Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Главные новости

Ростуризм готов рассмотреть все разумные предложения по регулированию отрасли

09:21, 15 февраля 2012

Саморегулируемые организации туроператоров могли бы стать наиболее эффективным способом упорядочивания туристического рынка. Возвращение туристов, попавших в проблемные ситуации за рубежом из-за банкротства члена СРО, целесообразно финансировать из фондов, созданных при таких организациях. Об этом заявил вчера на пресс-конференции в РИА «Новости» глава Ростуризма Александр Радьков. Однако он подчеркнул, что деньги фондам должны возмещать страховые компании из финобеспечения банкрота, а обязанности туроператоров и государства по спасению туристов должны быть строго разграничены.

Г-н Радьков рассказал, что «Ингосстрах» принял от клиентов «Ланта-тур» 2600 заявлений на общую сумму 90 миллионов рублей. «Пока реестр пострадавших не закрыт. Их общее количество и сумма ущерба уточняется, но очевидно, что она превысит фингарантию туроператора в 100 миллионов рублей. Выплаты будут производиться пропорционально сумме ущерба каждого заявителя. У части агентств туры были забронированы, но не оплачены или оплачены не полностью, так как глубина продаж доходит до сентября», – рассказал глава Ростуризма. По его словам, некоторые туристы еще не обратились в страховую компанию, поскольку рассчитывают на то, что «Ланта-тур» возобновит работу. В Ростуризме также надеются, что компании удастся вернуться на рынок.

Ранее в «Ингосстрахе» РИА «Новости» сообщили, что общая сумма претензий клиентов «Ланта-тур», поданных к страховщику, может достичь 300 миллионов рублей.

Глава Ростуризма напомнил, что последние события вновь показали необходимость изменения отраслевого законодательства для более эффективной защиты прав туристов. По его словам, в подобных кризисных ситуациях возникают две задачи. Первая – выплатить компенсации людям, которые вернулись, не получив услуги, или не уехали из России. Эту задачу выполняют страховщики. Вторая – вернуть туристов на родину. «Здесь должны быть задействованы финансовые компенсационные фонды в рамках саморегулируемых организаций, за счет которых можно было бы оперативно решать вопросы возвращения туристов домой», – заявил г-н Радьков.

По его мнению, чтобы туроператорам не пришлось платить за коллег-банкротов, деньги в компенсационный фонд могут потом возвращать страховые компании. «Если из фонда будет оплачен обратный билет, гостиница, турист по возвращении в страховую компанию не обратится за возмещением. Но туда может обратиться СРО и получить соответствующую компенсацию. Не должно быть так, что если один из членов СРО обанкротился, то другие платят. Есть страхование финансовой ответственности, которое может служить подушкой безопасности. Есть опыт таких фондов в разных странах. Где-то взимается налог с каждой путевки. У нас это не очень правильно будет делать. Создание фонда именно в рамках СРО было бы оптимальным выходом», – считает Александр Радьков.

Он добавил, что СРО могут проводить мониторинг рынка, вести внутренний аудит финансового состояния своих членов. А государство должно делегировать им ряд полномочий и, в свою очередь, вести реестр таких организаций. «Мы не можем предупредить все банкротства, и государство не должно этим заниматься. ВТБ не будет каждый раз давать кредиты очередному туроператору-банкроту. Поэтому должны быть выработаны определенные механизмы, которые в любом случае защитят туристов», – подчеркнул г-н Радьков.

По его мнению, целесообразно вводить обязательное саморегулирование, либо создавать существенные преференции для компаний, которые являются членами СРО, чтобы была мотивация туда вступать. Однако глава Ростуризма заявил, что пока не готов говорить о конкретных механизмах функционирования СРО.

В качестве одной из приоритетных мер защиты туристов чиновник назвал повышение суммы фингарантий. «Необходимо увязывать сумму финансового обеспечения туроператора с его оборотом. 100 миллионов рублей в ряде случаев, когда банкротится крупный туроператор, не хватает. Но понятно, что сам по себе институт финансовой ответственности туроператоров себя оправдал. Если не считать «Капитал-тура», ущерб в остальных случаях был возмещен туристам в полной мере», – напомнил чиновник.

Кроме того, по его мнению, нужно вносить в административный и уголовный кодексы статьи об ужесточении ответственности за незаконную туроператорскую деятельность. Особенно в случаях, которые влекут за собой массовую гибель людей.

Эффективной мерой Александр Радьков считает также автоматизированный учет туристических путевок. «Туроператоры не всегда используют белые схемы. Чтобы правильно оценить обороты компании, нужны определенные механизмы. Введение электронной путевки, унификация договоров с потребителями, договоров между турагентами и туроператорами позволит увести рынок от серых схем, повысить его прозрачность», – отметил г-н Радьков.

Он подчеркнул, что идея страхования каждого тура, хорошая сама по себе, не будет работать без единой базы учета продаваемых путевок, так как невозможно будет проверить, застрахована ли конкретная путевка. «Путевки должны продаваться так же, как электронные билеты. Тогда мы сможем понимать, сколько продано, на какую сумму, каков оборот туроператора», – подчеркнул г-н Радьков. Он напомнил, что в свое время введение электронного билета также вызывало много вопросов, однако сейчас эта технология прижилась и работает.

«Любой процесс законотворчества небыстрый, он требует обсуждения на межведомственном уровне. Мы должны идти последовательно, но не терять темпа. На носу летний сезон. Если мы не успеем провести в весеннюю сессию ряд важных поправок, рискуем получить проблемы в пик туристического спроса», – заявил г-н Радьков.

Он подчеркнул, что разработчики поправок в закон о туризме должны представить модель, которая бы устроила большинство участников рынка. «Очень важно не навредить. И разграничить ответственность между бизнесом и государством в моменты, когда происходят кризисные ситуации. Если будет создан фонд, это не значит, что государство переносит свою ответственность на бизнес. Банкротство – это то, чем должны заниматься операторы, а, скажем, необходимость эвакуации туристов из-за военных действий в какой-либо стране – это сфера государства. Есть ситуации пограничные, но они должны быть четко прописаны в законе. Мы внимательно рассмотрим все предложения по изменению законодательства, которые будут поступать в наш адрес со стороны туристического сообщества. Все самое разумное будем использовать», – заявил г-н Радьков.

Часть поправок, в первую очередь, связанных с полномочиями Ростуризма, планируется принять уже на весенней сессии Госдумы. Вопросы введения саморегулирования, видимо, будут перенесены на осень.

 

Евгения Кареева, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно