Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Турбизнес должен стать открытым и прозрачным

08:30, 13 августа 2014

Целью прошедшей вчера встречи с журналистами руководства Министерства культуры, Ростуризма и крупнейших туроператорских компаний, судя по всему, было успокоить потребителей. Чиновники говорили, что «Турпомощь» всех вывезла при поддержке добросовестных компаний, а туроператоры – что турбизнес социально ответственный. Кроме того, речь шла о первоочередных мерах государственного регулирования рынка.

Заместитель министра культуры Алла Манилова рассказала о результатах консультаций Минкультуры и Ростуризма с представителями смежных ведомств и рынка, которые идут уже две недели. Большая встреча в рамках этих консультаций состоялась 11 августа. По словам г-жи Маниловой, первое, что будет сделано в рамках усиления государственного регулирования, это наделение Ростуризма полномочиями по контролю за деятельностью туроператоров. Ведомство сможет проводить проверки, запрашивать результаты аудита, требовать раскрытия необходимой информации о компаниях.

В отраслевой закон предполагается ввести понятие «туроператоры-организаторы чартерных рейсов». Для таких компаний будут повышены барьеры входа на рынок. Повысятся требования в части раскрытия информации, аудита, будет вводиться обязательное обеспечение чартерных договоров банковским депозитом или страховкой.

Еще одной мерой станет введение электронной путевки по аналогии с электронным билетом. «Это потребует создания специального процессингового центра и подготовки рынка к тому уровню прозрачности, к которой он не привык. Но и авиация не просто переходила на электронные билеты. Это повысит возможности контроля со стороны Ростуризма, предоставит полную картину: где находятся туристы, сколько их у каждой компании, каковы цены, кто демпингует», – подчеркнула Алла Манилова.

Отвечая на вопрос корреспондента RATA-news о том, кто будет платить за создание процессингового центра (или электронной базы), замминистра сказала, что, по ее мнению, у Ростуризма есть на это средства в рамках ФЦП развития туризма до 2018 года. Вице-президент РСТ и советник министра культуры Сергей Корнеев добавил, что внедрение электронной путевки может занять 2-3 года.

Предложения по страхованию ответственности туроператоров Минкультуры представит до конца этой недели – после консультаций с Центробанком и Всероссийским союзом страховщиков. Алла Манилова отметила, что в законе необходимо предусмотреть возможность страхования ответственности в нескольких компаниях, чтобы повысить вероятность исполнения обязательств перед туристами. Инициатива РСТ о страховании каждой путевки также будет обсуждаться с регуляторами страхового рынка. Правда, генеральный директор «Пегас Туристик» Анна Подгорная заявила корреспонденту RATA-news, что, по ее мнению, эта идея нереализуема. «Сейчас мы должны страховать ответственность в размере 12% от оборота денежных средств, полученных от реализации турпродукта. И ни один страховщик, и даже пул не могут страховать такую сумму. Ушли с рынка страхования турбизнеса «Согаз», «Цюрих», «Альянс». Для первой десятки крупных туроператоров это страшная проблема: сколотить пул, чтобы застраховать ответственность. Если страховать каждый тур, это будет означать не 12%, а 100% оборота. Никто на это не пойдет. Идея хорошая, звучит хорошо, и для нас тоже, но не реализуемая. Я вообще против страхования ответственности, оно не работает», – подчеркнула г-жа Подгорная, вспомнив примеры «Восхождения» и «Инногаранта».

Алла Манилова подчеркнула, что повышение ответственности руководителей туроператорских компаний за нарушение своих обязанностей было общим предложением всех экспертов и Ростуризма. По ее словам, в законе будет предусмотрена дисквалификация (запрет осуществлять деятельность в сфере туризма) для должностных лиц туроператоров, допустивших нарушение законодательства и порядка обеспечения туристской деятельности, а также приостановление деятельности компании на срок до 90 суток.

«Меры, которые мы оформляем как поправки к законодательству, направлены на регулирование рынка без избыточности. Это не давление на рынок, а стремление сделать его цивилизованным. Основные цели – прозрачность рынка, повышение ответственности туроператоров и надзор с целью защиты прав потребителей», – заявила Алла Манилова. Министр культуры Владимир Мединский предложил своим подчиненным добавить все инициативы, которые родились во взаимодействии с бизнесом, в предложения, уже направленные вице-премьеру Дмитрию Козаку.

Сергей Корнеев отметил, что ситуация на российском туррынке не уникальна, аналогичные этапы прошли многие страны. Но простых решений здесь нет. Главная задача изменений – чтобы рынок стал более открытым. В этом заинтересованы и государственные органы, и добросовестные участники рынка, потому что они в результате выиграют. «Сейчас мы столкнулись с тем, что есть добросовестные компании, которые работают по самым современным технологиям, а есть просто финансовые схемы. И нужно отделять одно от другого. Мы все заинтересованы, чтобы турбизнес не втягивался в демпинговые войны. При добросовестной конкуренции участники рынка работают на прибыль, а получение прибыли означает качество. Недобросовестная конкуренция –это работа на оборот, она приводит к демпингу и некачественному продукту. Выигрывает тот, у кого лучше продукт, а не тот, у кого ниже цены», – подчеркнул он.

Генеральный директор «Тез Тур» Владимир Каганер заметил, что сейчас рынок переживает тяжелые времена, но эта ситуация все же ведет к его оздоровлению. «Последние 10 дней мы были заняты тем, что срочно тушили пожар. Спасали репутацию рынка, так как самые большие потери отрасли – имиджевые. Крупные туроператоры – социально ответственные, бояться их не стоит. Мы надеемся, что диалог с властью начат и нас услышат», – подчеркнул он.

 

Юлия Батырь, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно