Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Сергей Шпилько: «Не хотите классифицироваться – уходите с рынка»

03:15, 13 апреля 2016

Гостиничный комплекс столицы проходит сложный этап трансформации в новых экономических условиях. О ходе классификации, о внешней и внутренней стандартизации бизнес-процессов, об экономических стимулах и юридических санкциях, о трендах и перспективах въездного турпотока в интервью порталу Hotelier.Pro рассказал первый заместитель руководителя Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы Сергей Шпилько. Публикуем сокращеннный вариант.

- Сергей Павлович, что же сейчас происходит с классификацией гостиниц, с профессиональными стандартами, с обучением?

- Классификация средств размещения, в соответствии с законом № 108 о подготовке чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций 2017 года, становится с 1 июля обязательной для всех коллективных средств размещения на территории городов, где будут проходить матчи чемпионата мира по футболу. В том числе это касается Москвы.

В столице прошли классификацию 309 объектов размещения, на долю которых приходится более 70% всего номерного фонда. Из объектов, которые находятся в нежилых зданиях, классифицировано 80% номерного фонда.

В Москве аккредитовано 15 организаций, имеющих право на проведение классификации. Мы специально сделали, чтобы их было много, чтобы хватало экспертов, чтобы была конкуренция, в том числе ценовая. Именно поэтому цены на услуги классификации в столице одни из самых низких в стране.

 

- Какие возможности дает классификация тем объектам, которые ее уже прошли?

- Прежде всего, гостиницы, которые слабо рефлектируют в отношении классификации, после 1 июля 2016 года фактически оказываются вне закона. Дальше к ним будут применяться соответствующие санкции. Штрафы сейчас небольшие, 50 тысяч рублей, но несколько таких штрафных процедур – и дело может закончиться приостановкой работы гостиницы. Кроме того, мы обратились в Министерство культуры, предложив многократно увеличить штрафные санкции за работу без классификации.

После 10 июля списки объектов размещения, которые не пройдут классификацию, мы передадим в контрольно-надзорные органы, включая и Роспотребнадзор, и УФМС, ГУВД – вплоть до прокуратуры. Ведь речь идет о подготовке к чемпионату мира по футболу. Не хотите классифицироваться – уходите с рынка, это наша принципиальная позиция.

Классификация начинает работать и как механизм экономического регулирования. Не секрет, что один из наиболее сложных вопросов для гостиничного комплекса страны – инфляция издержек, и одним из ее факторов являются изменения, которые происходят в области налогообложения, в том числе – перехода на кадастровую оценку налогов на землю, имущество.

В частности, по Москве это вопрос введения новых механизмов формирования налога на имущество. И когда в прошлом году должны были быть внесены изменения в столичный закон № 64 о налоге на имущество организаций, то по некоторым крупным объектам ставки резко увеличивались – от 17 миллионов до 110 миллионов рублей в год.

Тогда город пошел навстречу бизнесу и был введен коэффициент 2 относительно площади номерного фонда, расположенной в принадлежащем налогоплательщику здании. То есть площадь номерного фонда увеличивалась на два и ставка обнулялась. Для многих крупных гостиниц это означало кратное уменьшение налога, а некоторых, по сути, совсем выводило из-под налогообложения. Но распространялось это требование только на гостиницы, которые прошли классификацию. Такая связка качества обслуживания со ставкой налога, такие прогрессивные механизмы должны развиваться и дальше.

 

- Классификация средств размещения – это только часть процесса госрегулирования гостиничного рынка. Стандарты образовательные – это одна история, стандарты сервиса – другая. Как это все работает, есть какая-то общая схема?

- Есть образовательные стандарты, которыми, в частности, занимается рабочая комиссия при Ростуризме. Они постоянно совершенствуются, хотя есть немало вопросов, например, по требованиям к самим составам дисциплин. Профессиональные стандарты разрабатываются, они, скажем так, сейчас существуют не по всем специальностям, это, безусловно, прерогатива федеральных регуляторов рынка и в равной степени самого рынка.

В качестве примера могу привести такой факт. В прошлом году Минтруд принял профессиональный стандарт гидов-переводчиков и экскурсоводов, и это продвигалось Ассоциацией гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, с которой, в том числе, наш департамент довольно тесно взаимодействует. Вообще здесь много зависит и от самого бизнеса, и от инициатив предпринимательских объединений. Например, Федерация рестораторов и отельеров провела большую работу по формированию профессиональных стандартов для работников ресторанного хозяйства.

Работы еще предстоит много, но я бы не сводил все к вопросам государственного регулирования и стандартизации. В этой сфере много различных требований – СНИПы, САНПИНы, пожарные правила безопасности, те же паспорта безопасности в контексте антитеррористических мероприятий и так далее. Сегодня объект размещения должен соответствовать очень большому количеству требований, которые предъявляет ему государство. Это требования, может быть, иногда избыточные, может быть, иногда в чем-то обременительные, но в основной своей массе – необходимые.

Не меньшую, если не большую роль в этом вопросе играет добровольная стандартизация. В первую очередь, это развитие сетевого отель-менеджмента, поскольку в Москве уже представлено около 30 известных международных брендов. И, конечно, там уже задаются совершенно четкие стандарты сервиса, причем, не только гостиничного.

Например, в мае прошлого года на территории Новой Москвы, за Троицком, вошел в строй курорт «Красная Пахра». Это уже сетевой, по сути, спа-отель, и я бы даже сказал, сетевой санаторий, во всяком случае, по медицинской составляющей. Это известная гостиничная сеть «Амакс», которая специализируется на санаторном сервисе.

Про гостиницы я уже и не говорю: мини-отелей у нас сейчас много, все больше хостелов выходят в сети. В качестве примера можно привести хостелы «Город», их уже четыре, эта сеть развивается на территории московских вокзалов.

Очень важно, что начинают развиваться добровольные системы аккредитации, стандартизации, построенные на определенных требованиях к стандарту качества обслуживания и ориентированные на конкретные клиентские группы. Например, с 2014 года Ассоциация бизнес туризма ведет аккредитацию гостиниц для деловой клиентуры и организации конгрессного туризма. Ее прошли уже более 20 гостиниц.

Там требования самые различные, в первую очередь – интернет, качество мобильной связи, требования к оборудованию, рабочие столы в номерах, освещение, конференц-холлы, переговорные комнаты, много требований к бизнес-центру и так далее. Причем, интересно, что эта система больше ориентирована на работу с независимыми отелями, поскольку в сетевых, если они бизнес-класса, все эти вопросы решаются в рамках их собственных стандартов.

Другой пример – требования к гостиницам с точки зрения доступности для лиц с ограниченными возможностями. В прошлом году мы провели обследование более 200 объектов размещения и туристического показа на основе международной методики MOBIDAT. Выполнял работу Центр развития социально-культурного и познавательного туризма. Сейчас запускается процесс сертификации гостиниц на соответствие этим требованиям, информация будет размещена на международных интернет-ресурсах, посещаемых людьми с ограниченными возможностями. В Европе это больше 5% всей клиентской базы.

 

- Очевидно, что Москва, с учетом всех этих требований, становится более дружелюбна для туристов, которые сюда приезжают. Проекты Сhina Friendly, Halal Friendly – тоже часть этой работы?

- Да, это работа в направлении целевых клиентских групп. Сейчас существенно меняется географии турпотока в силу различных причин, в том числе внешнеполитического характера, но я бы сказал, что первую скрипку здесь играют объективные факторы. В развивающихся странах идет активный процесс формирования среднего класса, который демонстрирует высокий спрос на путешествия. И это касается не только азиатов. Растут турпотоки из Северной Африки, Латинской и Центральной Америки. Конечно, история с санкциями, массированной антирекламой России в зарубежной прессе в определенной степени влияет, придает дополнительный импульс работе с новыми рынками. Нет худа без добра. По Ирану, например, за прошлый год прирост 42% – это туристы, которые летят чартерами, довольно много тратят и останавливаются в очень приличных отелях.

Динамично растет Индия. Ирак, Эмираты, Египет – рост 25%. Туроператоры фиксируют рост потоков из Ближнего Востока, из Юго-Восточной Азии, из Таиланда – на 26%, Тайваня – на 24%, Китай – на 21% и так далее, вплоть до Индонезии, и Филиппин. Я уж не говорю по Корею, которая динамично росла в последнее время, в частности, безвизовый сегмент. Да, география меняется.

Да, было снижение по европейским рынкам, и по американскому, но это все временно. Не могу сказать, что эти потоки сейчас восстановились, но они конвертируются в отложенный спрос. Турпоток из Японии уже практически восстановился. Этот спрос будет расти в случае стабилизации политической и общеэкономической обстановки. И под чемпионат мира, и вне зависимости от чемпионата. И гостиницы идут навстречу этим процессам.

К программе Сhina Friendly в Москве присоединились уже 17 отелей, например, «Националь», Crown Plaza, Best Western, «SkyPoint Шереметьево» и другие, плюс ряд ресторанов. Требования, которые там предъявляются, не столь уж обременительны. Понятно, должен быть сотрудник с китайским языком. Навигация, информация, меню, платежная система UnionPay – в общем, ничего сверхъестественного. А гости, которые приезжают в такую гостиницу, чувствуют, что их ждали.

Эта система была создана в Москве с помощью ассоциации «Мир без границ», а сейчас шагает по всей стране. А главное управление по туризму КНР, в свою очередь, объявило о создании зеркальной программы Russian Friendly.

Halal Friendly – тоже добровольная система, проект, согласованный с московским муфтиятом. Он остаточно подробно проработан, стандарт утвержден. Сейчас пока пять гостиниц прошли эту аккредитацию «Метрополь», Azimut, «Аэростар», «Альфа» и «Царицыно», сейчас проходят еще три. Из требований – питание, отсутствие алкоголя, в номере Коран, молельный коврик. Конечно, не во всех номерах. Тоже ничего сверхсложного, но у людей этой культуры будет уже другое отношение к сервису. Мусульмане составляют сейчас огромную часть населения Земли, и это чрезвычайно растущий, динамичный сегмент мирового рынка. Есть у нас гостиницы с кошерным сервисом, их число тоже будет расти.

 

- Есть ведь еще стандарты, подготовки гидов-экскурсоводов и переводчиков?

- Да, Москва – один из немногих городов России, где в полном объеме сохранилось централизованная система подготовки, повышения квалификации, аттестации, аккредитации гидов-переводчиков и экскурсоводов. При нашем департаменте существует экспертный совет. В феврале 110 экскурсоводов сдали экзамены на аттестацию. В апреле-мае еще 142 экскурсовода должны пройти аттестацию и сдать экзамены на экспертном совете. После этого они будут аккредитованы для работы в наиболее востребованных федеральных музеях – Московского Кремля, Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств имени Пушкина. В общей сложности в Москве работает около 2 тысяч аккредитованных гидов.

Недавно у нас проходило очень интересное мероприятие – конгресс европейской федерации гидов-переводчиков. Съехались больше 200 человек – от Австралии до Канады. По условиям контракта организаторы должны были провести для них экскурсию по Москве на трех языках. Но Ассоциация гидов-переводчиков провела для лучших гидов мира экскурсии по Москве на всех языках, которые были там представлены, вплоть до восточных. Потому что наши гиды работают в общей сложности на 25 языках.

Полную версию интервью читайте здесь.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно