Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Минтранс начал приводить свои нормативы в соответствие с законом

08:07, 12 января 2004

Как мы уже сообщали, 11 декабря 2003 года министр транспорта Сергей Франк подписал Приказ № 214 Минтранса РФ, который принят в целях приведения нормативных документов транспортного ведомства в соответствие с действующим законодательством. Однако полной ясности в вопросе лицензирования продажи авиабилетов так и не появилось. По просьбе RATA-news это обстоятельство комментирует генеральный директор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.

- Приказ № 214 отменяет Приказ № 202 ФАС России от 27 июня 1998 года, который в свое время был принят во исполнение Постановления Правительства РФ о лицензировании деятельности в области гражданской авиации. В связи с этим отменено оформление и выдача лицензий на продажу авиаперевозки. Таким образом, туристические компании избавлены от обязанности получать лицензию на продажу авиабилетов и, соответственно, от угрозы уголовного преследования при ее отсутствии. Однако остаются в силе требования по сертификации агентской продажи авиаперевозки.

Историческая справка. Сертификация деятельности по продаже и бронированию авиаперевозок была введена Приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 10.08.99. № 28, который утвердил Федеральные авиационные правила «Сертификационные требования к организациям, осуществляющим деятельность по продаже и бронированию пассажирских и грузовых перевозок». В данном документе, в частности, расшифровывается содержание продажи и бронирования пассажирской перевозки. Это:

«- оформление (переоформление) билетов пассажирам в прямом и обратном направлениях с гарантированной (открытой) датой вылета по нормальному или специальному тарифам;

обеспечение финансовых расчетов с пассажирами за оформление (переоформление) билетов;

бронирование (резервирование) мест на борту воздушного судна для последующего оформления перевозочной документации…».

Правила сертификации содержат требования к помещению, персоналу, техническому оснащению организации предоставляющей услуги по продаже и бронированию перевозки. В частности необходимо наличие видеотерминального оборудования подключенного к автоматизированной системе бронирования.

Агентом является лицо, уполномоченное действовать от имени и по поручению авиаперевозчика по оформлению и продаже авиаперевозки, соответственно Субагентом является лицо, которому Агент передает свои права по предоставлению услуг. Перечень Субагентов включается в специальный список, прилагаемый к сертификату Агента. Если Субагент выступает от имени и за счет Агента (продает билеты, валидированные и оформленные Агентом), права и обязанности по сделке возникают непосредственно у Агента, соответственно, отдельный сертификат в данном случае получать нет необходимости.

Легитимность обязательной сертификации в области агентской продажи авиаперевозки в настоящий момент ставится под сомнение в связи со вступлением в силу с 1 июля 2003 года Федерального Закона «О техническом регулированиии», отменившего Законы о сертификации и стандартизации. Он регулирует, в частности, принципы безопасности при производстве товаров и услуг, а также нормы качества продукции. Законом предусматривается разработка технических регламентов, которые будут определять общие требования по каждому направлению безопасности. Техрегламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (в том числе процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). На обеспечение всей экономики техническими регламентами отводится семь лет.

На данный момент обязательная сертификация и стандартизация отменена. Таким образом отменены обязательные стандарты и в части обеспечения авиаперевозки, к которым относится агентская продажа авиабилетов. Однако правоохранительные органы при проверках туристических офисов, реализующих перевозку, требуют наличие сертификата, ссылаясь на ст. 8 Воздушного кодекса РФ – «Обязательная сертификация и аттестация в гражданской авиации». Кроме того, п.1. статьи 46 Закона «О техническом регулировании» устанавливает следующее правило: «Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

- защиты жизни или здоровья граждан,

- имущества физических или юридических лиц,

- государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей»

Соответственно возможность отнесения того или иного вида деятельности к указанному перечню позволяет правоохранительным органам трактовать положения закона в свою пользу.

По мнению Георгия Мохова, коллизия законодательства, возникшая в связи со вступлением в силу Закона «О техническом регулировании» на данный момент не разрешена и остается дискуссионной не только в сфере туристического бизнеса, но и во всех отраслях экономики.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно