Интурмаркет 2020 02.10

Зачем переименовали РАТА?

Реорганизация и переименование РАТА в Российский союз предприятий туристской индустрии (РСПТИ) активно обсуждается и в фирмах, и на страницах профессиональных изданий, и в кулуарах рынка. Говорят разное. Поэтому мы, обобщив вопросы, звучавшие на VIII съезде Ассоциации, и те, которые часто задают Исполнительной дирекции, попросили ответить на них президента РАТА Сергея Шпилько.

- Сергей Павлович, так ли уж необходимо было переименовывать РАТА, расставаться с раскрученным и таким привычным брендом?

- Зависит оттого, как себя позиционировать на рынке. С экономической точки зрения туризм сегодня – это межотраслевой хозяйственный комплекс, и если ставить перед собой задачу объединения и защиты его интересов в целом, то переименование своевременно и необходимо. Если же ограничиться объединением и представительством интересов турбизнеса как части этого комплекса, название можно было оставить.

- А почему же не переименовываются зарубежные ассоциации турагентств - ASTA, ABTA, JATA и другие?

По-существу, перед ними стоит та же проблема, что и перед РАТА, только создавались не девять, а тридцать, сорок и больше лет назад. И деньги в эти бренды были вложены неизмеримо большие. Поэтому и отказаться от них сейчас намного сложнее.

- Не подразумевает ли «укрупнение» членов РАТА постепенное вытеснение из Ассоциации небольших туристских фирм?

- Разумеется, нет. Иначе мы еще на VII съезде не снизили бы для них членские взносы до 150 долларов в год, не сохранили бы институт коллективного членства и не пошли на уменьшение той части взносов, которая отчисляется в центральный бюджет региональными отделениями. Которые, кстати, чаще всего объединяют совсем не большие компании. И, между прочим, нам почти каждый день приходится заниматься проблемами маленьких фирм, которые порой являются даже не прямыми, а коллективными членами РАТА. А за счет средств малого бизнеса защищать его интересы, мягко говоря, очень сложно. Ведь надо нанимать специалистов, готовить серьезные юридические документы, отстаивать свою точку зрения в СМИ и не только. И, наконец, в большинстве своем, интересы у предприятий туриндустрии общие, независимо от величины фирмы. Нужно, например, развивать въездной туризм. Для этого необходимы инвестиции, реклама за рубежом, разрешение проблем визового обслуживания иностранных туристов, совершенствование налогообложения и т.д. Но ведь, согласитесь, все эти проблемы актуальны и для гостиниц, и для крупных, и для мелких турфирм, занимающихся приемом, и для их партнеров на транспорте, в общественном питании, в сфере культуры и индустрии развлечений. Так что лучше – пытаться решать эти вопросы силами одного турбизнеса или все же объединить усилия?

- Существует мнение, что решение многих задач, которые ставит перед собой РАТА, означает дублирование деятельности Департамента туризма Минэкономразвития РФ.

- Не дублирование, а кооперация. Задачи-то во многом общие. Если есть возможность решать их сообща, то почему бы этого ни делать? Например, первый тираж каталога по въездному туризму JUST RUSSIA мы выпустили за счет турбизнеса. А вот следующий выйдет уже при бюджетной поддержке Минэкономразвития. Кому от этого плохо? Причем, речь идет о кооперации не только на федеральном, но и региональном уровне. Не случайно уже 13 органов управления туризмом различных областей и краев стали членами Ассоциации.

- Но ведь должно же быть какое-то различие в функциях общественной организации и органа государственной власти?

- На самом деле, различий немало. Например, государство заинтересовано, прежде всего, в развитии въездного и внутреннего туризма. А Ассоциация поддерживает все направления турбизнеса, которыми заняты входящие в нее фирмы. Опять же, госорганы управления руководствуются в своей деятельности, прежде всего, государственными интересами, и уже с этих позиций – отраслевыми. А Ассоциация выражает, в первую очередь, корпоративные интересы ее членов.

- Как скоро РАТА станет РСПТИ?

- Формально – после перерегистрации, которая уже началась и займет несколько месяцев. По-существу – по мере расширения в ней членства различных предприятий туриндустрии, налаживания сотрудничества с гостиничным бизнесом, санаторно-курортной отраслью, индустрией развлечений и т.д. Что же касается самого духа, традиций Ассоциации, атмосферы сложившихся в ней отношений, то, надеюсь, в основе своей они всегда будут ратовскими.

Версия для печати