Калуга

Кристиан Мантеи: «В современном цифровом мире каждый турист становится средством массовой информации»

Парадокс: страна, в которой нет министерства туризма, является самым популярным туристическим направлением в мире. Францию в прошлом году страну посетило примерно 83 млн иностранных туристов, и власти поставили целью к 2020 г. привлечь 100 млн гостей.

За туризм во Франции с 2014 г. отвечает министерство иностранных дел (МИД; в правительстве Эмманюэля Макрона переименовано в министерство Европы и иностранных дел), а непосредственно развитием занимается подчиненное МИДу агентство Atout France. В ведении Atout France как развитие въездного туризма (и для этого агентство пользуется помощью всех посольств Французской Республики), так и регулирование внутреннего туризма, включая сертификацию отелей и лицензирование туроператоров.

Бюджет Atout France в 2017 г. составит 85 млн евро, а совокупный бюджет Франции для продвижения страны как туристического направления за границей (с учетом бюджетов регионов) – около 110 млн евро. То есть привлечение одного иностранного туриста обходится Франции в 1,3 евро, каждый интурист тратит во Франции в среднем 80 евро в день.

В интервью «Ведомостям» глава Atout France Кристиан Мантеи рассказал, как устроена туристическая индустрия Франции, какие перед ней стоят вызовы и почему для Франции важны российские туристы. В разговоре приняла участие Инесса Короткова, директор Atout France в России и СНГ.

 

- Во Франции уже четвертый год за туризм отвечает МИД. Почему вы приняли такую систему? Она действительно работает?

- Система работает очень хорошо. Потому что дипломатия, развитие внешнеторговых связей и туризм очень хорошо дополняют друг друга. А мы, Atout France, имеем возможность использовать сеть наших посольств, помощь послов для продвижения Франции как туристического направления.

 

- Мне очень понравилась формулировка в одном из ваших интервью: «В современном цифровом мире каждый турист становится средством массовой информации». Ваш рецепт – как туристическая индустрия должна реагировать на это?

- Рецепт – повышать качество продукта. Потому что теперь турист выкладывает свои впечатления незамедлительно, формируя общественное мнение. Если завтрак в отеле плох, если чашка грязная и скатерть несвежая, турист фотографирует и выкладывает в сеть – это наказание сразу для всего туристического направления.

 

- Расскажите, пожалуйста, о задачах, которые решает Atout France

- Наша стратегическая задача – продвижение Франции как туристического направления на международном уровне. Страна очень разнообразная, поэтому и предложение очень диверсифицированное. У нас 16 территорий – всемирно известных марок: Париж, Прованс, Бордо, Шампань, Нормандия, Бретань, Бургундия, Альпы – Монблан, Лазурный Берег, долина Луары, Эльзас, Лион, Биарриц – Страна Басков, Тулуза – Пиренеи, Лангедок – Средиземноморье, Корсика (я корсиканец).

Чтобы реализовать эту задачу, мы организуем большое количество мероприятий, работая в тесном взаимодействии с партнерами во Франции – регионами, департаментами, городами. У нас 1300 партнеров, из которых 750 частных компаний, а остальные образованы регионами или городами. Совместно мы разрабатываем, реализуем и софинансируем план действий по продвижению Франции в целом и каждой из наших территорий. При том что иногда у территорий интересы могут не совпадать или конкурировать. Но хотя Франция является страной 360 сыров, все же нам удается координировать наши действия. Ежегодно мы проводим по всему миру как минимум 2500 мероприятий, посвященных горнолыжному, культурно-историческому, энотуризму и т.д.

Чтобы осуществлять эффективное продвижение рынков и регионов, необходимо очень хорошо их знать. Поэтому мы создали систему экономического анализа и мониторинга, которая обновляется практически ежедневно: это информация о продажах, о клиентах, о том, что делают конкуренты, об инновациях, которые осуществляются в мире, об экономических моделях – это важно, когда речь идет о строительстве нового отеля или парка развлечений. Для территорий у нас также существует система технической помощи в реализации проектов – как государственных, так и частных. На этом мы зарабатываем – как во Франции, так и за границей: некоторые страны обращаются к нам за технической помощью в рамках договоров о сотрудничестве, которые Франция заключила с этими странами. К нам обращаются за помощью в разработке туристических направлений, при классификации отелей, за экспертизой в государственном управлении – как организовать министерство или агентство по развитию туризма. Обращаются, например, Гаити, Тунис, Китай, Оман, мы выходим в Южную Америку...

Что касается классификации средств размещения, то под нее подпадают отели, кемпинги, туристические деревни и гостевые дома. Плюс мы также отвечаем за регистрацию туристических агентств.

 

- Во Франции система классификации отелей добровольная?

- Новая система классификации появилась в 2010 г. Она добровольная для всех, раньше она была обязательной. Те отели, которые не захотели проходить классификацию, не могут указывать никакие звезды на своей вывеске. Классификацией охвачено 94% номерного фонда, чем мы очень довольны. Классификацию осуществляет частная компания, действующая на основании мандата министерства, подписываю результаты классификации я.

 

- Каков годовой бюджет Atout France и как он формируется?

- Наш базовый бюджет, который финансирует государство, – 32 млн евро. Дополнительно в 2017 г. государство выделит нам более 10 млн евро, и наш бюджет достигнет 43-44 млн евро. Плюс мы собираемся заработать около 40 млн евро. То есть наш совокупный годовой бюджет составит около 85 млн евро.

Но каждая из этих туристических марок, наших 16 территорий, имеет собственный бюджет на продвижение. И совокупный бюджет Франции на продвижение себя именно как международного туристического направления110 млн евро. Потому что есть еще расходы регионов по продвижению на национальном рынке.

 

- Каковы последние данные по количеству россиян, прибывших во Францию?

- С начала года наметился активный рост авиабронирований, за первые четыре месяца – 43,7%, рост будущих бронирований на три месяца вперед – 32,9% по сравнению с тем же периодом 2016 г. Париж показывает еще более активное увеличение: рост бронирований с января по апрель – 44,4%, рост будущих бронирований на три месяца вперед – 56,8%.

- Г-н Мантеи, что вы думаете о российском рынке?

- Для нас Россия – рынок стратегический. Во-первых, потому что россияне знают и понимают французскую культуру, историю, у них есть интерес и желание узнать больше. Во-вторых, по экономическим причинам. Даже если брать только среднюю категорию туристов, россияне тратят больше, чем представители других национальностей. Мы хотели бы, чтобы русские туристы путешествовали по всей Франции. Изначально мы фокусировались только на обеспеченных русских туристах, но теперь работаем на две категории – на обеспеченных и средний класс.

 

- Что Франция может сделать, чтобы привлекать больше туристов из России?

- Во-первых, необходимо обеспечить сильное присутствие в России, то есть расширение дистрибуции, увеличение количества партнеров. А для этого нам необходимо глубже изучать российский рынок. Необходимо также увеличивать географический охват авиасообщения России и Франции – это фундаментально. Пока мы видим, что с точки зрения авиасообщения уступаем некоторым из наших конкурентов. Atout France не может на это повлиять, но может привлечь внимание правительства, авиакомпаний, руководства городов, чтобы прямых рейсов между разными городами было больше.

 

- С выдачей виз россиянам проблем нет?

- Процедура проста, визы выдаются быстро. У Франции 18 визовых центров по всей стране. Генеральное консульство Франции в Москве с начала года в среднем увеличило выдачу виз на 80% по сравнению с тем же периодом 2016 г. Интересно, что 40% заявителей запрашивают шенгенскую визу впервые, выбирая для своей первой поездки в Европу именно Францию.

 

- Есть мнение, что с развитием цифровых услуг турагентства, работающие на средний класс, исчезнут – эти люди будут планировать путешествия самостоятельно. И останутся только агентства, организующие индивидуальный отдых для богатых, и туркомпании, предлагающие пакетные туры для наименее обеспеченных категорий туристов. Какое будущее турагентств видите вы?

- Думаю, что бизнес универсальных турагентств действительно под угрозой. Зато у специализированных, предлагающих эксклюзивные продукты, возможностей будет все больше и больше. Причем специализация может быть разной – как по направлению, так и по тематике. То есть турагентства должны превращаться в консультантов по туризму, а это уже категория люкс. Общение с клиентами должно быть как виртуальным – в первую очередь посредством социальных сетей, – так и реальным, на встречах. Людям нужен tailor made. То, что они самостоятельно заказывают отели через booking.com, не отменяет того, что им нужны очень профессиональные советы по предстоящей туристической поездке. Мы видим, что все больше туристов интересуется, например, архитектурой. Это прекрасная возможность создать такое специализированное предложение – профессионально рассказывать туристам об архитектурных достопримечательностях. В том числе и в Москве, и в других российских городах. Во Франции я уже знаю несколько агентств, способных организовать тур, который покажет, например, архитектурные достопримечательности Чикаго. Или парижских пригородов.

 

- Как складываются ваши отношения с Airbnb во Франции? Вы же хотите их регистрировать, они отказываются. А классификация средств размещения во Франции теперь дело добровольное.

- Airbnb создает нам проблемы. Они говорят: «Мы французы, мы работаем для Франции». Я отвечаю: «Если вы французы и если вы претендуете на то, что вы часть туристической индустрии, зарегистрируйтесь». Прошло уже 18 месяцев, но они до сих пор этого не сделали. Мы ведем дружескую дискуссию на этот счет. Я считаю, что им стоит это сделать, поскольку это будет символическим шагом, доказывающим, что они действительно являются частью французской туриндустрии, продвигающей страну.

Туриндустрия организуется вокруг средств размещения. Париж и так насыщен такими объектами, а теперь это еще и город с самым большим предложением Airbnb в мире – больше, чем в Лондоне, Нью-Йорке... Таким образом, дополнительных плюсов парижской туриндустрии Airbnb не создает. Но они пошли и в сельские регионы, и это очень хорошо для нас. Поскольку очень часто в деревнях нет ни отелей, ни гостевых домов. И теперь жители этих деревень с удивлением видят туристов с чемоданами, заселяющихся в соседний дом, снятый через Airbnb. Для нас это очень хорошо, поскольку появление такого предложения способствует развитию туризма в сельской местности. Я аплодирую!

Версия для печати