РАТА-новости
Special с 16 октября
 
Шарджа с 30 августа
 
Круизный Дом - с 19 ноября
 
 

Благотворительный концерт «Таланты турбизнеса» – регистрация зрителей онлайн!

 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Квинта Катар
 
 
Ванд Китай
 
 
Грекотель 05.10
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Ноябрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
 
КС Групп музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября  Форум туриндустрии ноябрь
 
 
Главная№4538Как региональные операторы конкурируют с «черными турклубами»

Как региональные операторы конкурируют с «черными турклубами»


Черный рынок операторских услуг в сфере внутреннего туризма, судя по всему, продолжает расти. Операторы в регионах все чаще сталкиваются с конкурентами, которые, не имея легального статуса, набирают группы на активные, экскурсионные, тематические многодневные маршруты.

 

Часто нелегальные турфирмы, не имея юридического лица, называют себя турклубами. Некоторые, впрочем, открывают ИП и оказывают, например, информационные услуги. Встречаются и особо активные фрилансеры-одиночки, которые разворачивают бурную деятельность на почве личной популярности в соцсетях.

 

Региональные операторы, с которыми пообщалась RATA-news, описывают таких конкурентов как очень активных людей. Признаются, что в какой-то мере даже понимают их: работать нелегально – значит, не арендовать офис, не платить налоги, не оформлять фингарантии.

 

«Турклуб – удобная форма для прикрытия незаконной предпринимательской деятельности, – сказал RATA-news директор алтайского туроператора «Плот» Александр Смирнов. – И абсолютное большинство таких компаний этой «вывеской» пользуются. Слово вызывает доверие, ассоциативно связано с деятельностью бывалых, романтичных людей. Но, зайдя на сайты этих нелегальных туроператоров или их страницы в соцсетях и посмотрев на графики туров, можно легко убедиться, что это далеко не клуб по интересам. Финансовые обороты некоторых из них огромны. Нелегалы от туризма порой не стесняются позиционировать себя как туроператора, активно рекламируются. Но при этом не имеют расчетного счета, фингарантий, а платежи принимают на личные банковские счета или наличными, не оформляя договор с туристами».

 

RATA-news поднимала эту тему почти год назад. Некоторые российские регионы уже имеют опыт борьбы с нелегальны турбизнесом – успешный или не очень. В марте 2018 года, накануне выставки «Интурмаркет», глава Регионального совета РСТ Ольга Санаева предложила обсудить в группе в Фейсбуке перечень важных для отрасли вопросов, которые необходимо поднять на ближайших мероприятиях под эгидой РСТ. Одной из самых острых оказалась тема именно нелегального туроперейтинга.

 

«Когда обсуждение в группе началось, я поняла, что не только у нас, а и в других регионах есть такая проблема, – сказала RATA-news директор тольяттинской компании «Пилигрим», руководитель Приволжского отделения РСТ Анна Тукмачева. – И если с нелегалами, набирающими группы, все ясно – это неправильно и так не должно быть. То что делать с теми, кто организует просто экскурсии? Для этого же не нужен операторский статус. Получается, что любой делающий может этим заниматься».

 

Вот некоторые цитаты из обсуждения в группе Совета регионов РСТ.

 

«Ситуация, которая есть, опасна! Мама организовавшая поездку, экономя по 100-200 рублей на человека, берет на себя ответственность, о которой не имеет представления», – написала директор компании «Смарт Студия» из Балашихи Олеся Калачева.

 

«Сейчас куча частных лиц, которые взялись организовывать фитнес-туры, гастрономические и т.д., – дополнила гендиректор нижегородской компании «Аллюр» Елена Богомолова. – У меня есть записанный разговор с таким «туроператором», который делает гастрономические туры в Грузию. А это международный туризм, между прочим. Я ей говорю: «Вы занимаетесь незаконным предпринимательством». А она: «Мне за это ничего не будет».

 

Поскольку «проблема назрела», члены Регионального совета РСТ договорились совместно с юристами разработать возможные пути ее решения.

 

Чтобы оценить масштабы «бедствия» и его влияние на рынок, мы опросили региональных операторов, работающих в нише внутреннего и въездного туризма, – от Петрозаводска до Улан-Удэ. Примечательно, что нашлись те, кто оказались не готовы под запись говорить на эту тему с журналистом, опасаясь «нажить врагов». «Неприятно жить с мыслью, что тебя ненавидят. Есть ребята, которые точно неадекватно отреагируют, если я скажу правду», – высказался один из собеседников RATA-news, дополнив, что с нетерпением будет ждать этого материала, чтобы узнать, как обстоят дела в других регионах.

 

Владимир Кучеренко, директор компании «Ратас» (Петрозаводск): «Проблема существует давно. В нише активного туризма у нас есть шесть-восемь компаний, которые принимают основной поток. Есть инструкторы, которые работают сами по себе и по запросу сотрудничают с любым оператором. Так вот они все чаще набирают туристов в частном порядке из тех, кого уже водили от нашей или другой фирмы. Активно используют соцсети, а мотивацию туристов определяет цена. Бороться с этим трудно – они же могут сказать, что просто ведут своих друзей.

 

Многие возмущаются, но мы пока не заостряем на этом внимания: объемы таких конкурентов невелики, как и их возможности по приему. Но есть еще одна проблема. Некоторые операторы из других регионов, особенно, те, что имеют свои автобусы, стремясь минимизировать издержки, обращаются не в наши турфирмы, а напрямую к экскурсоводам, которые «заодно» оказывают услуги по бронированию и сопровождению. И это уже тенденция. И хоть мы говорим о проблеме открыто, с этим нам никак не справиться – отправляющая компания вправе выбирать, с кем работать».

 

Анна Тукмачева, гендиректор Центра туристических программ «Пилигрим» (Тольятти): «В Тольятти турклубы активны с советских времен, и до последнего времени мы не обращали на это внимания, потому что понимали – это традиции, форма самоорганизации, люди собираются в группы по интересам, ходят в походы. Сейчас стало понятно, что им своей «ниши» стало мало, они вышли и на наше поле, то есть, по сути, стали заниматься незаконной предпринимательской деятельностью. Причем, как мне кажется, у них нет даже мысли, что они делают что-то не так. Например, они, не оформив никаких документов, собирают автобусные туры с экскурсионным обслуживанием и размещением – реально как туроператоры. Эти люди активны в соцсетях, и ситуация уже перешла ту грань, за которой на нее можно было закрывать глаза.

 

При этом – отсутствие не только договоров и гарантий, но и стандартов, это самодеятельность, часто – непрофессиональные экскурсоводы. Они снижают не только цены, но и планку. С туристами потом тяжело работать: потребители дезориентируются, начинают представлять весь турбизнес как некачественный».

 

Дмитрий Кириллов, директор компании «Северный Урал» (Пермь): «В нашем регионе «турклубы» активно набирают народ и водят их по маршруту перевал Дятлова – плато Маньпупунер. Не скажу, что отбирают у нас хлеб. Но если речь идет о безопасности, то тут она ни в какие ворота: отсутствует логистика выхода с маршрута в случае ЧП, нет связи с большой землей. Если участник похода получит травму и не может продолжать путь, то его либо оставляют и забирают на обратном пути, либо отправляют в одного домой, либо… эвакуацией занимается компания «Северный Урал». Это происходит каждый год. Народ уже знает, что есть «добрый дядька Кириллов», который вывезет пострадавших домой бесплатно. Но это ладно, нам не трудно.

 

Хуже с теми клубами, которые возят народ на автомобилях повышенной проходимости. Вот они и ландшафт портят, и браконьерством занимаются. Готовим на них «управу» в виде блок- поста на маршруте у «Стены» (место у горы Отортен, которое невозможно объехать), чтобы никто не прошел без спутникового трекера, намертво прикрепленного на рюкзаке или машине. Так мы будем видеть все отклонения от маршрута, а они – получат безопасность».

 

Александр Смирнов, директор компании «Плот» (Барнаул): «Масштаб явления растет и в сфере активного туризма по оборотам уже превосходит деятельность легальных туроператоров. В ценовой конкуренции мы проигрываем, а бюджет не получает налогов. Страдает качество и имидж региона. Случаев, когда нелегалы чудили с обслуживанием или бросали туристов на маршруте, уже много. При этом сами они могут наговаривать на легальный турбизнес, что он «дерет три шкуры».

 

Большинство таких «турклубов» не собираются переходить в легальное поле. Лишь единицы в 2017 году отреагировали на призывные письма Алтайской региональной ассоциации туризма узаконить свою деятельность. Думаю, только жесткий контроль со стороны полиции или других властных структур может изменить ситуацию. Если мер не принимать, то положение туроператоров, которые специализируются в основном на активном туризме, усугубится. Обороты в этом сегменте падают у всех из года в год. Можно сказать, что нелегалы одержали победу в нездоровой конкуренции. Многие компании уже перешли только на вип-сегмент, который, как правило, заказывает туры у проверенных туроператоров и рассчитывается безналом. И еще один момент. Есть примеры, когда агентства Москвы заказывают туры у нелегалов, зная об их статусе. Низкая цена порой становится решающим фактором при выборе партнера. Деньги – черным налом на карту».

 

Юлия Володина, директор по туризму компании «Сибирь-Алтай» (Новосибирск): «Самая «опасная» категория нелегалов для нашего региона – это люди, которые набирают клиентов через социальные сети, формируют группы и «ведут в горы». Никто ни за что не отвечает, какие маршруты они используют – непонятно, в МЧС не регистрируются и т.д. При этом цены у них существенно ниже, чем может предложить легальный туроператор.

 

В прошлом году, например, весь Искитим (город недалеко от Новосибирска) был завешан рекламой «Маршрут выходного дня на Алтай за 3000 рублей» – с доставкой, питанием, экскурсиями и т.д. Турагентств там очень мало, они своими силами пытались выяснить, кто организатор, на каком основании работает, но не удалось. Оплачивать тур предлагалось переводом на карту физического лица или наличными при посадке в автобус, в котором помимо водителя, как выяснилось, никого нет. Документов клиенты не получали никаких. Как с этим бороться? Видимо, ждать первых скандалов».

 

Олег Крашевский, директор «Путорана Тур» (Норильск): «В последнее время это явление приобретает все более серьезный размах. Турклубы, которые подразумевают якобы объединение людей по интересам, ведут по сути туроператорскую работу, и их уже довольно много. Дают объявления, набирают группы, ведут их в многодневные походы на плато Путорана, а договоры, насколько я знаю, заключают «о предоставлении информационных услуг». Люди считают, что приобретают путевку.

 

Знаю, например, один турклуб, который сначала набирал группы по 10 человек и отправлял с ними по два инструктора. А в прошлом году – уже по 20 человек только с одним сопровождающим! Причем это был даже не инструктор, а такой же турист, которому предложили способ бесплатно сходить на плато. Человек в первый раз там был, имел смутное представление о регионе. И вот они вышли с плато после «тура» в районе моей базы – измотанные, злые. Некоторые остались у нас отсыпаться. Как выяснилось, их даже не подбирали по скорости хода, уровню подготовки – лишь бы деньги платили.

 

Я этому «турклубу» передал: ребята, больше не суйтесь. Но повлиять на них как-то не могу – ну группа друзей просто идет в поход. А то, что они по 60 тысяч рублей заплатили неизвестно кому – это их дело. Но если что-то случится, то у этих клубов ответственности никакой, а операторам – проблемы и проверки.

 

Аржан Малацагаев, гендиректор компании «Солонго» (Улан-Удэ): «Субъекты», которые работают, не входя в реестр, не являясь даже юрлицами, в каком-то количестве есть и в нашем регионе. Но туристов они принимают немного – индивидуалов и маленькие группы, и сами создают себе спрос. Думаю, будет преувеличением сказать, что они отбирают часть рынка у туроператоров. Такова специфика отдаленных регионов с небольшим потоком. Не было бы их – не было и этих туристов, речь не идет о чужом куске пирога.

 

Находимся ли мы в неконкурентных условиях? Сложно сказать. Страховка стоит не так дорого. Насчет налогов… В конечном счете, для региона важнее всего, чтобы приезжали туристы и оплачивали местные услуги. Эти суммы не сравнятся с налогом на прибыль.

 

Анна Вальцева, RATA-news

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал 23.08 Пунта
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
«Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей»
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
«Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них»
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
«Палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям»
Дмитрий КАЗЬМИН


«По моим ощущениям, у людей смещается интерес с "матрасного" отдыха в сторону активного. Многие родители настроены на то, чтобы ребенок продолжал развиваться и в неучебное время. Поэтому спрос на игровые, языковые, тематически и подобные лагеря, думаю, будет расти»
«Отели Краснодарского края должны научиться конкурировать с Турцией и Египтом»
Светлана РУБЦОВА
«Интеллект Отель»
директор
Больное место – организация питания. Мы видим, как пересекаются потоки грязной и чистой посуды, не хватает блюд или качество их приготовления низкое. И если на этапе проекта можно внести допустимые корректировки, то в работающем отеле недостатки приходится исправлять другими способами - в зависимости от ситуации...
«Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»
Елена ЛУКЬЯНОВА
«Глобус-тур»
директор
Первое, что вызывает вопросы - хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах.
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100