – плюс 87%. Это понятно: основные игроки направления – «Тез тур» и «Пегас туристик» – поставили полетные программы из более 20 городов России. Впрочем, Марина Макаркова считает, что у Таиланда почти всегда устойчивый рост, несмотря ни на какие кризисы и перевороты. И происходит это, в основном, за счет региональных программ.

 

На четвертом месте Норвегия, о которой мы уже сказали, на пятом – Испания (плюс 76,3). По поводу этой страны мнения туроператоров разделились. Руководитель направления компании «Ванд Интернэшнл тур» Людмила Озик с фактом роста, в принципе, согласна, но, опять же, не в таком объеме. «Да, поток на Испанию вырос, но, по нашим данным, вполовину меньше. И, в основном, за счет увеличения перевозки, в том числе и из регионов, которая в этом году сильно избыточна», – говорит г-жа Озик. А коммерческого директора компании «Время-тур» Нелю Огурцову цифры Росстата не удивили: «Сыграло свою роль то, что нельзя было ездить в Египет, Тунис, да и от Марокко многие отказались. Кроме того, конечно, сработал выход на испанский рынок «турецких» туроператоров. Массированно пошли «Пегас», «Корал», «Анекс», пустили самолеты из регионов. Результат – демпинг, цены дали ниже плинтуса. Вот народ и поехал».

 

Добавим, что демпинг в этом году зафиксирован на многих направлениях. Но несомненной приманкой для россиян, выбравших Испанию, стала гарантированная полугодовая мультивиза, которую испанцы выдают всем туристам.

 

Греция на шестом месте с ростом 75,5%. Генеральный директор компании «Музенидис тревел» Александр Цандекиди считает, что это связано, во-первых, с благоприятным визовым режимом и, во-вторых, с привлекательными ценами. Выразился г-н Цандекиди деликатно: «неплановое снижение цен процентов на 20». Генеральный директор компании «Солвекс-трэвэл» Ирина Петрова была более резка: «Такой прирост по Греции во многом обусловлен демпингом. Демпинг просто нереальный, в основном, из-за того, что туроператоры поставили очень много перевозки при мало изменившемся объеме «наземки», даже несмотря на освоение новых для россиян курортов на греческих островах».

 

Спрос на Доминикану (7-е место, плюс 65,4%), по мнению Марины Макарковой, стимулирует мода на карибские направления. К тому же, народ «распробовал» эту страну: если раньше в Доминикане продавались исключительно люксовые пятерки, то сейчас часто спрашивают и отели 4* .

 

Германия на восьмом месте (плюс 52,2%), но этот тот самый случай, когда туроператоры сильно удивлены. «У нас все ровно, всплеска нет, мы бы обязательно почувствовали столь существенное увеличение спроса, – говорит генеральный директор компании «Чайка-тур» Александр Турченко. – Да, многие самостоятельно все бронируют, но все же не на 50% больше, тогда должна бы и интенсивность перевозки возрасти, а этого не наблюдается. У меня эта статистика вызывает большой вопрос и большую человеческую зависть».

 

И по поводу Австрии с ростом 43,6% игроки рынка высказались скептически: «Да, рост есть, но он существенно ниже, чем в приведенных данных, – сказала руководитель направления компании «Асент тревел» Татьяна Покровская. – И если судить по количеству перевозки, которая, осталась, в основном, на уровне прошлого года, то рост просто не может быть таким большим». Но и она упомянула самостоятельных туристов, которые все бронируют в интернете.

 

Замыкает десятку самых подросших в первом полугодии направлений Кипр – плюс 42,7%. Генеральный директор компании ICS Дмитрий Шевченко объясняет успех продолжение общего роста рынка после кризисного периода. Вторая причина – выход на кипрское направление нового крупного игрока, компании «Пегас туристик», которая поставила много региональных программ. А Ирина Петрова заметила, что Кипр в этом году «вообще шоколадный». «Направление на взлете, в том числе и потому, что там спокойно, а во многих других странах стабильности не было. К тому же добавился довольно большой сегмент отелей all inclusive, который был необходим острову, многие отели перешли на эту систему».

 

Десятку лидеров рынка в абсолютных цифрах смотрите в таблице.

 

А теперь обратите внимание на очень важный момент. Большинство экспертов, говоря о причинах роста направлений, упоминают либо самостоятельных путешественников, либо демпинг или избыточную перевозку, что примерно одно и то же. А это симптомы тревожные, поскольку означают, что турбизнес, в лучшем случае, работает на грани рентабельности. Про худший даже говорить не будем. И если эта тенденция сохранялась до конца лета – а она сохранялась, то осень и зима могут стать еще одним тяжелым испытанием для туристического рынка.

 

Любовь Булгакова, Наталья Панферова, Ирина Тюрина, RATA-news

 

 

Выезд россиян за рубеж с целью туризма в I полугодии 2011-2007 гг.

(тыс. поездок)

 

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал 23.08 Пунта
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
«Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей»
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
«Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них»
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
«Палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям»
Дмитрий КАЗЬМИН


«По моим ощущениям, у людей смещается интерес с "матрасного" отдыха в сторону активного. Многие родители настроены на то, чтобы ребенок продолжал развиваться и в неучебное время. Поэтому спрос на игровые, языковые, тематически и подобные лагеря, думаю, будет расти»
«Отели Краснодарского края должны научиться конкурировать с Турцией и Египтом»
Светлана РУБЦОВА
«Интеллект Отель»
директор
Больное место – организация питания. Мы видим, как пересекаются потоки грязной и чистой посуды, не хватает блюд или качество их приготовления низкое. И если на этапе проекта можно внести допустимые корректировки, то в работающем отеле недостатки приходится исправлять другими способами - в зависимости от ситуации...
«Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»
Елена ЛУКЬЯНОВА
«Глобус-тур»
директор
Первое, что вызывает вопросы - хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах.
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100