Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Главный барьер – в головах

08:39, 11 июля 2011

«Есть, как минимум, две причины развивать безбарьерный туризм. Первая – социальная. Забота общества об инвалидах – это показатель его цивилизованности. Вторая причина – экономическая. На долю путешествующих с ограниченными физическими возможностями приходится около 7% мирового туристического оборота и около 11% всех турпоездок по Европе. То есть, это большой сегмент рынка, которым нельзя пренебрегать», – сказал Сергей Шпилько, глава столичного Комитета по туризму и гостиничному хозяйству, открывая круглый стол «Безбарьерный туризм в Москве: реальность и перспективы».

Г-н Шпилько отметил, что и Москва, и Россия находятся «только в начале пути» создания среды, в которой комфортно почувствуют себя люди с ограниченными возможностями. Но в столице сделано уже немало. Заместитель руководителя столичного Департамента социальной защиты населения Игорь Гордеев рассказал, что из 872 объектов культуры столицы более 400 полностью или частично готовы к приему туристов-инвалидов. Все новые автобусы, троллейбусы, выходящие на городские маршруты – низкопольные. Планируется, что к 2014 году станет безбарьерным весь автобусный парк столицы, а к 2016-му – весь парк московских троллейбусов.

Новые станции метро также приспособлены для передвижения инвалидов. А что касается «исторических», отметил г-н Гордеев, то менять там что-либо сложно, технологически процесс затрудняет то, что все старые станции – глубокого залегания. Хотя ведется большая работа для адаптации и этих станций для слабовидящих и слабослышащих людей.

В Москве только в этом году выделено 2,5 млрд. рублей на создание безбарьерной среды, и это, подчеркнул Игорь Гордеев, исключительно бюджетные средства. Сколько частных инвестиций ушло на создание комфортных условий для инвалидов – никто не подсчитывал. Все новые гостиницы имеют условия для приема людей с ограниченными возможностями, город не разрешает строительство, если это не предусмотрено в проектном задании. Но: действительно ли учитывается все необходимое? Исполнительный директор ГУП «Московская социальная гарантия» Ольга Соловьева рассказала, что многие московские отели, заявляющие о готовности принимать инвалидов, лишь частично оборудованы для такого приема. А Сергей Шпилько подчеркнул, что тут важна методологическая подготовка участников рынка: гостиница или ресторан может не учесть всех нюансов просто по незнанию. По его словам, на повестке дня – создание стандартов по устранению барьеров для инвалидов, причем здесь не обязательно идти своим путем: многие страны накопили большой опыт, им нужно только воспользоваться. Город будет поощрять объекты туризма, которые реально поработали над созданием безбарьерной среды и принимают инвалидов.

Член правления московского отделения Всероссийского общества инвалидов Инна Маргулис считает, что уже сегодня таких объектов, в том числе туристических, немало. Она отметила Третьяковскую галерею, «Музеон», Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. «В Дарвиновском музее ведут специальные экскурсии для разных групп инвалидов, а в музее Ферсмана проводят экскурсии для слабовидящих, которым дают подержать в руках музейные экспонаты», – рассказала г-жа Маргулис. Слабые места московской безбарьерной среды, по ее мнению, это рестораны и общественные туалеты.

Не все вокзалы и аэропорты идеально приспособлены для инвалидов. Из вокзалов участники круглого стола как комфортный отметили Курский. Что касается аэропортов, претензии все к тем же туалетам – практически повсеместно. На это обратила внимание и представитель авиакомпании «Трансаэро» Елена Журавлева. Она отметила, что «Трансаэро» делает максимально удобным полет инвалидов: в компании предусмотрена услуга сопровождения, для передвижения в самолете инвалидам предоставляют специальные коляски, для них действуют специальные условия регистрации, весь персонал проходит обучение, чтобы помогать клиентам с ограниченными возможностями. Г-жа Журавлева особо подчеркнула, что компания не делает тайны из своей программы и готова поделиться ею с другими перевозчиками, особенно с небольшими компаниями.

Генеральный директор компании «Паратуризм Well» Юлия Шилкина подняла важнейший вопрос о готовности общества адекватно реагировать на путешествующих людей с ограниченными возможностями. По ее словам, есть родители, которые принципиально против, чтобы их дети ехали на экскурсии с детьми-инвалидами, для которых крайне важно путешествовать и общаться с обычными людьми. Бывает, что с недовольством встречают инвалидов и в гостиницах, упрекая их в том, что коляски, например, царапают полы. Хотя всегда можно предложить гостям. Например, пересесть на другие, «комнатные» коляски, было бы желание попытаться решить проблему. Гиды, если не прошли специальную подготовку и не накопили опыта, иной раз передвигаются по маршруту так, что инвалиды за ними просто не поспевают. «Главная проблема – в головах», – с сожалением заметила г-жа Шилкина. И еще, на ее взгляд, мало информации о рынке услуг для путешествующих инвалидов: «Мы очень долго искали транспорт для туристов с ограниченными возможностями. Оказалось, есть в Москве компании, которые его предоставляют, но найти их было непросто».

Сергей Шпилько призвал всех участников круглого стола поделиться информацией об участниках рынка, так или иначе имеющих отношение к туризму людей с ограниченными возможностями. Глава городского Комитета по туризму и гостиничному хозяйству пообещал, что на сайте, посвященном туристическими возможностям Москвы, который сейчас готовит комитет, будет специальный раздел по безбарьерному туризму. Он также сказал, что к 2018 году, когда в Москве пройдет чемпионат мира по футболу, столица должна стать по-настоящему безбарьерным городом. Предстоит решить и проблему снижения стоимости туров для инвалидов. «Туристы с ограниченными возможностями не летают чартерными рейсами, организация тура требует индивидуального подхода, а это не дешевое удовольствие. Но и эти проблемы можно решить. Будет сформирован продукт – будут созданы и партнерские программы, которые приведут к снижению его стоимости», – считает Сергей Шпилько.

 

Элеонора Арефьева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно