Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

TUI и Мордашов: туризмом тут не пахнет

08:07, 13 мая 2008

При покупке акций крупнейшего европейского туристического концерна TUI AG российский стальной барон Алексей Мордашов столкнулся с еще одним претендентом на этот актив. В середине апреля некий Джон Фредриксен стал владельцем 11,7% акций TUI, и Алексей Мордашов, 9 апреля объявивший об увеличении доли до 10,03%, недолго оставался крупнейшим акционером концерна. Более того, выскочка Фредриксен предложил Мордашову продать его долю по цене 19 евро за акцию ($870 млн.). Но Мордашов отказался. Еще бы - на 10,03% акций было потрачено, по оценкам, немногим меньше того, что предложил Фредриксен (около $700 млн.). А наш металлург, вероятно, рассчитывает на большее. В свете предполагаемого реформирования туристического гиганта рассчитывать ему есть на что.

TUI - крупнейший туристический концерн Европы, имеющий одну из самых крупных филиальных и отельных сетей в Старом Свете, работающий в 180 странах мира и обслуживающий более 30 млн. клиентов ежегодно. В его составе есть чартерная авиакомпания, несколько раскрученных брендовых сетевых отелей (таких как Riu, Grecotel), свои круизные судна и проч. Оборот группы в 2007 году составил €21,9 млрд. евро, а текущая капитализация - $8,5 млрд.

Еще в ноябре 2007 года глава и главный бенефициар «Северстали» Алексей Мордашов с помощью подконтрольной ему структуры S-Group Capital Management начал активно скупать акции TUI AG. К середине апреля ему удалось консолидировать в своих руках примерно 10% компании. Тогда пакет обошелся в сумму более €430 млн. (около $700 млн.) и сделал Мордашова крупнейшим акционером компании. Потратив довольно большие деньги, Мордашов тем самым и обратил на себя внимание. Все на рынке стали задаваться вопросом, что же привлекло далекого от отрасли отдыха и развлечений магната в туристический бизнес?

Представители Мордашова говорят, что TUI — стратегическая покупка. Мол, Алексей Александрович собирается активно выстраивать туристический бизнес в России. Возможно, скупив крупный пакет TUI, он сможет заняться консолидацией российского турбизнеса. Действительно, в середине апреля между TUI Travel PLC («дочкой» TUI AG) и S-Group был подписан меморандум о создании на территории России совместного предприятия. В рамках этого СП стороны за счет своих инвестиций, которые планировалось направить на скупку российских операторов на рынке выездного туризма, намеревались лидерствовать на быстрорастущем российском туристическом рынке. При этом предполагалось, что 49% акций предприятия будет принадлежать TUI Travel, а 51% — S-Group. По словам представителя S-Group Ирины Пчеловой, «лидерства в этом бизнесе СП планирует достигнуть за счет предоставления клиентам комплексного пакета туристических услуг, характерного для всех подразделений TUI Travel PLC, плюс ориентации на российских потребителей, в частности, на предоставлении в местах их пребывания сервиса на русском языке». При этом возникает закономерный вопрос: зачем TUI еще одна «дочка» в России, ведь у концерна уже есть здесь свое СП (компания TUI Mostravel Russia, где к тому же немцам принадлежит контрольный пакет в 51%), да еще и без контроля над этим бизнесом?

Ирина Пчелова объясняет планы создания нового СП тем, что «в отличие от уже существующей у TUI “дочки” в России, которая специализируется на вывозе туристов в Египет и Турцию, предприятие собирается развивать все географические направления для туристов из России и СНГ». Что мешало TUI Mostravel Russia расширить специализацию? Непонятно. Как Мордашов, компетенцией в турбизнесе не обладавший, может помочь TUI в России, тоже непонятно. «Мордашов — человек, который умеет делать бизнес в России», - объясняют нам. Объяснение в данном случае кажется нам надуманным. По всей видимости, задача всей этой туристической суеты - отвлечь внимание общественности от главной цели Мордашова и менеджмента TUI.

Эта цель - контейнерный бизнес. Точнее, возможность акционерам TUI, в том числе и Мордашову, заработать на его продаже. Дело в том, что помимо известного всем туристического дивизиона, в состав немецкого концерна входит судоходное подразделение, которое представлено пятым в мире по величине контейнерным перевозчиком Hapag-Lloyd. Именно вокруг него и разворачивается главная интрига.

По мнению аналитиков, противостояние крупнейших акционеров TUI в последнее время серьезно обостряется. Одни из них заинтересованы в расширении судоходной компании Hapag-Lloyd и недовольны нынешней политикой главы концерна Михаэля Френцеля, который собирается этот бизнес продать. К этой группе как раз принадлежит упомянутый ранее гражданин Норвегии Джон Фредриксен. Норвежец - крупный судовладелец, ему принадлежит 34,8% акций компании Frontline Ltd, лидирующей на рынке танкерных перевозок сырой нефти. Frontline сгенерировала в прошлом году 1,3 млрд. долларов выручки и 570 млн. долларов чистой прибыли.

Другую группу акционеров интересует как раз продажа Hapag-Lloyd. В нее, по словам аналитиков, входит Алексей Мордашов, который выступает сторонником г-на Френцеля. Газета Handelsblatt утверждает, что эта группа занимает около трети в капитале компании.

На мартовском собрании большинство акционеров настояло на выделении из состава TUI AG занимающейся контейнерными перевозками компании Hapag-Lloyd. Однако вопрос, каким образом будет происходить выделение, остался неразрешенным. Шли ожесточенные споры, и в итоге мнения разделились. Часть акционеров встала на сторону Фредриксена, который предлагал не торопиться с продажей дивизиона контейнерного пароходства, а просто выделить этот актив, сделав его самостоятельной компанией. Продолжать развивать его и, в конце концов, вывести компанию на биржу. Оппонентом выступил Михаэль Френцель, который ратовал за скорейшее выделение Hapag-Lloyd и немедленную продажу, дабы полностью сконцентрироваться на основном виде деятельности концерна - туризме.

Что же такого волшебного в этом Hapag-Lloyd, раз вокруг него разворачиваются нешуточные баталии? Ответ, видимо, такой. Если в качестве отправной точки отсчета взять приведенную капитализацию на один TEU (двадцатифутовый контейнер) лидера этой отрасли компании A.P. Moller-Maersk, потенциальную капитализацию Hapag-Lloyd можно оценить в $12,8 млрд. - почти в полтора раза больше текущей капитализации всего холдинга TUI. Конечно, это верхняя оценка, уж больно раскручена компания Moller-Maersk. По мнению аналитиков из NATIXIS Securities, более адекватна оценка стоимости Hapag-Lloyd по аналогии с двумя последними сделками в этом секторе (AP Moller-Maersk/P&O и Hapag-Lloyd/CP Ships) — около $7,2 млрд. И в этом случае отдельно Hapag-Lloyd оказывается чуть ли не дороже всего TUI AG.

Так что способ выделения Hapag-Lloyd играет для каждой из групп акционеров ключевую роль. Алексей Мордашов, входя в бизнес накануне реструктуризации, похоже, рассчитывал по-быстрому заработать на этом изрядные дивиденды. А вот Фредриксен, будучи судовладельцем, мог быть заинтересован в каком-то слиянии с Hapag-Lloyd и не хотел бы терять контроль над этим активом. (Эксперт)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно