РАТА-новости
ТурТрансВояж 03.12.18
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
 
 
Ванд Китай
 
 
Грекотель 05.10
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Февраль
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728123
 
КС Групп музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№4327В России растет черный рынок туроператорских услуг

В России растет черный рынок туроператорских услуг


На фоне ужесточения требований к турбизнесу в России быстрыми темпами растет черный рынок туроператорских услуг. Конкуренцию турфирмам все чаще составляют «люди из интернета», не желающие тратиться на легальный статус.

 

Алтайская региональная ассоциация туризма (АРАТ) нашла в Алтайском крае не менее 40 нелегалов – группы в соцсетях, турклубы, индивидуальные «организаторы туров», которые фактически занимаются тем же, что и туроператоры, но не оформляют ни юрлиц, ни ИП, в реестре не состоят, налогов не платят. АРАТ готовит обращение в местное управление ФАС. А Ассоциация туристских организаций Республики Алтай уже работает с местным управлением ФАС по решению проблемы и даже добилась некоторых результатов.

 

Директор алтайской компании «Плот» Александр Смирнов, один из членов правления АРАТ, считает, что нелегалы в регионе составляют серьезную конкуренцию бизнесу, работающему в правовом поле: «Потребители активных туров, на которых мы специализируемся, почти полностью перекочевали к этим частникам». Он рассказал про «одного деятеля», который имеет несколько собственных автобусов, берет блоки мест в Шерегеше и возит туда туристов зимой каждую неделю, а деньги люди перечисляют ему на карту. Масштаб бизнеса, по мнению г-на Смирнова, превышает объемы на этом направлении всех барнаульских операторов вместе взятых, а поскольку налоги он не платит, может держать цены ниже, чем у легальных компаний.

 

Периодически турбизнесу приходится решать проблемы, возникшие у туристов по вине «нелегалов». Директор компании «Алтайтурист» Наталья Гордеева рассказала, что прошлым летом к ним обратились несколько туристов из Москвы, которые заказали тур у «друзей» в интернете, но в последний момент им сообщили, что группа не набрана. У людей уже были авиабилеты в Барнаул, поэтому они попытались спасти положение с помощью легальных турфирм, хотя бы найти размещение на турбазе.

 

Директор новосибирского оператора «Глобус-тур» Елена Лукьянова неоднократно сталкивалась с подобными историями. В прошлом сезоне, например, люди прилетали в Новосибирск, чтобы дальше отправиться в индивидуальный тур на Алтай, но в аэропорту их никто не встречал. «Помочь им было очень сложно: группы большие, август, свободных мест на турбазах практически нет», – объяснила собеседница RATA-news. В интернете можно найти множество таких жалоб на размещение, питание, отношение к участникам и вообще на содержание туров, организованных «нелегалами».

 

Посягают самостоятельные «туроператоры» и на выездной рынок. «Нелегалы клиентов оттягивают, мы знаем такие примеры, – подтверждает генеральный директор компании «Пантеон» Анатолий Гаркушин. – Это не только фотографы, блогеры, но и учителя, преподаватели в различных сферах, родители-активисты в детских творческих коллективах».

 

Характерный пример привел генеральный директор турагентства «Дюла» Вадим Тюрин, к которому обратились руководители детского музыкального ансамбля с просьбой подобрать тур в Турцию. Обязательным условием были «пять звезд», «все включено» и прямой перелет. После того, как тур был рассчитан, заказчики исчезли. «А через какое-то время до нас дошла информация, что инициативу перехватил активный родитель, который захотел обойтись без «ненужных посредников» и организовал поездку сам, – говорит г-н Тюрин. – Но за те же деньги дети полетели «кривым» рейсом с многочасовой стыковкой, с размещением в «трешке». И в итоге меняли гостиницу уже на месте – за дополнительную плату, разумеется».

 

«Организаторы туров» часто спекулируют именно на кризисе доверия к туристической отрасли, объясняя, что в турфирмах всё дороже. «То, что турбизнес предложит дешевле и качественнее непрофессионала, доказывать бесполезно, – говорит Анатолий Гаркушин. – Нам остается только честно работать. Но вот попробуйте нелегально заняться, например, банковским делом – осудят и посадят».

 

Операторы говорят, что все чаще их конкурентами становятся журналисты, блогеры, авторы путеводителей, которых они бесплатно принимали в информационных турах. Новоиспеченные организаторы, побывав в рекламной поездке, решают, что отлично изучили направление и его можно ставить на собственные коммерческие рельсы. Представители принимающих компаний также рассказывают, что к ним периодически обращаются люди с просьбой рассчитать тур на большую группу, но в разговоре выясняется, что договор заключать не с кем: на том конце провода – физическое лицо. «Просят, например, рассчитать тур по Грузии на 20 человек, а ты в процессе переписки выясняешь, что человек как частное лицо собирает группы в соцсетях», – говорит руководитель туристической компании MyGeorgia Егор Павлов.

 

Нелегалы, называющие себя организаторами путешествий, не стесняются выставлять в сеть подробные программы с ценами, порой, включающие даже перелет, то есть полноценные турпакеты. Опытные работники турбизнеса сходу видят возможные проблемы предлагаемого тура. Например, туристам обещают Венецию, Верону и Бергамо за один день, что в хорошем качестве исполнения – нереально. Зачастую «фрилансеры» берут на себя только ту часть поездки, которая начинается с прилета в аэропорт назначения. Билеты и визы, а также риски с этим связанные, – забота самих туристов.

 

Одна из собеседниц RATA-news отказалась от идеи поехать в интересный авторский тур после того, как организаторы не согласились предоставить подтверждение гостиницы для оформления визы. А еще многие «самодеятельные» программы избегают конкретики. Например, «размещение в отелях 3*» – весьма расплывчатое предложение, ведь гостиницы могут быть очень разные по качеству. «Меня поражают люди, которые несут деньги таким товарищам, особенно объясняя это тем, что “турагентство-то может разориться”!», – комментирует Егор Павлов.

 

Руководитель Ассоциации туристских организаций Республики Алтай Сергей Зяблицкий поделился с RATA-news опытом решения этой проблемы в их регионе: «Операторы-любители контролируют приличный поток клиентов. Последние три-четыре года мы видим, что объемы у них порой мощнее, чем у легальных компаний, большой ассортимент туров и серьезные клиентские базы. Но оформлением юрлица, заботой о регистрации в реестре и постановкой на налоговый учет они себя не нагружают, все расчеты – на собственные банковские карты либо наличными. Анализ цен, который мы провели в феврале-марте, показал, что у операторов при заложенной рентабельности в 15% цена туров чуть ли не в два раза выше, чем у «нелегалов». И это на фоне полного бездействия органов контроля и надзора».

 

Г-н Зяблицкий рассказал, что они выявили около 50 таких «частников-туроператоров», передали результаты мониторинга в региональное управлением ФАС, договорившись предварительно, что там «поработают со списком». На первый раз людей не штрафовали, а только предупреждали. После этого, по словам г-на Зяблицкого, многие решили встать на легальный путь.

 

Ну а тех, кто продолжит работать в прежнем режиме, ФАС вполне может взять на заметку. Юрист «Юридической компании Александра Байбородина» Владимир Казак пояснил RATA-news, что незаконная предпринимательская деятельность, осуществляемая физическим лицом, может повлечь за собой как административную ответственность по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ, так и уголовную по статье 171 УК РФ. А наказание – от небольшого штрафа до тюремного срока в зависимости от полученных доходов.

 

Анна Вальцева, RATA-news

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал РБ 2019
Трэвелпорт 2 мес
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 

РЕКЛАМА НА САЙТЕ

 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100