Интурмаркет 2020 02.10

Анатолий Казакевич: «Главная задача туроператоров по Байкалу – сделать отдых всесезонным»

С каждым годом на Байкале становится все больше мест размещения, которые не закрываются на зиму. Отельеры и операторы, занимающиеся внутренним и въездным туризмом в регионе, не скрывают, что сгладить сезонность отдыха – это сегодня сверхзадача и для местного турсообщества, и для властей. Оценить итоги прошедшей зимы и перспективы развития туризма на Байкале мы попросили, генерального директора иркутской операторской компании «Байкалов» Анатолия Казакевича (фото).

 

– Как вы оцениваете прошедший зимний сезон?

– Зимние туры составляют около 15-20% объемов наших продаж за год. В этот раз показатель практически не изменился. Больше всего туристов мы обслужили во время новогодних и рождественских праздников, а также с середины марта до начала апреля – в так называемый ледовый сезон.

Традиционно зимний ассортимент состоит из экскурсионки, ледовых экспедиций, фрирайд-туров. Но зимний туризм на Байкале развивается слабо. Хотя я бы отметил, что стало больше мест размещения, работающих круглый год: в Тункинской долине, Байкальске, в бухте Песчаной, на Ольхоне и Малом море. Базы открылись на Новый год, проводили праздничные программы. Отельеры присматриваются к зимнему сезону, строят утепленные дома, пробуют работать. Для развития это хорошо.

 

– В чем главная изюминка зимнего отдыха на Байкале? На что, по-вашему, нужно опираться в его развитии?

– Уникальных возможностей масса: ледовые экспедиции, гольф на льду, саммит Дедов Морозов, Сагаалган, фестивали зимних видов спорта, катание на собачьих упряжках, подледный дайвинг, уникальные фрирайд-туры на Мамае и Даване, снегоходные путешествия в горах и по замершим горным рекам. Наша изюминка – чистейший байкальский лед. С его помощью мы можем подготовить 20 «активностей» под разный кошелек, возраст и пожелания. Когда в прошлом году на выставке «Байкалтур» мы проводили мастер-класс по вырезанию фигур изо льда, он собрал около сотни участников. И позволить себе такое развлечение может любой, кто выехал в Листвянку на день с семьей. Попариться в ледяной бане стоит значительно дороже, но впечатления – потрясающие.

 

– Можно ли успешно сгладить сезонность отдыха с условием байкальских ресурсов? Нужно и интересно ли это турбизнесу?

– Мало того, что это возможно, это крайне необходимо и выгодно всем сторонам. Мы как туроператор заинтересованы, чтобы клиенты покупали путевки круглый год. Это повышает рентабельность и позволяет формировать еще более профессиональный коллектив, который способен создавать все более качественный турпродукт.

Работа круглый год выгодна и каждому отелю: персонал выдает сервис более высокого уровня, повышается рентабельность и стабильность бизнеса, отрасль становится привлекательнее для инвестиций. Для потенциальных туристов это тоже важно, потому что рост турпотока приводит к увеличению числа участников рынка. А конкуренция способна решить две основные проблемы байкальского туризма: повысить уровень сервиса и снизить цены на путевки.

Для Бурятии и Иркутской области выгоды очевидны. Поток туристов из других регионов России приносит деньги и повышает валовый региональный продукт (ВРП) республики и области. Развитие байкальского туризма привлекает инвесторов, которые вкладываются в строительство гостиниц, горнолыжных баз, домов отдыха – здесь появляются рабочие места. Каждая гостиница требует подвоза продуктов, создания развлечений, экскурсий – это дополнительные рабочие места. И, наконец, гостиница платит налог на землю.

Чтобы сгладить сезонность, регионам нужно совместно продвигать отдых на Байкале, сделав зиму приоритетной, выделить деньги на маркетинг и разработать совместный план событий, чтобы они не накладывались друг на друга, после чего грамотно продвинуть их. Я считаю, что ориентироваться нужно на туристов, которые готовы заплатить за неделю отдыха на Байкале от 50 тыс. рублей на человека. Они, в конечном итоге, формируют ВРП, поэтому сделают государственные инвестиции наиболее эффективными. Остальные подтянутся.

И, что самое приятное, Байкал сейчас готов к продвижению, и мы способны увеличить зимний поток в три-пять раз: есть хорошие гостиницы, есть туроператоры, есть сотни людей, готовых сделать зимний отдых на Байкале незабываемым. Осталось только грамотно и эффективно организовать рекламную кампанию.

 

– Реально ли воплотить в жизнь идею совместного продвижения двух регионов?

Не только реально, но и эффективно. Это именно тот случай, когда работает формула кооперации: 1+1=3. Достаточно объединить усилия в системном маркетинге общего туристического объекта – озера Байкал. На начальном этапе не требуется больших финансовых затрат, просто нужно начать работать целеустремленно и совместно. На законодательном уровне вопрос кооперации также реализуем – между регионами есть договоры о сотрудничестве. И в обоих субъектах есть соответствующие статьи в бюджетах на продвижение. Но сейчас эта деятельность ведется каждым регионом самостоятельно. В итоге у туриста нет единого и четкого представления о Байкале.

Чтобы инициатива была реализована, в первую очередь нужна политическая воля двух руководителей регионов. Судя по заявлению президента Бурятии Вячеслава Наговицына, хорошие новости тут есть. Нужно продолжать планомерную работу, на которую в дальнейшем потребуется 70-90 миллионов рублей в год. Мы считаем, что координировать продвижение Байкала должна межрегиональная рабочая группа. Юридическую форму ее функционирования нужно прорабатывать.

Конечно, у Бурятии и Иркутской области останутся потребности в отдельном продвижении своих регионов, поскольку примечателен не только Байкал. Но именно он привлекает в наши регионы магистральный поток. Приведу пример: уже сейчас туристы, которые посещают восточный берег, едут на экскурсии к староверам и казакам, посещают буддийские дацаны. Или с Байкала едут в Тункинскую долину, в Аршан, Нилову пустынь. А ведь эти места не связаны напрямую с Байкалом. Так что, если мы будем развивать Байкал – будут развиваться и региональные направления.

 

– Многие ли с согласны с вами в вопросе объединения усилий двух регионов?

Вопрос не только в объединении усилий, а именно в переходе на более качественный уровень продвижения туристических возможностей озера. Есть два очевидных факта. Первый: Байкал для туристов един, они не разделяют его на два субъекта федерации. И не надо пытаться ломать сложившиеся стереотипы – нужна совместная эффективная работа. Второй факт: чтобы продать любую услугу и значительно (в три-пять раз) увеличить ВРП от туризма, нужен профессиональный и эффективный маркетинг. Ключевые бизнес-структуры идею объединения поддерживают и готовы софинансировать мероприятия по продвижению Байкала до 30-40% от общего объема. Но только те мероприятия, которые действительно эффективны.

Как я уже говорил, на мой взгляд, в продвижении нужно отдать приоритет именно зимним видам отдыха. Увеличение турпотока зимой сгладит сезонность. А это повышение и инвестиционной привлекательности, и эффективности работы каждого из игроков туристического рынка. Чтобы принять дополнительных 300-500 тысяч человек в зимний период, не нужен большой объем инфраструктуры. Многое уже создано, но зимой простаивает.

Повторю, двум субъектам федерации сложно найти общий язык без политической воли руководителей. До сих пор инициативы бизнеса в области туризма поддерживались слабо. Но серьезных препятствий к объединению я сейчас не вижу. Контрагументы звучат на уровне каких-то страхов, что «придут большие деньги и скупят весь Байкал». А в это время здесь уже есть «Метрополь», RusResorts, которые ведут себя нормально и по-деловому. Раньше нам говорили, что регионы не могут объединиться из-за конкуренции между собой. Сейчас мы видим, что первые шаги навстречу сделаны. Ждем вторых и третьих.

 

– Недавно в регионе был принят закон о поддержке туризма. С его появлением что-то изменится?

Мы его получили и проанализировали. Как любой рамочный закон, он требует разработки подзаконных актов, внесения изменений в долгосрочную программу развития туризма в Иркутской области, создания программ поддержки отрасли, регламентов получения субсидий, субвенций и налоговых вычетов. В этом и будет заключаться его суть.

 

– Насколько я знаю, вы неравнодушны и к теме сохранения чистоты Байкала. Расскажите о Школе экологического предпринимательства, которой вы помогаете в Байкальске.

– Я вижу свою роль в том, чтобы помочь перспективным молодым предпринимателям спланировать будущий туристический бизнес и, по-возможности, помочь им с запуском стартапа. Для Байкальска это очень важно. Там до сих пор работает БЦБК, который наносит непоправимый вред имиджу Байкала как экологически чистого места. К тому же, из-за работы комбината не может полноценно развиваться горнолыжный курорт «Гора Соболиная», перспективы ОЭЗ «Ворота Байкала» также туманны. Ну кто поедет на Байкал нюхать дым?

Одна из причин того, что БЦБК не закрывают – отсутствие альтернативных бизнес-проектов и проблема с занятостью около тысячи человек. Школа, о которой мы говорим, должна доказать на практике, что можно создавать рабочие места в экологически направленном малом бизнесе. У меня уже есть подобный опыт, так что рассчитываю поработать с хорошей отдачей. О конкретных идеях пока говорить рано. Проекты будут созданы к осени 2012 года.

 

– Чего ждете от очередного летнего сезона?

Ключевые направления развития заданы несколько лет назад. Из того, что не является коммерческой тайной: повышение уровня комфорта в турах, расширение каналов дистрибуции, увеличение количества туристических прибытий в зимний период. На это постоянно направлена работа нашей команды. К примеру, прямо сейчас мы разрабатываем цикл вебинаров для турагентств. Рассчитываю, что обучим партнеров, и они будут продавать Байкал грамотно, не формируя у туристов завышенных ожиданий. В результате мы получим довольных клиентов, вернувшихся с Байкала. А довольный турист пригласит сюда своих знакомых.

Если говорить об отрасли в целом, в этом году мы ожидаем традиционного роста рынка на 30-45%, начала строительства гостиниц в ОЭЗ «Байкальская гавань» и открытия пятизвездочного отеля в Северобайкальске.

 

Анна Вальцева, специально для RATA-news

Версия для печати