Интурмаркет 2020 02.10

Российская индустрия гостеприимства одной из первых начала выходить из кризиса

Анализ данных по реализации платных услуг населению за первое полугодие показывает, что отечественная индустрия гостеприимства одной из первых начала выходить из кризиса – прежде всего, за счет въездного и внутреннего туризма.

Россия выходит из самого долгого за последние десятилетия периода рецессии. Об этом свидетельствуют данные Росстата. И об этом же пишет Bloomberg, обращая внимание на оживление экономики. Журналисты сделали выводы из растущих спроса на электроэнергию, увеличения объема железнодорожных и контейнерных перевозок. Параллельно появились новые данные Росстата: во втором квартале спад экономики – всего 0,6%. В первом квартале было больше 1%.

Есть некоторый позитив и в показателях объема реализации платных услуг на туристическом рынке, хотя в целом этот сегмент характеризуется разнонаправленными тенденциями. С одной стороны, по данным Росстата, объем реализации услуг гостиниц и аналогичных средств размещения за шесть месяцев 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 9%. С другой – реализация платных туристических услуг населению, то есть продажи поездок через турфирмы, снизилась на 12%.

Объем платных услуг населению по видам в первом полугодии 2016 года

По мнению президента РСТ Сергея Шпилько, хотя речь идет о показателях без учета индекса потребительских цен (тарифов) на услуги, важно, что рост продаж гостиничных услуг больше, чем аналогичные данные в других отраслях сферы обслуживания. Например, на транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве, медицине объем платных услуг населению за те же полгода увеличился на 1%, в области культуры – на 3%, физкультуры – на 7%. А в сегменте бытового обслуживания, связи, образования и большинстве других отраслей сферы услуг этот показатель со знаком минус.

Таким образом, отечественная индустрия гостеприимства одной из первых начала выходить из кризиса – прежде всего, за счет въездного и внутреннего туризма.

Отставание показателей турбизнеса от гостиничных объясняется тем, что не все услуги в сфере туризма реализуются через турфирмы. Значительная часть номерного фонда заказывается напрямую или через системы бронирования. Кроме того, нередко проживание в отелях оплачивается предприятиями, организациями и пр., а значит не учитываются в составе платных услуг населению.

Как считает Сергей Шпилько, динамичный рост объемов продажи туруслуг на внутреннем и выездном рынках в сопоставимых ценах мало реален, пока вся экономика страны не выйдет из кризиса. Сначала должен начаться рост реальных доходов населения. Да, возможен определенный всплеск продаж в случае возобновления чартерных программ в Турцию и Египет. Но в целом на внутреннем и выездном сегментах, в основном, будет происходить перераспределение объемов между направлениями и участниками рынка в пользу более конкурентоспособных.

В сфере въездного туризма ресурсы платежеспособного спроса, по сути, не ограничены, особенно с учетом роста турпотоков из стран Азии и Латинской Америки, говорит г-н Шпилько. Но, чтобы конкурировать в борьбе за эти турпотоки на внешнем рынке, надо, как и предлагает турбизнес, энергичнее идти по пути упрощения визовых формальностей, в том числе в отношениях с развивающимися странами – по аналогии с тем, как это делается сейчас в рамках группового безвизового обмена на основе соответствующего соглашения с КНР. Надо распространять больше информации о стране на разных языках, более активно ее продвигать на внешних, особенно новых для России рынках.

Кроме того, по мнению Сергея Шпилько, необходимо динамично наращивать возможности приема, создавая качественный номерной фонд, парк современных автобусов и других транспортных средств. Надо увеличивать пропускную способность популярных объектов показа, готовить больше гидов с редкими языками и т.д. Иначе въездной турпоток на подъеме начнет «захлебываться», цены пойдут вверх, а качество обслуживания, наоборот, будет снижаться – со всеми вытекающими последствиями для конкурентоспособности России как туристического направления в целом.

Версия для печати