Интурмаркет 2020 02.10

№4762

Правление РСТ соберется в Москве 14 марта

В Москве 14 марта состоится очередное заседание правления Российского союза туриндустрии (РСТ).

На повестке дня – отчет о работе РСТ за 2018 год, утверждение плана работы на 2019 год.

А также:

- позиция РСТ по актуальным вопросам развития туристического рынка – визовые формальности, фискальная нагрузка на бизнес, классификация средств размещения и др.;

- совершенствование законодательного регулирования в сфере туризма;

- о проведении XVII съезда РСТ.

Заседание состоится по адресу: ул. Мясницкая, 47, этаж 5, зал коллегии Ростуризма (каб. 517).

Начало в 15.00, регистрация с 14.30.

Просим членов правления до 11 марта подтвердить участие или прислать доверенность в исполнительную дирекцию РСТ: (495) 961-13-70/71, rata@rata.ru.

Решение по введению Россией электронных виз может быть принято в течение полугода

Вопрос о введении электронных виз для иностранных туристов может быть решен в течение полугода. Об этом сообщила на открытии выставки «Интурмаркет» вице-премьер правительства Ольга Голодец.

Она напомнила, что президент Владимир Путин поручил подготовить предложения по введению электронных виз и этот вопрос активно обсуждается на всех уровнях. В том числе, по словам г-жи Голодец, «есть понимание, что список стран, граждане которых могут приезжать в Россию по электронной визе, должен быть расширен». «Думаю, в ближайшие полгода будет решение которое нас сильно подвинет в этом вопросе. Речь идет и о географическом расширении внутри страны, и об увеличении списка стран», – сказала вице-премьер.

Напомним, сейчас по электронным визам иностранные туристы могут въехать в Приморский край. С момента введения этой системы в августе 2017 года регион посетили 68 тыс. туристов. Иностранцам нужно подать заявку не менее чем за три дня до поездки на соответствующем сайте, визу им проставляют при въезде в Россию, где можно находиться не более восьми дней. Въезд по электронным визам разрешен гражданам 18 стран. Среди них есть те, где поездки в Россию популярны, например, Япония, Китай и Индия. А есть и такие, как Алжир, Бахрейн или Марокко, откуда турпоток в Россию минимальный. При этом в список не вошли многие развитые страны-поставщики туристов в Россию, например, Франция, США или Германия.

Ольга Голодец также сообщила, что в рамках федеральной целевой программы развития туризма (ФЦП) государство будет делать упор на поддержку тех регионов и направлений туризма, где бюджетные инвестиции привлекают частные средства.

Заместитель главы Ростуризма Николай Королев на всероссийском совещании по актуальным вопросам развития туризма в РФ, прошедшем на «Интурмаркете», рассказал, что в рамках ФЦП 2011-2018 гг. соотношение государственных и частных инвестиций в инфраструктуру приема туристов оказалось лучше ожидаемого. По его словам, в программу было заложено привлечение на 1 государственный рубль 2,2 частных, а в итоге на 1 государственный рубль в среднем привлекалось от 2,8 до 3 частных.

 

Ирина Сафронова, специально для RATA-news

Нужен ли старшему поколению какой-то особенный туризм?

В рамках проходящей в Москве выставки «Интурмаркет» впервые была поднята тема туризма для старшего поколения. «Вызовы и возможности» этого сегмента рынка обсуждали на круглом столе, организованном при поддержке Всемирного конгресса туризма старшего поколения (World Senior Tourism Congress).

Модератор дискуссии – менеджер проектов WSTC Ольга Субанова – предложила спикерам и слушателям разрушить некоторые стереотипы по поводу путешественников этой возрастной группы. Например, что они не путешествуют, не имеют на это денег или им может быть интересен только социальный туризм. В итоге были не только развенчаны предубеждения, но еще и слушатели во многом не согласились со спикерами круглого стола.

Мила Новиченкова, директор по маркетингу и коммуникациям компании Ipsos, которая занимается социологическими исследованиями, рассказала о потребительских предпочтениях «старшего поколения», основываясь на свежих данных. Так, в России, общество считает «старыми» людей в возрасте от 61 года. Во многих странах эта цифра намного выше, в Испании, например, 74 года. 19% людей в возрастной группе 60-75 лет в нашей стране среди целей жизни на ближайшие 12 месяцев назвали путешествия. Однако этот пункт конкурирует с ремонтом либо тратами на образование взрослых. Из тех, кто в этой возрастной группе путешествует, больше всего одиноких пенсионеров.

Менеджер по маркетингу и рекламе компании Amadeus Светлана Волкова также посвятила свое выступление информации о запросах «старшей» аудитории, основываясь на больших данных своей компании, которая соприкасается в работе с более 1,6 млрд человек в год. По ее словам, сегодня в мире самая большая и активная возрастная группа путешественников – люди старше 50 лет, и это глобальный тренд в развитых странах.

«Им важно развиваться, не замыкаться в четырех стенах, ведь жизнь не останавливается, – сказала в частности г-жа Волкова. – Многие представители этой возрастной группы стремятся совмещать хобби с путешествиями. У них есть свободное время, они открыты миру и хотят не только хорошо себя чувствовать и быть рядом с семьей, но и оставаться важными членами общества». По мнению эксперта, турбизнес должен правильно оценивать возможности этой аудитории, составлять, например, необременительные программы «по силам», а также учиться налаживать с ними доверительные отношения и не обманывать.

Генеральный директор международного анимационного агентства Celebrate Оксана Гончарова посвятила свой доклад особенностям отельной анимации в российских санаториях. По ее мнению, там напрасно стремятся к универсальности развлечений. Она призвала не экономить на аниматорах и разделять аудитории, поскольку пока чаще всего «проваливаются» две возрастные группы – подростки 13-18 лет и люди старше 55 лет.

Среди компаний, которые представили на круглом столе примеры своего продукта для старшего поколения, был стартап «Заслуженный отдых» и компания из Костромы Art Cool. Первый проект организует коллективные путешествия по типу лагерных смен с насыщенными тематическими программами. Второй – туроператор, которые ввел в свой ассортимент отдельные туры для старшего поколения. Обе докладчицы – Елена Алиева и Елена Сахарова соответственно – отметили, что на рынке туруслуг предложений для людей старшего возраста немного, а также сообщили об «особых» запросах этой аудитории: они хотят ездить в тематические туры, знакомиться, заводить новых друзей, чтобы не быть в одиночестве.

Многие спикеры использовали клише «мир стареет», которое, на наш взгляд, справедливо лишь отчасти. Демография – область знаний, где на показатели влияют многие факторы. В последние десятилетия в мире, в первую очередь в развитых странах, продолжительность жизни растет. Это происходит, в том числе, улучшению качества медицинских услуг и моде на здоровый образ жизни. То есть это не «мир стареет», а люди дольше живут.

Примечательно, что спикеры, рассуждая о туризме «старшего поколения», употребляли местоимение «они». Это выглядело бы логично в студенческой аудитории. Однако и в зале, и среди докладчиков было достаточно людей, которые явно перешагнули 50-летний рубеж. Поэтому неудивительно, что участники дискуссии обратили на это внимание организаторов и докладчиков.

«Я отношусь к поколению людей, которых здесь как только не обозвали – «старыми», «пожилыми», «с особыми запросами» и т.п., – сказала Елена Юрченко, руководитель крымского проекта «Карта гостя». – Мне 57 лет, я живу и не задумываюсь, к какому поколению отношусь, могу быть на одной волне с людьми разного возраста. Кроме того, у каждого человека в любой группе могут быть очень разные потребности, что мы видим, например, по статистике использования наших карт гостя. Поэтому личностный подход должен быть к туристу независимо от возраста».

«Меня тут искусственно состарили, – сказал основатель сайта об автопутешествиях, автор книги «Как путешествовать по миру на автомобиле», в прошлом профессор кафедры «Автомобильный туризм и сервис» Московского государственного машиностроительного университета Павел Садчиков. – Я побывал в 110 странах и не считаю, что кто-то специально должен делать мою жизнь интереснее. Сам в состоянии придумать маршрут, заказать билет, гостиницу и отправиться в путь». Заметим, что г-ну Садчикову почти 78 лет, на новогодних каникулах он на машине ездил на Красную Поляну и Домбай кататься на горных лыжах.

Сооснователь фестиваля «Young Old: новые старшие» Екатерина Курышева попросила слова, чтобы рассказать, что аудитория их проекта – 50-60 лет и старше, и внутри этой группы много очень разных людей с абсолютно разными потребностями. Так что обобщать, сваливать всё в кучу – несправедливо.

Показательно, что список требований к анимации, предъявляемый туристами возраста 55+, который в своем докладе представила Оксана Гончарова, с таким же успехом можно соотнести с потребностями любого человека. На отдыхе очень многие хотят танцев, творчества, пения в караоке, карточных, настольных и интеллектуальных игр, концертов, живой музыки, мягкого фитнеса и активного спорта.

Более того, по наблюдениям туроператоров, люди старше 45-50 лет – самые частые гости на активных, насыщенных экскурсионных маршрутах. А в сегменте «матрасного» отдыха и спа-процедур все больше молодых людей, которые в течение года активно работают, а в отпуске хотят замедлиться и поддержать здоровье.

 

Анна Вальцева, RATA-news

Каждый десятый болельщик вернулся после ЧМ в Россию благодаря Fan ID

По данным Сбербанка, каждый десятый футбольный болельщик, впервые побывавший в России во время чемпионата мира по футболу, вернулся в нашу страну в августе-декабре 2018 года. Эти повторные поездки обеспечили 5,4% от общего въездного потока иностранных туристов в страну. А траты возвратившихся туристов по банковским картам в августе-декабре 2018 года составили не менее 9,9 млрд рублей, или почти $153.

Впервые посетили Россию во время ЧМ около полумиллиона туристов, делают вывод специалисты Сбербанка. Каждый десятый из них расплатился картой иностранного банка в один из последующих месяцев 2018 года. Речь идет о приблизительно 52 тыс. иностранцев в месяц. В августе, например, их было больше – 72 тыс. человек, а в декабре меньше всего – 42 тыс. Возможно, некоторые туристы решили остаться до августа после ЧМ, отмечается в исследовании.

Напомним, что во время чемпионата всем болельщикам выдавался Fan ID – паспорт болельщика, который позволял многократно въезжать в Россию без визы до конца 2018 года. Больше всего болельщиков вернулось из США (43,8% от общего числа туристов из этой страны), Германии (8,6%), Казахстана (5,7%), Бразилии (5,3%) и Беларуси (4,5%).

Однако топ-5 по расходам выглядит чуть иначе: США (48,3% от общих расходов туристов из этой страны), Казахстан (10,5%), Германия (4%), Бразилия (3,5%) и Беларусь (2,7%). Если ранжировать страны по доле вернувшихся болельщиков (по отношению к тем, кто не вернулся), то первое место также принадлежит США (20,4%), затем идут Германия (17,5%), Швейцария (15%) и Бразилия (14,6%).

Чемпионат стимулировал туристов активнее путешествовать по всей России. В пятерке лидеров – Москва, в которой побывали болельщики из 137 стран, а также Санкт-Петербург (118), Московская область (117), Краснодарский край (103) и Республика Татарстан (81). При этом в нескольких регионах болельщики составили существенную долю в общем туристическом потоке: в Ненецком автономном округе – 16,7%, Республике Коми – 9,7%, Ханты-Мансийском автономном округе – 8,9%, Ямало-Ненецком автономном округе – 8,8%, Республике Алтай – 8,3%. Больше всего регионов России посетили туристы их Бразилии и США (по 83 региона), а также Германии (82).

Россия показала лучший результат в тройке лидеров въездного рынка Эстонии

Согласно официальной статистике Эстонии, страну в 2018 году посетило 247,3 тыс. российских туристов, что на 4% больше, чем годом ранее. На столько же выросло и число ночевок россиян в этой стране. Несмотря на скромный показатель, это лучший результат в традиционной тройке лидеров въездного рынка Эстонии. Финляндия, неизменно возглавляющая список иностранных туристов, просела на 9%. Латвия, занимающая третье место, прибавила всего 1%.

Общее количество зарубежных гостей снизилось, хотя и незначительно (0,7%) – до 2 млн. 140,5 тыс. человек.

Судя по всему, общее падение произошло за счет финских туристов. Небольшое снижение показала также Швеция (-3%), а все остальные рынки продолжили рост, причем некоторые – вполне впечатляющий. Например, количество туристов из Германии в Эстонии прибавилось на 14%, и эта страна практически наступает на пятки ближайшим соседям из Латвии. На 21% стало больше туристов из США, на 16% – из Голландии, на 10% – из Испании и Японии.

Самым популярным местом отдыха иностранных туристов остается Таллин, исторический центр которого внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2018 году здесь побывал примерно 71% зарубежного потока и 56% – российского. Статистика Таллина также зафиксировала спад финского рынка, что напрямую повлияло и на общий показатель. Три крупнейших туристических рынка Таллина – это Финляндия, Россия и Германия. Из Финляндии прибыло 40% от всех ночевавших туристов (578 250 человек, –11%), из России – 10% (140 200, +1%) и из Германии – 7% (101 600, +17%).

Рекордным для российского рынка считается 2013 год, когда из нашей страны в Эстонию приехало 305 тыс. туристов. Как рассказала RATA-news глава московского представительства Центра развития туризма Эстонии Илона Кбеян, российский поток в Эстонию растет с 2016 года, причем по итогам 2017 года рост составил почти 20%. По словам г-жи Кбеян, если в «рекордные» годы россияне чаще путешествовали в составе организованных групп, то сейчас предпочитают приезжать семьями и компаниями. Групповые туры популярны, прежде всего, на праздники – в Новый год или в майские каникулы.

Сейчас прирост слегка затормозился, что, по словам туроператоров, объясняется как насыщением спроса, так и экономическим состоянием России. «Рост в 2017 году по отношению к 2016 был более ощутимым, 2018 год оказался послабее. Сейчас продажи идут ровно, но точно не хуже прошлого года. Вот и на 8 марта мы активно отправляли группы», – пояснил RATA-news руководитель направления Прибалтика компании «Интурист» Алексей Красавин.

По его словам, у Эстонии есть свой турист: люди едут и в экскурсионные, и в оздоровительные туры, так как в стране много возможностей для велнес- и спа-отдыха. «Эстония – страна небольшая, но очень разнообразная и по ассортименту, и по географии. Я бы отметил также высокий уровень сервис и хорошие условия для профессионального взаимодействия. У эстонцев очень правильное отношение к деловым партнерам. Мы это знаем по опыту, потому что со многими отелями, курортами, музеями, ресторанами работаем напрямую. И нам очень помогает туристический офис Эстонии», – рассказал эксперт.

«Локомотивом» российского потока в Эстонию в силу своей географической близости выступает Северо-Запад, однако в последнее время, как заметил г-н Красавин, подтягиваются и более отдаленные регионы – бронирования, конечно, не массовые, но они есть. В любом случае, чтобы успешно продавать Эстонию, как и Прибалтику в целом, ее надо знать и любить: креатив и творческий подход здесь очень важны.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

В компании «Вантач Трэвел» новый генеральный директор

Генеральным директором компании «Вантач Трэвел» назначен Али Микаилов. Ранее он занимал должность директора по управлению продажами туроператора TUI Russia.

Предшественник г-на Микаилов Вадим Шпильман оставил должность генерального директора компании в связи с окончанием трехлетнего контракта. «Вантач Трэвел» благодарит г-на Шпильмана за создание проекта с нуля и его становление на рынке туристических онлайн-услуг.

В планах нового руководителя компании – совершенствование востребованных сервисов, реализация новых идей для дальнейшего роста и развития системы онлайн-бронирования. Сейчас «Вантач Трэвел» намерена активно развивать индивидуальные туры с перелетом на регулярных рейсах. Также планируется продвигаться в сегменте MICE.

Али Микаилов в туризме с 1998 года. Работал в компаниях «Мостревел», Coral Travel и TUI.

Завтра начинает работу MITT-2019

Уже завтра, 12 марта, в «Экспоцентре» начнет свою работу 26-я Московская международная туристическая выставка MITT. Она продлится до 14 марта включительно.

Получите бесплатный билет, используя промокод mitt19iWTRT.

Посетив выставку MITT, вы сможете за короткий срок:

- получить самую актуальную информацию по всем направлениям внутреннего и выездного туризма

- найти новых партнеров – поставщиков туристических услуг среди 2 тыс. участников;

- провести максимальное количество бизнес-встреч всего за 3 дня.

Участники выставки:

- управления по туризму стран и регионов;

- ведущие операторские компании по выездному и внутреннему туризму, принимающие операторы;

- центры бронирования;

- отели, гостиничные сети и другие объекты размещения;

- авиа- и транспортные компании;

- компании, предлагающие IT-решения в туризме.

Список участников

Деловая программа

Интерактивные планы выставки

Неделя ресторанов в Пярну: меню по особой цене

Неделя ресторанов – давняя традиция. Началась она в США почти 20 лет назад. В Эстонию впервые пришла в 2011 году.

В рамках пярнуской Недели ресторанов, которая продлится с 6 по 14 апреля, можно будет познакомиться с ресторанами совершенно разных стилей и замечательными поварами, работающими в них.

В рамках Недели ресторанов предлагаются обеды и ужины по особой цене – обеды из двух блюд и ужины из трех блюд. Составлено на основе меню а?la carte. Напитки в цену не входят.

При поддержке Европейского фонда регионального развития.

www.visitestonia.com

Три мистические обезьянки замка Тосёгу

Никко – туристическая мекка в двух часах езды на северо-запад от Токио, у подножия горы Нёхо в префектуре Тотиги. Здесь множество исторических мест, развлечений, природных красот. Знаменитые Футарасан, Тосёгу, Риннодзи включены в список культурного наследия ЮНЕСКО как «Храмы и святилища Никко».

Тосёгу, построенный в начале XVII века, посвящён великому сёгуну Токугава Иэясу. Именно здесь – известные на весь мир изображения трёх обезьян и спящей кошки. Почему же резное панно с фигурками мудрых японских макак над воротцами синтоистского святилища скульптора Хидари Дзингоро столь популярно?

Мидзару, Кикадзару, Ивадзару… Считается, это изречение пришло в сокращённом виде из Китая ещё в VIII веке, как часть буддийской философии. Мысль приписывают великому Конфуцию. Три догмы олицетворяют мудрость жизни: «Не смотри на то, что противоречит благопристойности. Не слушай того, что противоречит благопристойности. Не говори того, что противоречит благопристойности. Не делай того, что противоречит благопристойности».

Три мистические обезьяны, по-японски самбики-сару, иногда берут к себе в компанию четвёртую по имени Сидзару. Девиз этой макаки – не совершать никакого зла. Однако, скорее всего, «квартет» появился уже как фантазия сувенирщиков.

Никко непременно стоит посетить. И не только из-за поучительных обезьянок. Здесь интереснейший исторический тематический парк Edo Wonderland, озеро с потрясающим водопадом, онсэны Кинугава. А с 13 по 17 апреля в храме Футарасан-дзиндзя – фестиваль прихода весны Yayoi, этому мацури уже 1200 лет!

Подробнее на Visitjapan.ru.

Версия для печати