Калуга

Под крылом Росавиации

Глава Минтранса Игорь Левитин предлагает передать все авиационные ФГУПы в собственность Росавиации вплоть до их акционирования. Если идея министра будет реализована, то на приватизацию авиационных предприятий фактически будет наложен запрет.

Между Минэкономразвития и Минтрансом назревает аппаратная борьба. Как заявил вчера на заседании расширенной коллегии Минтранса Игорь Левитин, его ведомство уже внесло в МЭРТ предложение передать все авиационные федеральные государственные унитарные предприятия в ведомство Росавиации. По мнению Левитина, курируемая Минтрансом Росавиация должна стать собственником всех авиационных ФГУПов вплоть до "окончания процедуры их акционирования".

Сейчас приватизацией авиационных ФГУПов, как и всех остальных федеральных государственных унитарных предприятий, занимается Росимущество, которое, в свою очередь, подчиняется Минэкономразвития. Именно это обстоятельство не устраивает главу Минтранса. ФГУПы, включенные в план приватизации, зачастую "зависают", что "при длительном процессе приватизации существенно снижает уровень безопасности на этих предприятиях".

Согласно прогнозному плану приватизации на 2006 год, правительство собиралось в этом году продать восемь авиационных ФГУПов, среди которых аэропорт Магас, "Авиалинии центральных районов" (Московская область), летный центр Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (Москва), торговый дом "Чукотавиа", "Дальавиа" (Хабаровск), дочернее предприятие Туруханского государственного унитарного авиапредприятия "Аэропорт Подкаменная Тунгуска" (Красноярский край), Московское автотранспортное предприятие гражданской авиации, авиационный научно-технический центр Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (Москва).

На фоне новой государственной программы по обеспечению безопасности полетов заявление Левитина прозвучало не случайно, и желание Минтранса получить контроль над включенными в программный план приватизации ФГУПами выглядит вполне объяснимым. Однако придание особого статуса выставленным на продажу авиационным ФГУПам может поломать всю концепцию приватизации госимущества. Источник в Минэкономразвития подтвердил "Бизнесу", что предложение Минтранса в МЭРТ действительно поступило, однако прокомментировать его перспективы отказался.

Аналитик ИК "Финам" Сергей Фильченков считает, что передача ФГУПов Росавиации будет означать фактический отказ от их приватизации. "Возможно, это связано с предстоящим изменением стратегии авиационной отрасли, которой власти планируют придать статус нацпроекта. Соответственно, государство от себя эту отрасль отпускать не хочет. В Росавиации нет специалистов по оценке, продаже. Она может развивать авиакомпании, управлять ими, но не продавать",- считает Фильченков. Возможно, продолжает он, Росимуществу отойдут активы, которые будут приватизироваться. То есть то, что переходит "Аэрофлоту" в качестве средства оплаты основным акционером - государством - за допэмиссию (в частности, хабаровский ФГУП "Дальавиа"), будет передано Росимуществу. А приватизация остальных ФГУПов будет всячески откладываться ввиду отсутствия у Росавиации таких полномочий.

Руководитель аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев называет предложение Левитина абсолютно оправданным. То, что управлением предприятия авиаотрасли занимались чиновники, далекие от профильной деятельности, приводило к непринятию важных решений, утверждает он. "Росимущество пытается сохранить имущественные интересы, только чтобы не размывать долю. Профильный бизнес требует принятия других решений. Самый яркий пример с "Магаданскими авиалиниями": государство не делало никаких кадровых перестановок и не принимало мер до того момента, как ФГУП был объявлен банкротом",- напоминает Пантелеев. Кроме того, говорит он, по вопросам консолидации перевозчиков Росимущество зачастую имеет точку зрения, отличную от Минтранса,- как в случае с созданием альянса AiRUnion. Дмитрий Баранов, начальник аналитического отдела "PRADO Банкир и консультант", также соглашается, что за всем имуществом авиационных ФГУПов будет налажен более строгий контроль и на практике будут исключены случаи, когда "приватизируется здание какого-то аэровокзала, а от всего аэропорта останется только голая взлетно-посадочная полоса". (Бизнес)

Версия для печати