Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

У дальневосточного турбизнеса выход один: создавать свой внутренний турпродукт.

07:42, 16 апреля 2010

В конце 2009 года был создан Общественный совет при Дальневосточном управлении Росграницы. Его работу возглавил руководитель Дальневосточного регионального отделения Российского союза туриндустрии Александр Осауленко (фото). Своим видением специфики общественных и бизнес-процессов, характерных для туристического рынка Дальнего Востока, г-н Осауленко поделился с корреспондентом STI .

- В чем, на ваш взгляд, заключается специфика дальневосточного туристического рынка?

- Большинство компаний в Хабаровском крае относятся даже не к малому, а к микробизнесу с оборотом менее 10 млн. рублей, они обслуживают не более тысячи человек в год. Но отечественное законодательство с возрастающими цифрами финансовых гарантий и высказывания некоторых представителей власти и бизнеса все настойчивее ведут нас к мысли, что турбизнес – занятие для богатых. Это не так. На рынке должны быть ниши и для крупных структур, и для средних, и для мелких, все они могут вполне гармонично дополнять друг друга. В силу нашей удаленности от центра до нас не доходят не только европейские технологии, но и те, которые используют центральный и сибирский регионы. У нас нет своего краевого авиаперевозчика. Мы – приграничная территория. Даже в пределах нашего региона у каждого его субъекта – своя туристическая специфика. Прописать ее в отраслевом законе, конечно, невозможно, но некоторые нюансы в федеральном законодательстве должны быть. Прежде всего, это касается финансовых гарантий. Очевидно, что они должна быть дифференцированы в зависимости от объема туруслуг. Нашего рынка это касается в большей мере, нежели любого другого регионального.

- Как турбизнес Дальнего Востока пережил кризисный 2009 год?

- Прошлый год показал, что отрасль живет, что мы все-таки многое умеем, знаем, что наш потенциал больше, чем можно было бы предположить. Это был наш первый год без «своего» авиаперевозчика. При общем спаде объемов продаж достаточно мощно проявило себя китайское направление – турпоток туда заметно вырос. С помощью китайских операторов мы смогли сделать туры доступными, и надо сказать, что кризис еще больше приблизил нас к китайскому турбизнесу. Неожиданный импульс с приходом в регион компании «Пегас Туристик» осенью 2009 года получила Юго-Восточная Азия. Хотя до этого мы думали, что из-за своей дороговизны направление уже сдает позиции. Но на демпинговую цену туристы клюнули. А в Таиланд по ценам «Пегаса» полетели люди, которые за границей вообще ни разу не были.

- Как вы оцениваете общероссийский процесс укрупнения операторов?

- Как объективный. В нынешних условиях любой бизнес, в том числе и туристический, будет укрупняться. Другой вопрос, готовы ли к этому руководители компаний технологически и психологически? На Дальнем Востоке – нет. Лишь немногие турфирмы смогут объединиться, они реально представляют себе пути развития нашего бизнеса. В регион уже приходят крупные операторы, а так как мы, я считаю, выходим из кризиса, процесс этот будет развиваться. Думаю, к осени мы будем иметь здесь еще несколько московских компаний, что спровоцирует развитие агентской сети. Условия для бизнеса крупных операторов в Хабаровском крае есть, это доказывает ситуация с «Пегасом». Зернышки падают, что называется, на удобренную почву. Главное, чтобы у оператора был перевозчик. Хотя то, что мы из операторов превращаемся в агентов, для развития туризма в регионе оценить положительно нельзя. Ведь в этом случае большая часть доходов от деятельности турбизнеса из региона уплывает.

- А что вы скажете о перспективах прихода на Дальний Восток операторов-выставочников?

- Готов всячески поддержать, в том числе силами Регионального отделения РСТ. Моя личная позиция такова: туристическая выставка на Дальнем Востоке просто необходима, но ни одна из дальневосточных территорий самостоятельно организовать ее не сможет. Здесь нужная консолидация организационных и финансовых ресурсов, огромная работа. А в техническом плане необходимо место, где выставка могла бы пройти, и пока ничего подходящего в Хабаровске, например, я не вижу. Несколько раз я присутствовал на международной туристической выставке во Владивостоке, но, на мой взгляд, «на выходе» она малорезультативна.

- А как сделать выставку эффективной?

- На мой взгляд, выставка не должна проводиться ежегодно в одном и том же городе. Ее нужно каждый год проводить в разных субъектах Дальнего Востока. Тогда каждая территория будет соответственно себя позиционировать. У нас, кстати, был единственный, но успешный опыт представления турбизнеса Дальнего Востока под единым брендом на выставке MITT в Москве. Мы тогда очень мощно прозвучали. Турбизнес региона представляли шесть территорий, причем участвовали как руководители регионов, так и собственно представители отрасли.

- Если это было эффективно, почему опыт не получил продолжения?

- Бизнес был готов, но чиновники воспротивились. Это были какие-то политические игры – мол, каждая территория должна быть сама за себя и отдельно финансировать свое участие. В общем, идея развалилась.

- Каковы инструменты влияния отделения РСТ на государственные регулирующие органы? Есть ли готовность оппонировать?

- У нас нормальные рабочие отношения. Мы работаем практически со всеми властными структурами, поэтому везде можем высказать свое мнение. Но это не означает, что мы сразу идем на конфликт. Когда мы в первый раз готовили поправки в федеральный закон о туризме, наша позиция не совпадала с точкой зрения отраслевого министерства. Но прошло два года, и сегодня наша позиция практически едина. И по многим вопросам наши точки зрения совпадают, но не потому, что кто-то под кого-то подстраивается, а потому, что одна из сторон умеет доказать другой обоснованность своей позиции. Дальневосточное отделение РСТ не ставит своей целью доводить до абсурда ту или иную ситуацию, это путь неэффективный. Но мы можем выступить с противоположным мнением и на различных совещаниях любого уровня, мы своего мнения не стесняемся.

- Нет ли конфликта между интересами региональных членов РСТ и центрального аппарата Союза? И насколько ситуация на дальневосточном рынке туризма известна руководству РСТ?

- Ситуация на Дальнем Востоке хорошо известна в Москве. И наши интересы, в основе своей, совпадают. Мы поддерживаем центр, находимся с ним в постоянном контакте. Хотя спорные вопросы бывают, и именно поэтому Дальний Восток представлен и в правлении РСТ, и в президиуме правления – чтобы озвучивать свою позицию. Мы осознали, что нам центр необходим, в первую очередь, по многим практическим вопросам. Работу с посольствами и консульствами без оглядки на последствия мы можем вести только через исполнительную дирекцию в Москве. Из Москвы мы получаем различные документы, которые нам необходимы в работе, в том числе и по спорным вопросам. Часто мы можем получить документ через центральный офис РСТ проще и быстрее, чем из посольств или консульств.

- Далеко не все региональные турфирмы стремятся стать членами регионального отделения РСТ. Как вы считаете, почему?

- Сегодня в наше отделение входит 30 дальневосточных турфирм, и это все серьезные, стабильно работающие компании. Да, ряд турфирм считает, что участие в РСТ, да и в любом другом общественном объединении, нецелесообразно. Это всегда диктуется личной позицией руководителя бизнеса, о какой бы отрасли речь не шла. Кто-то считает, что может в той или иной форме повлиять на происходящие процессы, а кто-то – и эта точка зрения самая популярная в нашей стране, – «чем тише я себя веду, тем меньше у меня будет проблем». А если у кого-то что-то получится, то и мне хорошо. Я, например, слышал мнение депутата Госдумы, что, если бы не РСТ, то уже сегодня финансовые гарантии были бы 150, а не 30 миллионов рублей. Если бы не РСТ, даже при 30 миллионах страховой тариф фингарантий был бы гораздо выше, чем он существует на сегодняшний день. И пользуются этим все компании, вне зависимости оттого, являются ли они членами РСТ или нет.

- Каков ваш прогноз развития туристического рынка на ближайшую перспективу?

- Отрасль вопреки всему будет развиваться, появится и региональный туризм. Количество компаний вряд ли сильно изменится. Многое зависит оттого, как начнется летний сезон. Если начало сезона не будет провалено, однозначно крупные операторы пойдут по той тропинке, которую проложил «Пегас Туристик». Это опять же отразится на структуре дальневосточного рынка. Турпродукт московских компаний однозначно дешевле. Сегодня у нас все рейсы на Таиланд, поставленные «Пегасом», заполнены на 100%. Уже сейчас туроператор предлагает туры на Хайнань, летом выйдет на турецкое направление. Дальневосточный операторский рынок не сможет конкурировать с его ценами. Выход вижу только один: создавать свой внутренний конкурентоспособный турпродукт.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно