Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Курортный сбор – это забота не о курортах, а о латании дыр в местных и региональных бюджетах

03:25, 11 июля 2017

В Госдуме вчера прошли парламентские слушания по законопроекту о введении курортного сбора. Глава профильного комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров в своем выступлении перечислил основные поправки, которые необходимо внести в принятый в первом чтении закон. В частности, предлагается установить максимальную планку курортного сбора в 50 рублей, прописать муниципальную принадлежность сбора и право муниципалитетов утверждать льготы по его оплате, возложить контроль за реализацией норм на Общественный совет, Госдуму и правительство, а также внести в проект закона изменения, касающиеся межбюджетных отношений и работы государственных органов.

По словам г-на Макарова, по тексту законопроекта поступили многочисленные замечания и предложения, и это свидетельствует о том, что в рамках данной концепции его следует серьезно доработать. Обсуждение документа проходило совместно с представителями правительства, Минкавказа, который является уполномоченным органом, Минфина, а также при участии экспертного сообщества.

Андрей Макаров подчеркнул, что «везде в мире этот сбор является муниципальным, все средства от этого сбора зачисляются в муниципалитеты». В этой связи профильный комитет предлагает «в первый год установить, что в муниципальные бюджеты зачисляется 70% поступлений от сбора, а в региональные – 30%». Средства регионам предлагается оставить в связи предстоящей большой организационной работой. А со второго года эксперимента предлагается уже все 100% поступающих средств зачислять в муниципальные бюджеты.

Второе замечание касается фонда, куда будут зачисляться поступающие средства. «Это бюджетный фонд, который существует только для того, чтобы обособить средства, полученные в результате сбора, от других средств и обеспечить их целевое использование. Для функционирования подобного фонда понадобятся поправки в Бюджетный кодекс», – отметил глава комитета.

Андрей Макаров предложил изменить ставку сбора – в первый год вместо 100 рублей ограничиться максимальной планкой не выше 50 рублей. «При этом мы считаем необходимым включить в закон специальную норму о том, что средства, собранные в рамках курортного сбора независимо от того, какая ставка установлена, вообще не влияют и не могут учитываться при рассмотрении вопроса о бюджетной обеспеченности», – подчеркнул он. Таким образом курортный сбор будет выведен из вопросов межбюджетных отношений. Такая поправка уже подготовлена, и комитет будет предлагать ее принять.

В комитете также считают, что в законе должна быть норма о создании в каждом регионе Общественного совета, куда войдут представители туриндустрии, санаториев, общественные деятели. Функциями такого совета будет контроль за целевым использованием средств и проведение мониторинга. А с учетом того, что для внедрения курортного сбора потребуется «выработка большого количества нормативных актов как на региональном, так и на муниципальном уровне, именно этот совет будет готовить предложения, анализировать, давать оценку по подготовке законодательных актов регионов, нормативных актов муниципалитетов и договоров между муниципалитетами и регионам».

Отдельная тема – расширение льгот по оплате курортного сбора. Комитет предложил освободить от уплаты несовершеннолетних детей. «Что касается остальных льгот, мы предлагаем дать право муниципалитетам, дать право регионам – вопрос, обсуждаемый пока на стадии эксперимента – устанавливать любые дополнительные льготы к тому перечню, который есть на федеральном уровне», – сказал г-н Макаров.

Одновременно комитет предложил разнести вступление в силу закона и введение его в действие. Предполагается, что законодательные акты субъектов, принимаемые ими законы будут введены в действие не раньше 1 мая 2018 года. «Таким образом у нас фактически появляется год для того, чтобы обсудить не только те нормы, которые будут приняты федеральным законом, но и как будет формироваться региональное законодательство, нормативные акты и действительно создать общественные советы и придать обсуждению широкий характер», – заметил председатель профильного комитета.

При этом администрирование сбора предлагается передать налоговым органам, введя в Налоговый кодекс соответствующую статью. По словам г-на Макарова, вводимый сбор – это неналоговый платеж и он, безусловно, должен учитываться с точки зрения нагрузки на бизнес. «Поэтому мы предлагаем вопрос об отнесении его к Налоговому кодексу и вопрос администрирования рассмотреть после хотя бы года его реализации», – подчеркнул он.

Внесение поправок к законопроекту завершится 11 июля. Предложения по доработке документа профильный комитет ждет также и по итогам парламентских слушаний. С их учетом комитет сформулирует окончательные поправки, чтобы рассмотреть их на заседании Госдумы.

Напомним, 23 июня Госдума приняла в первом чтении правительственный проект закона об эксперименте по введению курортного сбора. Он будет проводиться с 1 января 2018 года по 31 декабря 2023 года в Крыму, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. Размер сбора не может превышать 100 рублей за сутки фактического пребывания в объекте размещения и может быть дифференцирован в зависимости от сезонности, времени пребывания плательщика и объекта размещения.

Российский союз туриндустрии с самого начала занял по вопросу о введении курортного сбора четкую позицию: эта мера приведет к удорожанию отдыха внутри страны и падению спроса. Внесенный в Госдуму законопроект, по мнению турбизнеса, нуждается в серьезной доработке. В любом случае, к проведению подобного рода экспериментов надо серьезно готовиться, а не устраивать из них административную штурмовщину. Президент РСТ Сергей Шпилько обозначил десять предложений по законопроекту, соответствующее письмо было передано министру по делам Северного Кавказа Льву Кузнецову, а также руководителям основных думских фракций и комитетов.

Как рассказал RATA-news вице-президент РСТ Юрий Барзыкин, обсуждение было бурным, но в итоге многие из предложений турбизнеса были услышаны, получился более компромиссный вариант законопроекта, чем тот, что принят в первом чтении. С другой стороны, осталось много нерешенных вопросов, причем принципиального характера. «Например, так и не определен механизм сбора. А введение его до прохождения обязательной классификации всех коллективных средств размещения помешает определить круг субъектов хозяйственной деятельности, через которые должно осуществляться взимание курортного сбора, включая так называемый частный сектор. Не говоря уже о том, что даже сниженный вдвое курортный сбор приведет к падению конкурентоспособности наших курортов. Так что при всей позитивности нового подхода депутатов к этому законопроекту проблем меньше не становится, и он по-прежнему нуждается в серьезной доработке», – пояснил вице-президент РСТ.

Президент РСТ Сергей Шпилько также считает достижением, что больше половины из десяти предложений РСТ так или иначе нашли отражение в позиции комитета Госдумы по бюджету и налогам: «В том числе учтены очень важные пункты. Достаточно вспомнить, что при разработке законопроекта в 2016 году разброс предложений по сумме сбора был довольно большим, доходило до 250-300 рублей в день. Сейчас, похоже, здравый смысл возобладал и сумма опустилась до 50 рублей».

По словам г-на Шпилько, против законопроекта в его нынешнем виде выступали руководители комитетов Госдумы по спорту, туризму и делам молодежи, по труду и социальным вопросам, Федерации независимых профсоюзов, КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России». За – Министерство по делам Северного Кавказа, руководство Ставропольского и Алтайского краев, Евпатории, Геленджика.

«Но, во-первых, это пока лишь парламентские слушания. Хотя то, что вел их председатель Госдумы и в президиуме сидели руководители фракций, подтверждает, что вопрос о курортном сборе стал действительно резонансным. Тем не менее, посмотрим, что в итоге войдет в текст закона, – сказал Сергей Шпилько. – Во-вторых, прискорбно, что сторонники закона воспринимают сбор именно как обычный налог на коммунальные нужды, который с легкостью можно распространить на всю страну. А значит забота вовсе не о курортах, а о латании дыр в местных и региональных бюджетах была движущим мотивом всей этой истории, из которой уши Минфина торчат не меньше, чем Минкавказа».

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно