Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

«Жизнь, как в раю, здесь проста и тиха»

09:41, 13 января 2010

В рамках Недели русского паломничества организованной паломнической службой «Радонеж» с благословения патриарха Кирилла, состоялась поездка по монастырям Московской и Калужской областей.

Казанский Свято-Амвросиевский ставропигиальный монастырь в Шамордино тоже, как и Свято-Никольский Черноостровский, женский. История Казанской обители совсем не так длинна и, в общем-то, не так богата на особо драматические события, но зато накрепко связана с судьбами двух славных сынов нашего Отечества.

«Трудами, молитвами и попечениями» преподобного Амвросия, иеросхимонаха, знаменитого старца из известной на всю Россию Оптиной пустыни обустраивалась женская община у деревни Шaмордино (ударение на первом слоге), что недалеко от славного городка Козельска. Место на крутой горе, у подошвы которой протекает игривая речка Серена, старец выбирал лично. Желал, чтобы в обители нашли покой и утешение бедные вдовы, убогие и обездоленные женщины, которым заказан путь в любой другой монастырь. Но приходили сюда в поисках Бога и дамы знатного рода, в частности, насельницей здешней была родная сестра графа Льва Толстого, за три дня до смерти принявшая монашеский постриг.

Первый и долгие годы единственный монастырский храм – Пресвятой Троицы, освятили в октябре 1884 года. К 1918 году, когда началось разорение монастыря, здесь подвизались более 800 сестер. Их заботам были вручены богадельня, больница и приют для девочек-сирот. Практически всё необходимое для жизни делалось руками самих монахинь – от иконостасов до башмаков. В 1922 году обитель ликвидировали, обозвав «рассадником контрреволюции».

Сначала ее «переквалифицировали» в совхоз, национализировав земли и леса. Затем здания заняли под сельхозтехникум. В чудесном Казанском соборе устроили тракторные мастерские, а чтобы тракторам ничто не мешало въезжать внутрь, просто выломали одну из стен. Почти на 70 лет святая обитель погрузилась во тьму. Возобновилась монашеская жизнь только в марте 1990 года. Настоящим чудом можно назвать то, что из существовавших к началу XX века зданий уцелели в более или менее сносном виде почти все. Кроме Троицкого храма. Почему-то только на него обрушила весь свой гнев советская власть – он был разрушен полностью. Сегодня его восстановили в первозданном виде (фото).

Ценность храма вовсе не в архитектурных достоинствах. В нем в октябре 1891 года отпевали почившего в бозе старца Амвросия. В нем хранился чудотворный образ Казанской иконы Божьей Матери, которому посвящена обитель и который бесследно исчез после её закрытия. В 1999 году монастырю была пожертвована писанная на Афоне икона, помещенная ныне в главный храм – Казанский (фото).

Выстроен практически полностью сегодня реновированный 15-главый красавец (освящён в 1902 году) в так называемом русском стиле – с кокошниками, узорчатыми наличниками, арочными окнами. Собственно примерно так же выглядят и все монастырские строения, даже водонапорная башня (фото).

Потому что возводился монастырь за короткий срок по единому проекту и на деньги одного человека – московского купца Сергея Перлова. Того самого чаеторговца, чей знаменитый дом – «китайский», как называют его москвичи – украшает Мясницкую улицу.

Купцы Перловы до революции были для России примерно тем же самым, чем Рокфеллеры для Америки. В конце XIX века Перловы имели 88 чайных магазинов в России и Европе. В Москве их было 14, причем все на центральных улицах. Кстати, именно в Шамординской обители делали расписные жестяные и алюминиевые чайницы, пользовавшиеся огромным спросом у покупателей. Ныне от всего великолепия остался только ставший легендарным магазин «Чай, кофе» на Мясницкой. Потомки Перловых, которым фамильный дом передали в аренду, с энтузиазмом принялись за восстановление семейного дела. Они возобновили не только чаеторговлю, но и благотворительность. Без их помощи не остается ни Шамординская обитель, ни Оптина пустынь.

Сергей Перлов со всем своим многочисленным семейством часто и подолгу гостил в Шамордино. Он даже собственный дом на территории монастыря построил (фото).

Похоронили купца в сооруженной его же стараниями усыпальнице, где покоились умершие настоятельницы. «Я хочу лечь в Шамордино, – завещал он, – чтобы мои дети не забывали его. Моя могила будет привлекать их сюда». От усыпальницы той, правда, остался ныне только фундамент. Но её обязательно восстановят, ведь потомки Перлова дорогу сюда действительно не забыли.

Вплотную к Казанскому храму примыкает трапезная (фото), соединенная с ним каменным переходом. В ней ежедневно кормят сотни паломников, а в праздничные дни она способна вместить одновременно до 500 богомольцев.

Интересна история храма в честь преподобного Амвросия Оптинского (фото). Собственно когда-то это был возведенный стараниями Сергея Перлова каменный футляр для деревянного домика, в котором жил и умер старец Амвросий. Домик после закрытия монастыря вывезли в деревню, а каменное строение превратили в гараж. Церковью оно стало только в 1996 году, после освящения Алексием II. Сегодня в храме ежедневно совершаются богослужения.

 

Первым после возобновления монашеской жизни в обители был восстановлен и освящен храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (фото). При нем, как и в дореволюционные годы, вновь функционирует богадельня.

Рядом с Троицким храмом начинается лестница, ведущая вниз, к святым источникам. Обустроено и освящено их сегодня три – в честь иконы Живоносный источник с купальней, в честь Казанской иконы и в честь преподобного старца.

В монастыре, где проживает более 130 сестер, совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь и акафисты, работают золотошвейная, иконописная, чеканная и еще ряд мастерских. Услугами монастырской больницы пользуются жители окрестных деревень и паломники. Местные детишки посещают воскресную школу. В ближайших планах – возрождение приюта для девочек-сирот и строительство колокольни.

Старец Амвросий любил повторять: «В жизни человеческой все идет вперемежку, как пряжа. Идет ровная нить, а потом вдруг тонкая…». В жизни Казанского монастыря тонкая ниточка, едва не порвавшись, закончилась и, судя по всему, началась ровная. (Любовь Булгакова, RATA-news. Фото автора и с сайта монастыря)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно