Калуга

Нужен ли старшему поколению какой-то особенный туризм?

В рамках проходящей в Москве выставки «Интурмаркет» впервые была поднята тема туризма для старшего поколения. «Вызовы и возможности» этого сегмента рынка обсуждали на круглом столе, организованном при поддержке Всемирного конгресса туризма старшего поколения (World Senior Tourism Congress).

Модератор дискуссии – менеджер проектов WSTC Ольга Субанова – предложила спикерам и слушателям разрушить некоторые стереотипы по поводу путешественников этой возрастной группы. Например, что они не путешествуют, не имеют на это денег или им может быть интересен только социальный туризм. В итоге были не только развенчаны предубеждения, но еще и слушатели во многом не согласились со спикерами круглого стола.

Мила Новиченкова, директор по маркетингу и коммуникациям компании Ipsos, которая занимается социологическими исследованиями, рассказала о потребительских предпочтениях «старшего поколения», основываясь на свежих данных. Так, в России, общество считает «старыми» людей в возрасте от 61 года. Во многих странах эта цифра намного выше, в Испании, например, 74 года. 19% людей в возрастной группе 60-75 лет в нашей стране среди целей жизни на ближайшие 12 месяцев назвали путешествия. Однако этот пункт конкурирует с ремонтом либо тратами на образование взрослых. Из тех, кто в этой возрастной группе путешествует, больше всего одиноких пенсионеров.

Менеджер по маркетингу и рекламе компании Amadeus Светлана Волкова также посвятила свое выступление информации о запросах «старшей» аудитории, основываясь на больших данных своей компании, которая соприкасается в работе с более 1,6 млрд человек в год. По ее словам, сегодня в мире самая большая и активная возрастная группа путешественников – люди старше 50 лет, и это глобальный тренд в развитых странах.

«Им важно развиваться, не замыкаться в четырех стенах, ведь жизнь не останавливается, – сказала в частности г-жа Волкова. – Многие представители этой возрастной группы стремятся совмещать хобби с путешествиями. У них есть свободное время, они открыты миру и хотят не только хорошо себя чувствовать и быть рядом с семьей, но и оставаться важными членами общества». По мнению эксперта, турбизнес должен правильно оценивать возможности этой аудитории, составлять, например, необременительные программы «по силам», а также учиться налаживать с ними доверительные отношения и не обманывать.

Генеральный директор международного анимационного агентства Celebrate Оксана Гончарова посвятила свой доклад особенностям отельной анимации в российских санаториях. По ее мнению, там напрасно стремятся к универсальности развлечений. Она призвала не экономить на аниматорах и разделять аудитории, поскольку пока чаще всего «проваливаются» две возрастные группы – подростки 13-18 лет и люди старше 55 лет.

Среди компаний, которые представили на круглом столе примеры своего продукта для старшего поколения, был стартап «Заслуженный отдых» и компания из Костромы Art Cool. Первый проект организует коллективные путешествия по типу лагерных смен с насыщенными тематическими программами. Второй – туроператор, которые ввел в свой ассортимент отдельные туры для старшего поколения. Обе докладчицы – Елена Алиева и Елена Сахарова соответственно – отметили, что на рынке туруслуг предложений для людей старшего возраста немного, а также сообщили об «особых» запросах этой аудитории: они хотят ездить в тематические туры, знакомиться, заводить новых друзей, чтобы не быть в одиночестве.

Многие спикеры использовали клише «мир стареет», которое, на наш взгляд, справедливо лишь отчасти. Демография – область знаний, где на показатели влияют многие факторы. В последние десятилетия в мире, в первую очередь в развитых странах, продолжительность жизни растет. Это происходит, в том числе, улучшению качества медицинских услуг и моде на здоровый образ жизни. То есть это не «мир стареет», а люди дольше живут.

Примечательно, что спикеры, рассуждая о туризме «старшего поколения», употребляли местоимение «они». Это выглядело бы логично в студенческой аудитории. Однако и в зале, и среди докладчиков было достаточно людей, которые явно перешагнули 50-летний рубеж. Поэтому неудивительно, что участники дискуссии обратили на это внимание организаторов и докладчиков.

«Я отношусь к поколению людей, которых здесь как только не обозвали – «старыми», «пожилыми», «с особыми запросами» и т.п., – сказала Елена Юрченко, руководитель крымского проекта «Карта гостя». – Мне 57 лет, я живу и не задумываюсь, к какому поколению отношусь, могу быть на одной волне с людьми разного возраста. Кроме того, у каждого человека в любой группе могут быть очень разные потребности, что мы видим, например, по статистике использования наших карт гостя. Поэтому личностный подход должен быть к туристу независимо от возраста».

«Меня тут искусственно состарили, – сказал основатель сайта об автопутешествиях, автор книги «Как путешествовать по миру на автомобиле», в прошлом профессор кафедры «Автомобильный туризм и сервис» Московского государственного машиностроительного университета Павел Садчиков. – Я побывал в 110 странах и не считаю, что кто-то специально должен делать мою жизнь интереснее. Сам в состоянии придумать маршрут, заказать билет, гостиницу и отправиться в путь». Заметим, что г-ну Садчикову почти 78 лет, на новогодних каникулах он на машине ездил на Красную Поляну и Домбай кататься на горных лыжах.

Сооснователь фестиваля «Young Old: новые старшие» Екатерина Курышева попросила слова, чтобы рассказать, что аудитория их проекта – 50-60 лет и старше, и внутри этой группы много очень разных людей с абсолютно разными потребностями. Так что обобщать, сваливать всё в кучу – несправедливо.

Показательно, что список требований к анимации, предъявляемый туристами возраста 55+, который в своем докладе представила Оксана Гончарова, с таким же успехом можно соотнести с потребностями любого человека. На отдыхе очень многие хотят танцев, творчества, пения в караоке, карточных, настольных и интеллектуальных игр, концертов, живой музыки, мягкого фитнеса и активного спорта.

Более того, по наблюдениям туроператоров, люди старше 45-50 лет – самые частые гости на активных, насыщенных экскурсионных маршрутах. А в сегменте «матрасного» отдыха и спа-процедур все больше молодых людей, которые в течение года активно работают, а в отпуске хотят замедлиться и поддержать здоровье.

 

Анна Вальцева, RATA-news

Версия для печати