Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Интервью

Эльмира Туканова: «Мы поддерживаем уральские туристические события, чтобы стимулировать развитие этих проектов, а значит и всего региона»

03:07, 11 марта 2016

Три года подряд правительство Свердловской области поддерживает событийный туризм: проводит конкурс, победители которого получают финансовую, организационную и информационную поддержку. В 2016 году помощь получат три мероприятия – «Демидовский сплав» по реке Чусовой, реконструкция событий Гражданской войны «Покровский рубеж» и фестиваль UralTerraJazz. Опытом этой работы с читателями RATA-news делится директор регионального Центра развития туризма Эльмира Туканова (фото).

- Недавно завершился очередной конкурс. Расскажите, чем интересны мероприятия-победители?

- Первый победитель – «Демидовский сплав», который пройдет в мае под Нижним Тагилом в природном парке «Река Чусовая». Это будет театрализованное открытие водного сезона для всех желающих. Тема, на наш взгляд, привлекает внимание к активному отдыху, к возможностям экологического, познавательного и индустриального туризма в Свердловской области. Организаторы обращаются к истории Урала, тесно связанной с горнозаводчиками Демидовыми. В свое время именно по этой реке они сплавляли металл.

Сплав по Чусовой – это межрегиональный маршрут, который объединяет Пермский край и Свердловскую область, это тоже важно. Мероприятию несколько лет, но прежде помощи из бюджета оно не получало, а аудитория его была ограничена теми людьми, которые имели отношение к организации праздника. Мы рассчитываем, что наша поддержка привлечет внимание и местных жителей, и гостей из соседних регионов. Хотим, чтобы мероприятие стало своеобразным открытием сезона сплавов по Чусовой. Самой зрелищной частью будет костюмированная историческая постановка. Кроме того, для гостей будут организованы мастер-классы. После непродолжительного инструктажа пройти часть маршрута смогут все желающие, так как он не сложный.

Второе мероприятие, которое получит в этом году поддержку регионального бюджета, это фестиваль исторической реконструкции «Покровский рубеж» в Артемовском. Тема – Гражданская война, события, которые происходили в этот период на территории Свердловской области. Участники детально воссоздали исторические эпизоды, которые будут демонстрировать, и костюмы.

Третий победитель конкурса – фестиваль UralTerraJazz, который проходит в августе в Камышлове. Это мероприятие уже получало нашу поддержку, что привело к росту количества площадок и продолжительности – с одного дня до двух дней. Судя по новой заявке, организаторы стали больше заботиться о досуге гостей. Например, в этом году волонтеры в рамках фестиваля проведут экскурсии по району, где проходит мероприятие, а также появился гастрономический мини-фестиваль.

- Вашим коллегам в других регионах может быть интересен этот опыт: как вы принимаете заявки, по каким критериями выбираете победителей?

- Принципы отбора мы разработали три года назад совместно с министерством инвестиций и развития Свердловской области. Их несколько. Во-первых, нам важно, чтобы мероприятие было интересно с точки зрения продвижения туристического потенциал всего региона и конкретно того муниципального образования, в котором оно проводится. Особенно интересна уникальность не только для области, но и для всей России. Во-вторых, надо, чтобы инициатива исходила от организаторов, представителей бизнеса, чтобы она имела поддержку муниципальных властей и, в конечном счете, пропорциональное финансирование из нескольких бюджетов, а не только из областного.

Сначала мы принимаем заявки. В 2013 году их было больше 40, а в 2016 – уже больше 100. Затем по нашим критериям отбираем лидеров, которым даем возможность на втором этапе конкурса провести презентацию в присутствии экспертов. В это раз таких проектов было 30.

В какой форме себя представлять, организаторы решают сами. Обычно это видеоролики, фотоотчеты, которые показывают конкретные результаты работы по развитию мероприятия. Затем на Совете по развитию туризма тайным голосованием по бальной системе определяются победители, которые получат поддержку.

- То есть во всех случаях речь идет об уже существующих проектах?

- Да, все мероприятия, которые подают заявки на конкурсе, проводятся не первый год и уже имеют какую-то историю. Это, наряду с посещаемостью, также входит в список критериев отбора.

- В чем же заключается ваша поддержка?

- Мы стремимся стимулировать дальнейшее развитие проектов, вывести их на новый уровень. В смысле поддержки подходим индивидуально. В одном случае это может быть помощь с транспортом, с организацией рекламных или пресс-туров. В другом – информационная поддержка, печать афиш, буклетов, размещение рекламных баннеров на сайтах или аудиороликов в эфире местных радиостанций.

Многое зависит от того, как сами организаторы расставят приоритеты. Например, у нас есть событие, которые мы поддерживали три года – горный марафон «Конжак». Его организаторы всегда говорят, что им не нужны буклеты и афиши, но необходим транспорт, чтобы доставить участников и гостей к месту проведения мероприятия, потому что оно находится на самом севере области.

Тем не менее, средства, которые выделяются на поддержку отобранных событий, распределяются равномерно. Не бывает такого, что на одного победителя ушло 500 тыс. рублей, а на другого только на 100 тыс. Все в равных условиях.

- Сколько денег на это выделяет областной бюджет?

- Каждый год по-разному. Сейчас, в кризис, пришлось расставить приоритеты. Если в 2013 году поддержку получили 15 событий на общую сумму в 6 млн. рублей, то в этом году трем мероприятиям-победителям будет выделено 1,5 млн. рублей.

- Сколько всего проектов поддержали за три года? Как потом сложилась потом их судьба?

- В первый раз три года назад, как я уже сказала, мы поддержали 15 проектов, затем два года подряд – в 2014 и 2015 – победителями выбирали по девять мероприятий. В 2016 поможем еще трем. За это время некоторые события получали поддержку по два-три раза, потому что у них были очень хорошие защиты, члены совета голосовали за них вновь и вновь. Изначально за пределами Свердловской области, а порой даже конкретных муниципалитетов, о некоторых событиях никто не знал – например, об «Ирбитской ярмарке», турнире косарей, горном марафоне. Три года подряд мы их поддерживали, «вырастили» до определенного уровня, и сейчас они развиваю себя сами: появились партнеры, которые вкладывают свои средства в их проведение.

- То есть все мероприятия живы и развиваются?

- Да, и многие из них стали полноценными туристическими событиями, операторы включают их в свои программы и предлагают клиентам. В прошлом году во время фестиваля «Малахитовая шкатулка» мы провели инфотур для представителей турбизнеса из разных регионов России. Его участники дали нам немало ценных советов о том, как организовать прием туристов, приезжающих на то или иное мероприятие. Например, рекомендовали местным туроператорам создавать для туристических групп специальные программы в рамках фестиваля или праздника, чтобы гости не были предоставлены сами себе, двигались по спланированному маршруту и видели все площадки.

- Какие проекты получились самыми яркими и посещаемыми?

- Фестиваль барбекю в Екатеринбурге в прошлом году за два дня посетили около 60 тыс. человек, горный марафон «Конжак» – 12 тыс., «Ирбитскую ярмарку» – больше 10 тыс.

- Насколько активно вовлечен уральский турбизнес в продвижении региональных мероприятий?

- Турбизнес уже сотрудничает с четырьмя проектами – «Ирбитской ярмаркой», турниром косарей, горным марафоном «Конжак» и фестивалем «Малахитовая шкатулка». На сайтах этих мероприятий есть контакты операторов, которые организуют на них специальные программы.

Кроме того, нас волнует, чтобы могли заработать и другие представители индустрии гостеприимства региона. Нам важно, как влияет тот или иной праздник, фестиваль на развитие туризма в муниципалитетах. Увеличиваются ли налоговые поступления в бюджет? Заполняются ли гостиницы, турбазы, санатории? Растет ли посещаемость музеев, спрос на экскурсионное обслуживание? По итогам проведения каждого мероприятия мы проводим соответствующий мониторинг.

- Что показывают эти исследования?

- Эффект действительно заметный. И мы можем его предсказать и даже запланировать еще до проведения мероприятия. Встречаемся с организаторами, чтобы обсудить предстоящее событие, выяснить, какие активные развлечения можно предложить туристам, чтобы они обязательно приехали, что будет интересно местным, а что – приезжим. Обязательно оцениваем возможности по размещению, количество и качество объектов показа. Планируем, какой может быть их загрузка в период проведения мероприятия. Хотим, чтобы на время каждого праздника или фестиваля гостиницы были максимально заполнены, экскурсии – запланированы, музеи – открыты.

А уже после того, как то или иное событие прошло, мы отслеживаем, участвуют ли организаторы во всероссийских конкурсах, какие получают грамоты, дипломы, как активно себя проявляют вне рамок нашей поддержки. Например, турнир косарей, который мы поддерживали три года подряд, очень активно продвигал себя сам и получил большое количество наград.

Смотрим мы насколько задействованы местные туристско-информационные центры. Неплохой, я считаю, результат: за три года существования конкурса, в тех муниципальных образованиях Свердловской области, которые проводят свои мероприятия, открылись пять новых ТИЦев.

Интересно, что теперь уже туристические события помогают в развитию местных предприятий. Например, в Каменске-Уральском ежегодно проходит фестиваль колокольного звона. Благодаря этому явно повысилась узнаваемость бренда уральских колоколов, выросли продажи местной компании «Пятков и Ко», которая их производит. Аналогичный эффект получил Артинский завод кос благодаря турниру косарей. Фестиваль «Малахитовая шкатулка», который ежегодно проходит в Екатеринбурге, привлекает внимание к теме поделочного камня, продвигает уральских производителей сувениров и ювелирных украшений. А фестиваль барбекю стал площадкой «импортозамещения». Раньше его участники использовали рыбу и мясо, привезенные из-за рубежа, а сейчас среди партнеров мероприятия – производители из регионов Урала и Сибири.

 

Беседовала Анна Вальцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно