Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Интервью

Алексей Высоканов: «На внутреннем рынке сезон будет хорошим, но особого ажиотажа ждать не стоит»

07:49, 12 марта 2015

Станет ли нынешний год звездным часом для внутреннего туризма? Пока операторы с прогнозами не торопятся. О том, чего реально ждать на этом направлении, рассказывает Алексей Высоканов (фото), генеральный директор компании «Мультитур». Он же – учредитель компании «Ателика», под управлением которой находится 14 курортных отелей в России в общей сложности на 2 тысячи номеров.

- Вы недавно представили итоги 2014 года по своей компании. Там просто фантастические цифры: Краснодарский край вырос на 66%, Сочи – на 80%, Анапа – почти на 60%. Год действительно оказался для вас таким успешным?

- Год был очень неровным. Рост по Краснодарскому краю нивелировался падением на других направлениях. И даже собственно на черноморском побережье продажи, например, по Туапсинскому району выросли на 66%, а по Геленджику – всего на 12%. Существенное падение спроса на экскурсионные туры по Украине, где у нас были хорошие позиции. Не менее 60% объемов потеряла Прибалтика. Беларусь выросла, но меньше, чем можно было ожидать. Спад по загрузке в Крыму, напротив, был ожидаем с самого начала сезона, к концу года он достиг 43%. В итоге за 2014 выручка выросла на 24%. Конечно, показатели были бы другими, если бы не политическая напряженность и транспортный коллапс на Керченской переправе, который не позволил крымским курортам реализовать огромный спрос.

 

- «Мультитур» растет, в основном, за счет «Ателики»?

- Прямой связи с «Ателикой» нет. Я считаю, что своим ростом мы обязаны, прежде всего, технологичности и усилению взаимодействия с агентствами. Значительная часть отелей сети продается через «Мультитур», но без эксклюзива, компании предоставляются такие же скидки, что и всем остальным операторам.

 

- Как вообще появилась идея создать свою управляющую гостиничную компанию?

- Мы работали со многими курортными отелями и поняли, что далеко не всех собственников удается убедить в необходимости произвести изменения, которые могли бы повысить спрос. В 2008 году решили начать с гостиницы в курортном поселке Витязево рядом с Анапой. Нам понравилось – и сейчас в нашем управлении 14 отелей. Берем гостиницы на основе договора аренды или управления либо предоставляем франшизу. Получаем объекты в разном состоянии, иногда в удручающем, но все – очень перспективные, потенциально востребованные. Гостиницы работают под уже узнаваемой маркой: «Ателика» – это уровень 2*, «Ателика Гранд» – 3* для отдыха родителей с детьми. В этом году мы вывели на рынок новый бренд «Санвиль», это небольшие бюджетные отели с комфортным размещением по доступной цене и с минимальным набором услуг, обычно только с завтраком. Ориентируемся, прежде всего, на семейный отдых. Для детей делаем скидки на основные и дополнительные места. Почти во всех отелях бесплатное проживание детей до 6 лет, а есть такие, где и до 10 лет. В 13 из 14 отелей есть бассейны, обязательно детские площадки, во всех гостиницах работают аниматоры, действуют развлекательные программы. Вообще качеству и разнообразию развлечений в своих отелях мы придаем большое значение.

 

- И с этим связано недавнее открытие «Ателика Holidays»?

- Да, это новое подразделение компании, которое будет специализироваться на анимации в отелях, организации праздников и корпоративных мероприятий. Хотим оказывать эти услуги действительно профессионально. Сейчас у нас есть и аниматоры, и полноценная шоу-группа, которая ездит по нашим отелям с концертными программами. Правильная организация досуга способна не только поднять настроение людей, занять детей и дать передохнуть взрослым. Но еще и примирить с какими-то недостатками сервиса и даже с плохой погодой. Мы внимательно изучаем мнение своих туристов и видим, что такой подход абсолютно оправдан и очень высоко ими оценивается. Для многих из них анимация – отличительная черта сети «Ателика».

Российских сетей немного, сетевых курортных отелей совсем мало, а те, что есть, относятся к зарубежным цепочкам высокого уровня 4-5*. Мы же работаем в сегменте, где сетевых отелей нет вообще, поэтому востребованы. К тому же, как показывает статистика, все больше отелей 4-5* бронируется туристами самостоятельно, в том числе через различные «букинги», а 2-3* по-прежнему больше реализуются через туроператоров.

 

- Вас как традиционного оператора по внутреннему туризму должна настораживать активность крупных выездных компаний, которые берут сейчас большие квоты в популярных отелях и выходят на рынок с пакетами, уже включающими авиаперевозку.

- Пакеты с перелетом в Крым и Краснодарский край интересны в первую очередь жителям дальних регионов России, из которых сложно добраться на поезде или на машине. «Мультитур» работает в основном с центральной Россией. У нас, например, огромный спрос на автобусные туры на южные курорты. Самолет для большой части отдыхающих на черноморском побережье Краснодарского края и Крыма остается довольно дорогим средством перевозки, особенно если люди едут семьями. Тем не менее в этом году мы уже начали предлагать пакетные туры из Москвы в Анапу, программа продлится с 10 июня по 13 сентября, запланировано три вылета в неделю. Сейчас ведем переговоры об организации чартерной программы на Симферополь.

К выходу крупных компаний на наши направления отношусь спокойно. Хотя риск для игроков внутреннего рынка, безусловно, возрастает. Клиенты будут покупать отдых там, где дешевле, удобнее, выгоднее, то есть у более технологичных компаний. Выездные операторы накопили в этом большой опыт, будет непросто с ними конкурировать, особенно в нынешний сезон, который вряд ли будет простым. Не все смогут вырасти даже на волне спроса.

 

- Сезон, похоже, начинается неплохо. По крайней мере, акцию раннего бронирования по турам в Краснодарский край и Крым «Мультитур» завершил досрочно. Как сказано на сайте компании – в связи с увеличением спроса.

- Действительно, спрос обнадеживающий, Краснодарский край у нас вырос на 80%, Абхазия – на 60%, так что нет смысла продолжать акцию. Крым тоже идет хорошо, уже опережает уровень продаж 2013 года. Прогноз на сезон хороший. Конечно, это пока предварительные цифры, и в течение года возможны колебания спроса в любую сторону. Тем не менее, думаю, Краснодарский край продолжит рост. По Анапе рост будет меньше, чем в прошлом году, так как местные отели, вдохновленные прошлым сезоном, когда у них оседали не доехавшие до Крыма туристы, подняли цены на 10-20%. Цены выросли и в целом по Краснодарскому краю, но не так заметно. А вот в районе Сочи они почти не изменились: все-таки 15 тысяч номеров новых отелей Имеретинской долины надо как-то заполнять. Гостиницы в Имеретинке плохо начали прошлый сезон, но к его финалу смогли решить проблемы ценовой политики. И даже зимой к ним поехали туристы, так что в принципе свой имидж они поправили. Рост стоимости прогнозируется и по курортам соседних с Россией стран, где цены формируются объектами размещения исходя из курса доллара и евро – прежде всего это касается Беларуси и стран Балтии.

 

- Каков ваш прогноз по Крыму?

- Цены, по нашим прогнозам, вырастут не так сильно – на 8-15%. Сейчас Крым пребывает в ожидании ажиотажного спроса, поэтому с ценами пока полной ясности нет. Вообще на полуострове наблюдается большая активность, в том числе инвесторов, но я не вижу, чтобы кто-то серьезно вкладывался в инфраструктуру отдыха – в отличие от Краснодарского края. А инвестиции Крыму очень нужны. Наша сеть, например, с 2010 года постоянно вкладывала немалые средства в обновление гостиницы «Ателика Таврида», а к лету 2014 года мы построили подогреваемый бассейн площадью 200 квадратных метров с детской зоной, обновили номера. В итоге в прошлый напряженный сезон загрузка там снизилась всего на 10%. Этим летом вводим любимую нашими туристами систему «все включено».

Ситуация с ценами в Крыму непростая. Многие отели, даже те, с кем уже заключены договоры, в этом году не раз меняли расценки. «Мультитур» взял такие же квоты, как и в 2013 году, надеемся на увеличение продаж. Сейчас ждем предложений от авиакомпаний, но пока они нас низкими тарифами не радуют. Перевозка в Крым и в этом году останется проблемой. Но у нас традиционно покупают в основном размещение, многие добираются до места отдыха самостоятельно, в том числе на машинах. Думаю, те, кто в прошлом году столкнулся с трудностями на Керченской переправе, в этот раз выберут Краснодарский край. Ажиотажного спроса на Крым не жду, для этого нужен мост через Керченский пролив. Я рассчитываю, что к сезону будет усовершенствована работа Керченской переправы. Уже прошлой осенью были серьезные сдвиги, появилось много новых паромов, убрали грузовую переправу, так что ожидание в очереди сильно сократилось. Если еще и удастся ввести электронный билет на паром, будет очень хорошо.

 

Беседовала Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно