Калуга

Ростуризм мог бы предупреждать рынок о нецелесообразности сотрудничества с какой-либо компанией

Напуганные проблемами с «Капиталом», официальные органы и всевозможные инстанции наперебой предлагают способы аудиторского контроля туроператоров и выдвигают кандидатуры организаций, на которые можно было бы возложить эту обязанность. Депутаты хотят поручить это Ростуризму, Ростуризм – страховщикам. Однако аудит – весьма специфический вид деятельности, требующий высокой квалификации и регламентированный жесткими законодательными требованиями к лицам и организациям, его осуществляющим. Достаточно сказать, что одних только обязательных для применения федеральных стандартов аудита в России сегодня насчитывается более 30.

Ответить на вопросы, касающиеся этой темы, мы попросили Марию Булатову (фото), директора компании «Ирма-Аудит», которая уже 10 лет специализируется на работе с предприятиями туристической отрасли.

- Мария, как вы считаете, надо ли изобретать какой-то новый механизм проведения аудита для туроператоров?

- В этом нет никакой необходимости. Видимо те, кто это предлагает, просто не знакомы с отраслевым законодательством. Туроператоры и без того обязаны предоставлять полный комплект бухгалтерской отчетности, включая аудиторское заключение (если компания попадает под обязательный аудит), не только в налоговые органы, но и в Ростуризм. Этот порядок, в частности, утвержден приказом Федерального агентства по туризму (Ростуризм) от 04.08.2009 № 175 «Об утверждении порядка представления юридическими лицами, осуществляющими туроператорскую деятельность, бухгалтерской отчетности в Федеральное агентство по туризму и внесении изменений в приказ Ростуризма от 10 мая 2007 года № 28». В пункте 2 приложения 1 к этому приказу перечислены все формы отчетности в соответствии с законом о бухгалтерском учете, включая пояснительную записку и аудиторское заключение.

Этим же приказом определены сроки представления в Ростуризм требуемых документов. Их надо подавать вместе со сведениями о наличии у туроператора финансового обеспечения на новый срок, то есть не позднее трех месяцев до истечения срока действующего финансового обеспечения (ст. 17.3 закона № 132-ФЗ). То есть, если, например, срок действия прежней финансовой гарантии истекает 1 июня 2011 года, то до 31 марта 2011 года отчетность за 2010 год и документы, подтверждающие ее сдачу в ИФНС, должны поступить в Ростуризм. Все полномочия для того, чтобы не принять комплект отчетности без аудиторского заключения или затребовать у туроператора этот документ, у Ростуризма есть, надо только их выполнять.

- Кто из туроператоров должен проходить аудит?

- Чтобы определить, должна ли компания проводить обязательный аудит, следует руководствоваться критериями, установленными законом от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В соответствии с пп.3 п.1 статьи 5 этого закона обязательный аудит проводится в случае, если объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Многие туроператоры под эти критерии попадают. Подлежат обязательному аудиту и открытые акционерные общества, но их в туризме немного.

Компания может пройти аудит и по собственной инициативе - по решению собственников компании. В инициативном порядке заказать аудит может не только сама организация, но и любой из ее учредителей, если его доля в уставном капитале превышает 10%.

- Есть ли какой-то способ заставить туроператоров проходить аудит?

- Давно сказано: строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Право потребовать аудиторское заключение от компании, попадающей под обязательный аудит, есть у налоговых органов (за непредоставление - штраф 50 руб. на организацию и 200-300 рублей на должностных лиц), у акционеров (учредителей) компании (административный штраф за непредоставление - 500-700 тыс. руб.) и у Ростуризма в соответствии с их же собственным приказом № 175 (штраф не предусмотрен).

Но речь надо вести, скорее, не о том, чтобы заставить туроператоров предоставлять аудиторское заключение, а о том, чтобы заставить уполномоченные органы его требовать. А также о совершенствовании механизма контроля со стороны этих органов. В частности, Ростуризм, принимая документы для внесения туроператора в реестр, мог бы контролировать степень его «долговой нагрузки»: сравнивать величину кредиторской задолженности с объемом выручки и чистой прибыли. Эти данные есть в балансе и в отчете о прибылях и убытках. По данным официальной отчетности также можно определить, например, коэффициенты ликвидности, характеризующие возможность компании расплатиться по своим обязательствам. И не надо будет никаких «сигналов с рынка» или от страховщиков о «подозрительных» туроператорах. Повторю, вся необходимая информация для финансового анализа есть в документах, предоставляемых туроператорами в Ростуризм. Возможно, следует вести речь о выработке каких-то отраслевых финансовых нормативов, показывающих «состояние здоровья» туроператора.

- Есть ли особенности проведения аудита именно для туристических компаний?

- Среди федеральных стандартов аудита каких-либо специальных, учитывающих отраслевую специфику, нет. Но СРО аудиторов и аудиторские организации должны также разрабатывать свои внутренние стандарты, в том числе на базе международных, если нет соответствующих российских стандартов аудита. У нас, например, разработаны отдельные внутренние стандарты, касающиеся плана и программы проведения аудита для турфирм, гостиниц, общепита и строительства. В программу аудита турфирм, в частности, входит обязательная проверка и подтверждение правильности определения размера финансового обеспечения, проверка учета БСО, экспертиза договорной базы турфирмы на предмет ее соответствия действующему законодательству, в том числе отраслевому, проверка выполнения обязанностей налогового агента по НДС и налогу на прибыль при расчетах с нерезидентами, проверка правильности отражения выручки от реализации турпродукта, в частности, оформления так называемой «дополнительной выгоды» и другие отраслевые особенности.

Кроме того, мы обязательно проверяем соблюдение основного принципа составления бухгалтерской отчетности – допущение непрерывности деятельности юридического лица. То есть мы контролируем факт, что аудируемое лицо будет осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность в течение 12 месяцев года, следующего за отчетным, и не имеет намерения или потребности в ликвидации, прекращении деятельности или обращении за защитой от кредиторов. Проверить соблюдение этого принципа - прямая обязанность аудитора, на этот счет даже есть отдельный федеральный стандарт. В частности, одним из признаков, свидетельствующих о нарушении этого принципа, может являться то, что величина чистых активов организации меньше размера ее уставного капитала, то есть юридическое лицо имеет убытки в течение более двух лет подряд. К сожалению, за последние два года количество таких организаций в туротрасли значительно возросло.

- Сейчас много говорят о необходимости расширить полномочия Ростуризма. Как вы считаете, надо ли в связи с этим предусмотреть возможность предупреждения рынка о нецелесообразности сотрудничества с какой-либо компанией?

- Бухгалтерская отчетность организации является открытой для всех заинтересованных пользователей, в том числе учредителей, инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков. Это следует из ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Коммерческой тайной является только содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности. Поэтому Ростуризм не нарушит никаких законов, если будет давать такие предупреждения. Но они, разумеется, должны быть мотивированными, например, основанными на результатах финансового анализа. И здесь должны быть четкие критерии, прописанные в законе! И, конечно, для этого в ведомстве должны быть специалисты необходимой квалификации. Также, например, при выявлении значительных нарушений финансовой дисциплины какой-либо компанией, Ростуризм можно наделить правом вынесения предписаний об устранении тревожных симптомов - если они в целом не препятствуют осуществлению туроператором своих функций, а также контроля за устранением этих нарушений.

Версия для печати