Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Главные новости

Российские туристы в Чехии прочно закрепились в тройке лидеров

08:39, 14 марта 2012

Согласно Росстату, Чехию в 2011 году посетили 327,5 тыс. наших туристов, что на 36,5% больше, чем год назад. Статистическое управление Чехии (CSU) приводит другие цифры – почти 570 тыс. человек. Разница, как полагают туроператоры, в том, что Росстат считает только туристические визы, а CSU – все типы виз. Темпы роста российского потока в несколько раз выше среднерыночного показателя – в 2011 году въезд иностранных туристов в Чехию вырос на 8% и составил 6,8 млн. человек.


Россиян по количеству превосходят сейчас только немцы – ближайшие соседи чехов и самый традиционный для этой страны въездной рынок. В 2011 году в Чехию приехало более 1 млн. 422 тыс. туристов из Германии. России, естественно, пока далеко до таких показателей, однако по многим параметрам наши соотечественники сильно обходят немцев уже несколько лет подряд. Например, в 2010 году российский поток вырос почти на 43%, немецкий – всего на 3%, в 2011 году почти то же соотношение – 37% против 2,1%. Немцы проводят в Чехии в среднем три с половиной дня, россияне – на два дня больше.


Быстрее всего мы догоняем, а вернее, перегоняем немцев в санаторном отдыхе – в Карловых Варах, ведущем санаторно-курортном центре Чехии, гости из России уже несколько лет занимают лидирующие позиции. Карловарский аэропорт в 2011 году обслужил рекордное количество пассажиров – 99 тыс., что на 40% больше, чем годом ранее. Подавляющая часть (91 тыс.) – из России. Причем, российский поток в санаториях Чехии – единственный, который показывает рост, а вот число отдыхающих из Германии и самой Чехии неуклонно снижается. Граждане России составляют до 65% клиентов в санаториях Карловых Вар и Марианских Лазень. На этих курортах россияне тратят в среднем €150-200 в день, что втрое больше среднерыночного показателя, а вообще в Чехии – более €65 в день на человека, с чем можно сравнить только расходы туристов из США, Китая и Японии.


Местные СМИ объясняют увеличение российского турпотока простотой в получении виз и невысокими ценами на отдых в Чехии, особенно в сравнении с соседними европейскими странами. «Чехия действительно относительно недорогая страна, к тому же она расположена в самом центре континента, так что ее легко комбинировать с поездками в другие города Европы, – прокомментировал RATA-news исполнительный директор компании «ДВМ тур» Николай Салатов. – А вот чешскую визу простой не назовешь. Во-первых, ее приходится получать в визовом центре, соответственно, стоимость ее возрастает, достигая подчас трети стоимости всего пакета, что для бюджетного направления – просто нонсенс. Во-вторых, Чехия едва ли не единственная страна Шенгена, которая еще не поняла, что россиянам выгодно давать мультивизы». По словам собеседника, единственное послабление, на которое пошло чешское консульство – давать визу не строго на срок выезда, а предоставляя некий «коридор» по два-три дня до и после отъезда, так чтобы человек мог, в случае необходимости, сместить дату поездки.


Главные плюсы Чехии, которые отметила генеральный директор компании «Веди Тур Групп» Ирина Федина, – богатая экскурсионная программа, невысокие цены на проезд, экскурсии и питание. Чехия, по ее словам, остается одной из самых дешевых стран Европы, в том числе, в плане кафе и ресторанов – здесь вкусно и недорого, и россияне это очень ценят. «Основной прирост туристов идет сейчас за счет прямых рейсов из российских регионов – Екатеринбурга, Перми, Уфы, Казани, Краснодара, Ростова, Самары. На очереди – рейс из Нижнего Новгорода в Прагу «Уральских авиалиний» (старт 24 марта) и CSA (конец апреля)», – рассказала RATA-news директор компании «Амиго турс» Наталья Галицкая.


«Сейчас спрос на Чехию очень неплохой, – заметила Ирина Федина. – По Карловым Варам чувствуется даже нехватка номеров. У нас до 15 апреля все продано, причем, туры приобретались еще в январе. Люди активно едут сюда, потому что с врачами можно говорить по-русски. Мы продаем также венгерский курорт Хевиз, там приходится общаться через переводчика, и это – большая разница». В Чехии много интересных курортов, специализирующихся на лечении определенных заболеваний, это – Марианские Лазне, Подебрады, Франтишковы Лазне, Яхимов, и везде есть русскоговорящий медперсонал.


Рост объема туристов на чешском направлении по итогам 2011 года г-жа Федина оценивает примерно в 40%. Такой же показатель называет Наталья Галицкая. В «ДВМ» поток в Чехию вырос на 50%. Как пояснил Николай Салатов, на результатах 2011 года сказался уход с рынка таких заметных игроков по Чехии, как «Аврора Интур» и «Ланта-тур вояж». «Произошло перераспределение потока, в основном, в пользу ветеранов направления. Мы, например, оказывали помощь туристам «Ланты-тур вояж», предоставляя им туры по себестоимости. В итоге многие агентства «Ланты» с нами теперь сотрудничают», – сказал он.


Чешская статистика свидетельствуют – в течение последних 5 лет темп роста замедлился, но падения потока из России не было. Вряд ли что-то серьезно омрачит и нынешний сезон. Но это не значит, что он будет для операторов легким. Как рассказала Наталья Галицкая, по тем же причинам, что и россияне, в Чехию все охотнее едут туристы из европейских стран: поток испанцев вырос за 2011 год на 34,6%, словаков – на 12%, французов – на 11%. Чешские отели стали выдвигать более жесткие требования к туроператорам. В то же время, для отелей в этом году на 5% повысили НДС, что также привело к росту цен. «Популярные пражские отели и большинство востребованных у россиян трехзвездочных гостиниц с конца апреля подняли цены. Правда, как выяснилось, наших туристов это пока не смущает», – поделилась наблюдением Ирина Федина.


После ухода с рынка «Авроры Интур» и «Ланты-тур вояж» Чехией начали заниматься многие новые компании. В том числе традиционный игрок на массовых пляжных направлениях «Библио Глобус», которому достались блоки «Ланты» на рейсах «Трансаэро». «Появление новичков на рынке игнорировать нельзя», – считает Николай Салатов. Но, в то же время, по его мнению, нельзя и демонизировать тот же «Библио Глобус», который уже сейчас предлагает низкие цены по Чехии. «Это очень специфическое направление, не думаю, что многопрофильный туроператор сможет быстро его завоевать, – рассуждал он. – У них нет своей принимающей компании в Чехии. Блоки на «Трансаэро» – хорошо, но только они не спасают. Мы по опыту знаем, что надо иметь весь ассортимент перевозки, поэтому работаем с «Аэрофлотом», CSA, «Трансаэро», «Якутией», Austrian Airlines».


«Мы видим, что сейчас, после всего произошедшего на нашем рынке, агентства больше тяготеют к средним, некрупным, но устойчивым, хорошо известным на рынке компаниям, у которых есть своя принимающая фирма в стране, свои автобусы, вообще глубокие «корни» на направлении», – заметила Наталья Галицкая.

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно