Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Для развития межрегиональных авиаперевозок в России одного субсидирования мало

04:54, 11 января 2019

Росавиация утвердила список субсидируемых в 2019 году межрегиональных авиамаршрутов. Сообщается, что часть рейсов будет выполняться на условиях софинансирования из бюджета регионов. В 2018 году Росавиация субсидировала более чем на 3 млрд рублей полеты на 175 региональных маршрутах. В этом году Минтранс увеличил размер бюджетного ассигнования на эти цели более чем вдвое – до 7,8 млрд рублей.

Напомним, Владимир Путин в своем указе «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» призвал правительство развивать межрегиональные авиаперевозки без стыковки в Москве. Согласно указу, реконструкция региональных аэропортов и «расширение сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву, до 50% от общего количества внутренних регулярных авиационных маршрутов» должны войти в комплексный план по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры.

В список-2019 вошли 197 направлений, на которых летают авиакомпании Utair, «РусЛайн», «Азимут», «ЮВТ Аэро», «ИрАэро», «Ангара», S7, «Якутия» и другие. Это, в частности, рейсы из Ростова-на-Дону в Волгоград, Грозный, Нижний Новгород, Казань, Махачкалу, Минводы, Самару, Тюмень, Уфу, Нижнекамск, Астрахань, Сочи и Челябинск. В списке также 58 направлений из и в города Приволжского федерального округа. Наибольшее число субсидируемых рейсов пришлось на Казань – в перечне 18 направлений, где столица Татарии выступает пунктом отбытия или прибытия. Три авиакомпании получат субсидии на полеты по России из Челябинска в Краснодар, Красноярск, Минводы, Ростов-на-Дону, Самару, а также маршрут из Оренбурга в Тюмень с пересадкой в Челябинске.

На субсидирование смогут рассчитывать авиарейсы из многих городов Центрального федерального округа. В частности, Воронеж – Калининград, Калининград – Белгород, а также рейсы из Калуги в Екатеринбург, Краснодар, Минводы, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Симферополь и Сочи. Из Брянска Росавиация субсидирует рейсы в Санкт-Петербург, Краснодар, Сочи и Минводы, из Иваново – в Санкт-Петербург и Анапу.

По словам генерального директора компании «Дельфин» Сергея Ромашкина, децентрализация авиаперевозок давно назрела. «По статистике аэропортов Юга России за 10 месяцев 2018 года, Москва – безусловный лидер в топ-5 направлений во всех трех аэропортах. Ее доля составила 64% в Сочи, 74% – в Краснодаре и 68% – в Анапе. Это, конечно, совершенно недопустимая концентрация рейсов в одном городе. Компания «Дельфин», например, продает Анапу как минимум в 300 городах», – пояснил он RATA-news.

По словам эксперта, трудно оценить, насколько высоким будет спрос на такие перелеты, но турбизнес приветствует их появление, так как в конечном счете любая мобильность граждан способствует развитию туризма в стране.

Директор по продажам «Интуриста» Сергей Толчин согласен, что новые маршруты повысят активность туристов. Однако одного субсидирования, по его словам, мало для децентрализации перевозок в стране – необходимо развитие инфраструктуры, которое подвигло бы ведущие авиакомпании страны расширять региональные направления, а не держаться только за Москву и города-миллионники. «Плохо то, что на межрегиональных маршрутах у перевозчиков нет конкуренции, к тому же на них часто используются не самые современные самолеты, то есть с высокой себестоимостью полета, так что цены даже с субсидированием остаются немалыми», – заметил он.

В качестве одного из решений проблемы в правительстве рассматривается создание регионального перевозчика. По данным «Ведомостей», еще в начале 2018 года такое поручение было дано «Сбербанку» и «ВТБ». Целевые показатели будущей авиакомпании – перевозка 6-9 млн человек в год (сейчас больше только у «Аэрофлота», включая «дочки», и S7 – 50 и 14 млн пассажиров соответственно). В качестве кандидата на регионального перевозчика «Сбербанк» и «ВТБ» рассматривают авиакомпанию Utair. Для реализации проекта может быть использована как существующая, так и вновь созданная авиакомпания, однако вариант с Utair удобен в связи с тем, что у компании огромные долги, прежде всего перед «Сбербанком» – около 30 млрд рублей, то есть около половины всех долгов перевозчика перед банками. Причем часть из этих средств Сбербанк предоставил перевозчику напрямую, а часть – в составе банковского синдиката.

Перевозчика под проект могут выбрать в рамках конкурса, претенденты на роль региональной авиакомпании есть и помимо Utair, говорят источники издания. Отношения с будущей региональной авиакомпаний «Сбербанк» и «ВТБ» предпочли бы иметь партнерские (разработку модели бизнеса, кредитование, лизинг), однако не исключается, что банки станут и акционерами, «если понадобится и будет указание сверху».

Как пишет The Bell, схема, которую рассматривает «Сбербанк», уберет с авиарынка очередную частную компанию и снизит конкуренцию. Utair при всех его проблемах и специфике (компания зарабатывает прибыль на вертолетных перевозках для нефтяников, а обычные пассажирские перевозки приносят только убыток) – рыночный игрок, а для госбанков региональная авиакомпания вряд ли станет полноценным бизнесом: внутрироссийские авиаперевозки уже много лет убыточны по определению. Кроме того, по словам некоторых экспертов, чтобы сделать перевозки доступными для россиян, надо постоянно урезать расходы, как это, в частности, делает лоукостер «Победа», а участие в проекте крупнейших банков, по определению ориентированных на прибыль, вряд ли будет этому способствовать.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно