Интурмаркет 2020 02.10

Куда текут столичные турпотоки?

На международной конференции RHIC-2015 все мероприятия в этом году проходили при поддержке Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма столицы, а программа впервые объединилась с «Деловым форумом гостиничного комплекса Москвы».

На сессии «Эволюция объектов размещения в столицах мира» состояние московского гостиничного рынка оценил руководитель упомянутого департамента Владимир Черников (фото): «Сегодня в Москве 27 международных брендов, общий номерной фонд превышает 50 тыс. комнат. За последние два года открылось 16 новых отелей и очевиден крен в сторону бюджетных проектов. У нас большой потенциал для роста, особенно в отношении гостиниц среднего звена».

По словам председателя столичного комитета по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве Константина Тимофеева, в планах Москвы строительство до 2018 года еще 102 отелей на 38 тыс. мест. Город проводит аукционы на землю, под строительство средств размещения от 3* до 5*. Выставлены на продажу и здания, в том числе памятники архитектуры, площадью до 15 тыс. кв. м.

Руководитель Ростуризма Олег Сафонов (фото) напомнил о федеральной программе по развитию внутреннего и въездного туризма как возможной «точке входа» на российский гостиничный рынок: власти оказывают помощь в реализации инвестиционных проектов на этой территории, берут на себя организацию коммунальных сетей (вода, газ, электричество) и заботу о дорогах.

Первый заместитель руководителя Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Москвы Сергей Шпилько полагает, что Москва вполне может рассчитывать на рост потока: «По моему глубокому убеждению, поток туристов на волне интереса к отдыху внутри страны развернется в сторону направлений с транспортной доступностью, большим номерным фондом, свободным в высокий сезон. В сторону городов, где есть и достопримечательности, и природно-лечебные ресурсы, и событийный ряд. Такие направления должны быть готовы к росту спроса, чтобы предложить рынку качественный турпродукт». По количеству отелей, инфраструктуре, изобилию мероприятий и музеев у Москвы мало конкурентов. Сейчас город предлагает туристам 272 гостиницы, 318 хостелов и 2003 мини-отеля. В летние месяцы, выходные и праздничные дни это от 10 до 15 тыс. свободных комнат, относящихся к категории «качественный номерной фонд». Причем, если раньше возводились в основном отели бизнес-класса, то в ближайшие два года будут строиться качественные средства размещения эконом-сегмента, брендов типа Ibis.

Стремительно развивается малобюджетный сектор: хостелы, сервисные апартаменты, мини-отели. Появляются новые форматы вроде капсульных гостиниц. Уже возникло много «смешанных» объектов. Хороший пример из числа недавних открытий – Netizen. По словам г-на Шпилько, город следует за эволюцией платежеспособного спроса. «В сегменте 2-3* будет активно развиваться хостельная составляющая, а в хостелах, соответственно, увеличится число полноценных гостиничных номеров. Правительство Москвы не одобряет хостелы «прошлого поколения», где в одной комнате живет по 14-16 человек. Тем более что они типичны для многоквартирных домов, где сложнее соблюдать требования безопасности, возникают конфликты с жильцами. Но мы активно поддерживаем новые бюджетные объекты в многофункциональных комплексах, в отдельно стоящих зданиях, на транспортных узлах вроде вокзалов. Без этого сегмента невозможно успешное развитие туризма в городе», – заключает эксперт.

Сергей Шпилько предостерег отельеров от самостоятельного присвоения своим средствам размещения «звезд», которые упоминаются на порталах онлайн-бронирования: «Это вводит в заблуждение потребителей. Мы анализируем данные интернет-ресурсов, будем передавать их на проверку в ФАС».

Сложнее проверить и отрегулировать деятельность сдаваемых в аренду апартаментов. Между тем, популярность airBnB в России стремительно растет и может «откусить» у отельеров часть клиентуры. В Москве тоже много сервисных апартаментов, преимущественно в центре города. Престижные квартиры арендуют, в основном, сотрудники крупных компаний, приезжающие в долгосрочные командировки на срок от месяца до года. В квартирах попроще могут на несколько дней поселиться и туристы. Этот сегмент тоже востребован, и сейчас власти решают, как регулировать его деятельность, особенно в вопросах налогообложения.

Еще один вызов времени, как сказал директор по развитию в России и СНГ Hilton Worldwide Владимир Ильичев, это быстрый рост туристов из Азии, в первую очередь из Китая, при явном уменьшении количества европейских и американских гостей. Этим, по его словам, можно и нужно пользоваться: в Hilton, например, с 2011 года действует особая программа для гостей с Востока. Она предполагает китайское или азиатское меню, привычные жителям этих государств телеканалы, элементы национальной культуры. Уже 110 гостиниц Hilton по всему миру присоединились к программе. В России она пока не представлена, но планируется.

Одновременно в Москве сейчас реализуется две программы добровольной сертификации, нацеленные на определенные клиентские группы: запущенная в 2014 году для туристов из исламских государств Halal Friendly и как раз China Friendly. Любопытно, что даже отели, пока не получившие соответствующие сертификаты, стараются следовать тренду: принимают банковские карты UnionPay, переводят меню на китайский.

 

Кристина Голубева, специально для RATA-news

Версия для печати