Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Деловой форум гостиничного комплекса-2013: к чему готов рынок?

09:04, 12 ноября 2013

На прошедшем в рамках выставки «ПИР» деловом форуме гостиничного комплекса эксперты отрасли обсудили наболевшие вопросы – инвестиции, свободные ниши на рынке, управление объектами, качество обслуживания, маркетинг и классификацию отелей.

Разговор начался с вопроса, готов ли гостиничный сектор столицы выполнить задачи, обозначенные государственной «Программой по развитию индустрии отдыха и туризма в Москве на 2012-2016 гг.»? Вполне. Число клиентов столичных средств размещения с 2009 по 2012 год выросло на 1,6 млн., быстро развиваются объекты малой вместимости, которых в столице уже 235, из них только хостелов больше сотни. Также в городе бурно растет апартаментное размещение.

«Потепление климата» заметно и на других фронтах. Например, увеличиваются доходы столичных гостиниц, загрузка растет даже в проблемные летний и зимний периоды. Выступая на пленарном заседании форума, глава Москомтуризма Сергей Шпилько подчеркнул, что столичное московское гостиничное хозяйство стало конкурентоспособным на мировом рынке, неплохой фундамент для дальнейшего развития уже заложен.

Подробнее об этом рассказал заместитель председателя управления контроля Москомстроинвеста Александр Гончаров. В прошлом году утверждена отраслевая схема строительства гостиниц на территории города с примерным планом на период 2012-2025 гг. и с более подробными ежегодными вплоть до 2016. В схеме учли пожелания властей по освоению тех или иных районов.

Г-н Гончаров справедливо отметил, что для оценки перспектив имеет смысл учитывать сразу две статистики. Ведь Комитет по туризму считает гостиницы, уже принявшие первых постояльцев. А Москомстроинвест признает «действующими» объекты, которые получили добро на запуск в эксплуатацию, хоть пока и не открылись. Исходя из этих цифр, в 2012 г. Москва «обогатилась» на 11 отелей (2724 места). К концу 2013 г. должны получить разрешение 16 (3798 мест), а в 2014-м – 17 (3374 места). Самым ударным может оказаться 2015-й, на этот период запланирован запуск в эксплуатацию 21 гостиниц, или 8307 новых мест. В итоге за 2012-2015 годы должно появиться 54 качественных средства размещения в общей сложности на 15 479 мест.

На правах представителя градостроительного комплекса Александр Гончаров уточнил, что власти делают все возможное для привлечения инвесторов. На торги выставляются участки с полнм набором разрешительной документации. Покупатель получает готовый договор долгосрочной аренды с правом строительства гостиницы плюс градостроительный план земельного участка, где указаны параметры будущего или строящегося объекта. Остается к сроку подготовить проект и отправить его на экспертизу.

По информации на начало октября 2013 г., уже готовы шесть лотов в разных округах. Подробная информация размещена на сайте тендерного комитета. При этом, подчеркнул г-н Шпилько, власти города согласны снизить арендную ставку на земельные участки под отели и упрощать процедуру предоставления земли.

Москомстроинвест уделяет внимание и реконструкции гостиниц советского периода, как раз сейчас курирует три таких. В столице создан штаб по вовлечению в хозяйственный оборот городской недвижимости, находящейся в ветхом или аварийном состоянии. Ее жильцов расселяют, а здания, возможно, будут трансформировать во что-то более интересное для столицы. Уже отобрано 15 объектов, которые передадут инвесторам для развития под гостиничные нужды. Расположены они в самом центре города, адреса с точки зрения отельеров самые лакомые: улицы Арбат, Петра Романова, Трубная, Мясницкая, Большая Никитская, Петровский бульвар, Подколокольный переулок. «Мы заинтересованы в подготовке объектов к торгам при непосредственном участии инвесторов в этом процессе. Чтобы не возникало ситуаций, когда в итоге девелоперам не подходят условия. Наша задача – привлечь финансы, ваша – построить гостиницу», – сказал Александр Гончаров.

Говоря об особенностях инвестиций в столичные проекты, руководитель группы компании Ernst & Young Анжелика Норманн оценила степень интереса к нему как высокую. Сейчас финансистов больше всего отпугивает огромное количество требуемых разрешений и растягивающийся на годы процесс согласований всего и вся для строительства отеля, все остальные проблемы решаемы.

Что касается сегментации, то, по мнению экспертов Ernst & Young, гостиничный премиум-сегмент при загрузке 60-68% и ADR на уровне $350 близок к насыщению. В сегменте 4-5* при заполняемости 68-72% и ADR $230-320 платежеспособный спрос держится на высоком уровне, а вот в среднем ценовом сегменте новых качественных отелей явно не хватает. Больше всего в Москве востребованы отели эконом-класса, которых вводится в строй очень мало.

По мере заполнения остальных рыночных ниш интерес именно к бюджетным объектам будет, по прогнозу компании, повышаться. Особенно к строительству сетевых гостиниц, потому что независимые зачастую становятся для инвесторов котом в мешке. Ну а качественных и недорогих брендовых отелей столица способна вместить огромное количество.

Равно как и область. Заместитель гендиректора CBRE Станислав Ивашкевич обратил внимание собравшихся на усилившийся тренд «децентрализации». Все больше компаний перевозят офисы за Третье транспортное кольцо и даже за МКАД. Так что в Подмосковье немало мест, где можно смело открывать сетевые объекты. Г-н Ивашкевич примел в пример Park Inn by Radisson Odintsovo 4*, с ADR 6000 руб. и стабильной загрузкой порядка 70%. По его словам, в отеле горничные «едва успевают менять постельное белье и полотенца». Есть развитые районы, например, рядом с теми же «Внуково» или «Домодедово», куда сетевики пойдут с удовольствием. Так что тезис «для строительства гостиницы нужно выбирать центр» уже устаревает.

Генеральный директор УК «Аккорд Менеджмент Групп» Екатерина Гаранина согласилась с коллегой, что платежеспособный спрос сегодня налицо и в российских регионах. Эксперт представила презентацию «Гостиничная недвижимость как перспективное направление для инвестирования», упомянув снижение доходности других видов недвижимости из-за падения рынка, а также появление в отдельных регионах благоприятных инвестиционных условий для развития гостиниц в связи с мероприятиями мирового масштаба.

Упомянула г-жа Гаранина и ключевые сложности. Например, сдерживают развитие инвестиций в отельный бизнес капиталоемкость, длительные сроки окупаемости. Из всех объектов коммерческой недвижимости средство размещения – самый сложный продукт с точки зрения и вложения финансов, и строительства, и согласования. Успешность бизнеса во многом зависит от правильного проектного решения, понимания внутренних технологий, а заодно ряда внешних факторов, на которые при всем желании не повлияешь. Вопросов по ходу дела возникает много, ответы неоднозначны, а прогнозировать прибыль вообще крайне сложно. Даже эксперты-аналитики, привыкшие смотреть далеко вперед, порой не могут сказать, что случится завтра, и убедить заказчика в реальности представленных в прогнозах цифр.

Так что это сфера бизнеса для терпеливых, упорных и не склонных отчаиваться людей. Что может помочь гостиничному рынку? По мнению Екатерины Гараниной, и отельерам, и инвесторам чрезвычайно важно участвовать в продвижении страны и региона на международном рынке. Сейчас много случаев, когда про интереснейшие в туристическом плане города почти никто не знает. Тот же Смоленск, который тщетно ждет «у моря погоды» в виде череды экскурсионных автобусов. Просто потому, что не умеет себя подать. А ведь в этой «игре» должны участвовать все звенья туристической цепочки, от глав правительства до таксистов.

Успешных туристических центров в России пока крайне мало. Раскручен Питер, более-менее раскочегарилась в этом смысле Москва, но остальные города изрядно отстают.

Упомянула г-жа Гаранина и важность выхода на новые ниши, то есть необычные для традиционных гостиниц сегменты рынка. На деловом форуме были представлены несколько таких проектов. Причем не только тематические хостелы (вело-, эко-, семейные, для путешественников с животными), о которых говорила в своем выступлении член правления «Лиги хостелов» Наталья Петровская. Это, например, специализированный свадебный отель в городе Лобня Best Western Premier Mona. Или открывающийся вскоре роскошный объект австрийской сети Astrum Spa & Conference Hotel Shelkovo 5*, один из первых представителей люксового сегмента в Подмосковье.

Не менее сложная задача, чем поиск инвестиций и свободного места на рынке, – эффективное управление работающими объектами. Особенно крупными. Опытом с участниками форума поделился генеральный директор ЗАО «ТГК «Измайлово» Алексей Воробьев. Реализованная менеджментом стратегия развития построенного еще в 70-е годы комплекса позволила вывести «Гамму» и «Дельту» в лидеры по приему групп и индивидуальных туристов. Причем объект не пользовался кредитными средствами даже для полной реновации, в наши дни это большая редкость.

Руководство выбрало стратегию «создать комплекс для бизнеса и отдыха». И сегодня 35-40% постояльцев – деловые люди и командированные лица, еще около 40% – индивидуальные туристы. Много приезжает клиентов и из-за рубежа, хотя предпочтение, по-прежнему, отдается бизнесменам и обычным российским путешественникам. В результате средняя загрузка по 2012 г. была 82,5%, а отдельные периоды стабильно держится на уровне 100%. Представитель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Гурген Мкртчян поблагодарил г-на Воробьева за то, что «Измайлово» спасает своим гигантским и при этом очень хорошим номерным фондом в 10 000 комнат многие массовые мероприятия, проходящие в столице.

Хотя учиться нужно не только отельерам, но и властям. В первую очередь тому, как поддерживать гостиницы, работающие на привлечение туристов, в том числе из-за рубежа. Мнением о том, чего в этом смысле не хватает местному отельному рынку, поделился член правления Российской гостиничной ассоциации (РГА), директор Cronwell Management Алексей Мусакин. Cronwell Hotels & Resorts строит отели и в России, и в Европе, в близкой к дефолту Греции. Эта страна прекрасно понимает, что выйти из кризиса ей сейчас поможет именно туризм. В результате инвесторам обеспечены хорошие условия. Например, государство при одобрении проекта возвращает 20% от вложенных в гостиницу средств, предоставляет льготное кредитование либо снижает НДС до уровня 8% при условии, что отель даст туристам скидки. Так что средство размещения окупается за 7-8 лет; сравните с российскими 12-ю, да и то при хорошем раскладе.

Г-н Мусакин напомнил, что РГА неоднократно предлагала варианты улучшения инвестиционного климата для гостиниц, опираясь на опыт европейских стран. И подчеркнул, что без сотрудничества с государственными органами успешное развитие отельного бизнеса в стране останется под большим вопросом.

Ну а самой острой темой стала классификация гостиниц. Ведь награждение самих себя «звездами», как это практиковалось раньше, теперь затруднено. Как известно, с 1 июля 2015 года в субъектах РФ, где пройдут крупные спортивные соревнования, предоставление гостиничных услуг допустимо только при наличии свидетельства о присвоении категории. И если для «классического» гостиничного сектора условия классификации более-менее понятны, то столичное сообщество хостельеров беспокоят стандарты работы, превратившиеся из рекомендуемых в обязательные. Это и требование к минимальной площади номера из расчета 6 кв. м на человека, и то, что в 25% номеров должны быть индивидуальные санузлы. А число кроватей в многоместном номере-дорме должно соответствовать количеству проживающих, что не учитывает распространенную практику оборудования хостелов Москвы двухъярусными спальными местами. Так что по малым средствам размещения вопрос остается открытым.

На второй день форума, 2 октября, его участникам представилась возможность проверить качество столичного туристического сервиса, посетив новые гостиницы Москвы и приняв участие в экскурсии по наиболее привлекательным местам города.

За два дня работы форума в «Крокус Экспо» и «Президент Отеле» его посетили более 500 профессионалов отрасли.

 

Кристина Голубева, RATA-news H&R

Обсудить в telegram

вам может быть интересно