Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Андрей Кузнецов: интервью за месяц до краха

08:30, 15 сентября 2014

Это интервью президент компании «Южный Крест» Андрей Кузнецов (фото) дал газете RATA-news в начале августа. Текст был отправлен собеседнику на согласование, да так у него и застрял. А спустя месяц, 10 сентября, «Южный Крест» остановил свою деятельность. И мы решили интервью опубликовать. Были ли у нас сомнения – мол, человеку и без того сейчас тяжело? Конечно. Но эти сомнения таяли с каждым новым сообщением об унизительном шантаже и вымогательствах, которым подвергаются российские туристы в отелях Греции, Китая, Италии, Доминиканы и других стран.

Да и цель наша – не побить лежачего. Мы надеемся, что, благодаря этой публикации, кто-то из действующих туроператоров вдруг увидит себя со стороны. Посмотрит на свой бизнес, оценит реальную ситуацию на рынке и сопоставит ее со своими амбициями. Посчитает долги. И, может быть, задумается. И, допуская возможность ухода, постарается сделать это не так, как «Южный Крест» и его недавние предшественники. А по-другому: цивилизованно, безболезненно для рынка и, главное, для туристов.

 

- Сейчас власти и отраслевые общественные организации в срочном порядке обсуждают меры регулирования туристического рынка, об этом много говорят и пишут. Какие меры вы поддержите?

- В турбизнесе должно быть введено регулирование, например, по модели банковского сектора. Туроператор должен соответствовать определенным критериям, как любой банк. Если какой-то из коммерческих банков начинает вести рискованную политику, он моментально получает предупреждение от Центробанка, а если что – и отзыв лицензии. Коммерческий банк постоянно отчитывается по целому списку различных показателей, которые он должен соблюдать. Если банк дает кредит, который попадает в зону рискованных, он осуществляет резервирование в ЦБ. И чем больше кредит, тем больше резервирование. Аналогичный механизм должен действовать и в турбизнесе. Есть такие параметры, как достаточность капитала, соотношение заемных и собственных средств, динамика по этим параметрам. Никак не могу понять, почему на все мои предложения ввести такое регулирование мне возражают, что туроператоры будут давать недостоверные данные. Почему же в банковской сфере это работает, а у нас вдруг не получится?

 

- Предыдущие поправки, принятые в 2012 году, вы считаете, не помогли?

- Ничего не изменилось. Поправки приняты на предмет того, как похоронить туроператора, когда он крякнулся, унеся нервы и деньги кучи людей. Вместо того, чтобы сформулировать условия, при которых туроператор будет жить и нормально работать.

Вот на рынке два туроператора с примерно одинаковыми объемами. И они ведут бизнес нормально, эффективно, рентабельно. Один из них вдруг решает: буду удваивать бизнес ежегодно и закрывать дыры свежими деньгами клиентов или кредитами под оборот. А что делать второму, его конкуренту? Он сразу же оказывается не в рынке, потому что первый проваливает цены, в плюс работать невозможно. Это как водоворот. Достаточно появиться одной пирамиде, и в эту воронку засасывается все живое вокруг.

Еще несколько лет назад «Лабиринт» был небольшой компанией, которая зимой делала, в основном, только Финляндию, а летом Грецию в умеренном объеме, значительно меньше нашего. Был нишевой оператор – и во что он вдруг превратился? Вся эта Турция, Испания, ОАЭ. Мы все понимали, что в этом году на фоне стагнации экономики, снижения платежного спроса нет никаких предпосылок для роста рынка. И поэтому все оценки делались осторожно. «Лабиринт» же вдруг вышел с объемами, с которыми было невозможно выжить, с гигантскими обязательствами по отелям той же сети Mitsis.

 

- То есть крах был неизбежен, даже если бы не было политических рисков?

- На мой взгляд, да. Может быть, крякнулись бы в середине августа или в конце. Думаю, это произошло бы в любом случае. Вся эта мутная история с Михаилом Шамановым нанесла и еще нанесет огромный урон. Но она стала катализатором быстрого структурирования рынка. И, на мой взгляд, это хорошо. Я люблю грозы, потому что после них дышится легче.

 

- Министр культуры заявил, что в крахе виновата, помимо демпинга, жадность турагентств и их клиентов. Вы согласны с этим?

- Звучит резко, но отчасти правильно. Агентства должны увидеть, что творится, и сказать своему клиенту: цена, конечно, хорошая, но мне непонятен источник финансирования этих упражнений компании «Лабиринт», не готов вас оформить, не считаю это правильным, ведь. если возникнут проблемы, вы придете ко мне. Я знал про «Лабиринт» давно, всех предупреждал, кого мог – партнеров, агентства. Но никто не слушал. Проблема отрасли, в том числе, и в агентствах, благодаря которым эти пирамиды растут.

 

- Вы говорите, что все региональные рейсы убыточны, а сами в этом году ставите большую программу из регионов на Хайнань. Не пирамида ли это?

- При этом мы ушли из Хошимина, Гоа, Таиланда, ОАЭ, сильно поджали Грецию. В условиях сильной избыточности рынка мы обрезали все тяжелое, ушли из жестких контрактов, в том числе с сетью Mitsis. Держим в Греции очень компактный объем, по которому можем обеспечить приличную рентабельность. У нас есть Grecotel эксклюзивные условия, Aldemar с хорошими ценами и еще несколько базовых отелей, в том числе клубный Cronwell Platamon. Только в нем у нас небольшая жесткая ответственность на 30 номеров. Поэтому, когда рынок совсем ухудшился, мы спокойно сняли самолеты на Кос, в Ираклион. А «Лабиринт» не мог снять, потому что у них был Mitsis и куча эксклюзивных отелей.

Где мы проявили активность – это горные лыжи и Италия. После ухода «Асента» забрали 12 человек, целиком отделы Австрии, Швейцарии, Франции и Италии с их руководителями и контрактами. И сделали горные лыжи и летние туры в Италию. Но не перегрузили рынок. Потому что не добавили нового объема, а, наоборот, уменьшили асентовский на 30-40%. Только сейчас, на второй год, мы выйдем на объемы «Асента». При этом на горных лыжах вообще в плюс отработали, Италия – чуть выше нуля. Мы вошли в тот сегмент, который для нашей компании, специализирующейся на качественном продукте, был необходим. Считаю этот шаг одной из своих наибольших удач в бизнесе. Мы практически без инвестиций заняли новый сегмент рынка. Было непонимание, пойдут ли агентства за этими людьми в «Южный Крест», поэтому играли осторожно. Увидели, что пошли – сейчас аккуратно наращиваем.

Второй сегмент, где мы сыграли активно, это Китай. Если взять рейсы, которые мы ставим на Хайнань, получается гигантская программа: Тюмень, Новосибирск, Екатеринбург, Санкт-Петербург еженедельно, Москва раз в неделю, а с ноября – вторая частота, Сургут и Кемерово раз в две недели. Если тупо посмотреть билет и отель, то получится минус 200 долларов с кресла. Но есть несколько факторов. Первый: «ЮТэйр», которая выполняет большинство рейсов, рассматривает Китай как важнейший перспективный рынок. Авиакомпания считает правильным сделать восточный хаб на будущее и инвестирует в этот проект. Второе: наш партнер в Китае, частная компания, заинтересован в этих клиентских потоках. Они тоже инвестируют в проект. И третья составляющая – собственно Китай. Санья – международный курорт, страна заинтересована в его продвижении, и мы получаем приличную компенсацию от государства. В итоге эти 200 долларов с лихвой компенсируются.

 

- Собираетесь заниматься внутренним туризмом?

- Уже занимаемся. У нас есть принимающая компания в Ялте с этого года, у нас блоки на «Трансаэро» на Симферополь. Начали даже прием китайцев в Крыму. С Нового года начнем с «ЮТэйр» программу на Сочи. Так что на внутреннем рынке мы очень активны.

 

- Вы строите планы, но ведь когда государство полностью изменит правила игры на рынке, все может оказаться по-другому.

- Уже сейчас все настолько плохо, что я и не помню такого на рынке. Банки кредитовать не хотят, авиакомпании просят все оплачивать вовремя и заранее, хотя раньше удавалось договариваться. Рынок напуган, клиенты тянут с бронированиями, агентства не хотят платить. Ситуация – конец света. Чему я почти рад. Потому что все то дерьмо вялотекущее, которое заваливало рынок годами, оно сразу уйдет. Пусть это произойдет быстро, болезненно, жестко, пусть нам будет тяжело, но кто выживет, останется на нормальном рынке с нормальными правилами игры. Мы должны выжить и максимально участвовать в формировании этих правил.

 

- О вашей компании, как и о многих других, также ходят слухи в смысле возможного ухода.

- Это моя собственная глупость. Я всегда откровенно разговаривал с журналистами. Когда наступили плохие времена, так и говорил: плохо, убытки. Но это было глупо, потому что другие операторы всегда говорили, что у них все хорошо. Я поэтому категорически не соглашаюсь на встречи с агентствами. Я – человек, который всегда откровенен, и в формате онлайна у меня не получается цензуры. Сколько денег я потерял на этих слухах – без меры. Невозможно сосчитать, какой урон это все нанесло нашему бизнесу, сколько седых волос мы на этом получили.

Когда мы с «Лабиринтом» заключили жесткие контракты с отелями Mitsis, «Библио Глобус» ворвался на греческий рынок и разнес его. Мы потеряли кучу денег. Я пришел в «Трансаэро», и они меня прокредитовали на эту сумму. И с того момента они считают нас отчасти своей компанией, что является залогом нашей надежности. Наше партнерство только укрепилось. Мы с ними советуемся, какие программы поставить, где сократиться, где расшириться.

Есть еще сильные хорошие партнеры – «ЮТэйр» и Ханты-Мансийский банк, который входит в одну из самых динамичных групп «Открытие». Мы нашли уникальный формат партнерства: банк заинтересован в наших туристах в расчете, что они станут клиентами самого банка.

 

- Если все меры, которые предлагает сейчас Минкультуры, будут реализованы, мы, возможно, со временем придем к европейской схеме: три крупных туроператора и несколько десятков нишевых на всю страну. Вы в этом раскладе где хотите быть?

- Хочу оказаться понятно сегментированным туроператором в лагере «Трансаэро» с акцентом на качественный продукт.

 

Юлия Батырь, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно