Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Сердце империи Тимуридов

02:18, 16 августа 2012

Продолжаем публикацию о путешествии корреспондента RATA-news в Узбекистан. Инфотур был организован национальной компанией «Узбектуризм», ее агентом в России компанией «В мире фантазий» при поддержке посольства республики Узбекистан в Москве, а также принимающей туркомпанией Uzbekistan for you.

В Самарканд мы прибыли 21 июля, в день летнего солнцестояния, когда в Средней Азии наступает «саратон» – сорок самых жарких дней в году. Но сухой зной здесь переносится легче, в городе много зелени, а высокие платаны, или чинары по-узбекски, дают достаточно тени.

Еще в античные времена город назывался Согдиана (на местном, согдийском языке) или Мараканда (это уже на греческом) и входил в состав разных империй и эмиратов. Империя, созданная Амиром Тимуром, определила историю города, который великий полководец сделал столицей своего огромного по тем временам государства. До сих пор в зеленых проспектах Самарканда, геометрической планировке его улиц, внушительных мавзолеях и мечетях чувствуется размах и основательность столичного центра.

Для меня, приехавшей сюда впервые, город ассоциировался с мавзолеем Гур Эмир. Именно его я хотела увидеть первым – так и получилось. Приехав в город под вечер, мы разместились в отеле «Афрасиаб» – уже удача, ведь расположен он через дорогу от парка, в конце которого возвышается Гур Эмир. Несмотря на то, что вблизи он оказался не таким грандиозным сооружением, мавзолей нисколько не разочаровал.

На следующий день усыпальница грозного Амира Тимура встретила нас ослепительной жарой и раскаленными каменными плитами. Но внутри было почти прохладно, казалось, кобальт и золото, украшающие стены мавзолея, охлаждают воздух сумрачным сиянием.

Ребристая макушка небесно-голубого купола постоянно зарастает травой, раз в два года ее «пропалывают». Кстати, этот фасон куполов придумал внук Тимура Улугбек. Издалека купола такой конструкции смотрятся внушительнее, чем в реальности.

Когда-то это место было временным захоронением Тимура по дороге в Шахрисабз, на его родину, но стало фамильным склепом Тимуридов. Здесь, под мраморным полом, вокруг основателя династии лежат его дети и внуки. Сам эмир покоится в ногах у своего духовного наставника Мира Саида Береке, под камнем из темно-зеленого нефрита, у ног Тимура – Улугбек. Он-то и привез в 1425 году из Казахстана этот удивительной красоты нефритовый самородок.

Говорят, что Тимур перед смертью предупреждал своих подданных: «Если кто-то потревожит мою могилу – враг более могущественный, чем я, придет в его страну». Советские ученые вскрыли захоронение Тимура 19 июня 1941 года. Что случилось через три дня, вы и сами знаете…

Амир Тимур был правителем трех миров – Азии, Африки и Европы. По мнению историков, он оказался самым удачливым полководцем в мире – более тысячи битв. И ни одного поражения! Он так и умер непобежденным, случилось это на границе с Китаем в городе Отрар. Ему было 69 лет.

Так выглядел Тимур, судя по реконструкции лица, сделанной профессором Герасимовым по черепу из захоронения в Гур Эмире.

Для узбеков Амир Тимур остается великим человеком, национальным героем. А его наследник Улугбек – самым почитаемым ученым, известным всему миру.

Глядя в яркое ночное небо Самарканда, легко представить, как сотни лет назад на эти же звезды смотрел Мирзо Улугбек, один из величайших астрономов Средневековья.

О чем он думал? Судя по фундаментальному тридцатилетнему труду, в котором он дал научное описание более тысячи звезд, думал он больше о науке, а не воинской славе. Пожалуй, это был самый мирный правитель Самарканда, последние 22 года его правления были спокойными, без каких-либо заметных военных походов.

Его точнейшим по тем временам звездным каталогом пользовались и в Европе, куда он попал в середине XVII века. От трехэтажной обсерватории Улугбека, построенной в 1424-1428 гг. в пригороде Самарканда, сохранилась только подземная часть огромного каменного угломера – сектанта диаметром более 40 метров. В начале XX-го столетия его 11-метровый обломок обнаружил и откопал русский археолог и востоковед Василий Вяткин.

Улугбек, как и положено просвещенному правителю и ученому мужу, построил несколько крупных мусульманских учебных заведений (медресе) в Бухаре, Гиждуване и Самарканде. Верхняя часть портала медресе на самаркандской площади Регистан украшена темно-синими звездами, этот рисунок характерен для строений того периода. В нижнем левом углу панно сохранилась оригинальная мозаика, остальные звезды восстановлены, поэтому немного отличаются оттенком синего.

Медресе Улугбека – самое древнее сооружение на площади. Только двести лет спустя, по приказу эмира Ялангтуша Бахадура, напротив возвели медресе Шердор, слева – Тилля-Кари, вместе образующие законченный архитектурный ансамбль Регистана.

Даже если вы не бывали на этой площади, то наверняка слышали о мифических существах, изображенных на входном портале медресе Шердор. Это великолепные и загадочные тигрольвы с солнечным диском на спине. Есть разные трактовки, но мне ближе та, согласно которой тигролев охотится на белую лань, как ученик охотится за знаниями. А солнце мудрости светит всем без исключения…

Левое крыло медресе Тилля-Кари (что означает «украшенное золотом») отведено под мечеть, ее внутренний купол имеет интересное строение. Фактически это вообще не купол, а только его имитация в технике 3D, причем весьма убедительная. Если не знать об этой хитрости, трудно заподозрить, что потолок абсолютно плоский.

Сейчас во внутренних двориках медресе открыты многочисленные ремесленные мастерские и лавочки, здесь всегда «пасутся» туристы. При входе вывешены шелковые бухарские платки, шерстяные шали, вышитые шелком сюзане и подушки, украшенные ручной вышивкой сумки, самоцветные бусы и старинные серебряные серьги с каменьями… От обилия узорчатой керамической посуды разбегаются глаза. И все это хочется потрогать, рассмотреть, выбрать что-то особенное и увезти домой.

Это милая женщина, как и большинство местных жителей, с радостью согласилась сфотографироваться на фоне сделанных своими руками тряпичных кукол в национальных узбекских нарядах.

И горожане, и сельские жители частенько сами просили, чтобы их запечатлели на память, открыто улыбались и, что удивительно, ничего взамен не требовали. Наверно, это еще одно из проявлений гостеприимного национального характера.

В один из вечеров мы побывали в национальном доме Мубаро Шарифовны. Гостей здесь встречает хозяйка, все устроено по-домашнему, обеды и ужины для туристов готовятся самой Мубаро Шарифовной или под ее руководством. И уж точно по ее семейным рецептам.

В прохладной белой столовой на втором этаже нам подавали вкуснейшие блюда узбекской кухни – шурпу, манты, традиционные холодные закуски из баклажанов, моркови и капусты, сочные розовые помидоры, свежие огурцы с зеленью, пряностями и каймаком – кисломолочным продуктом, похожим на нашу сметану. И, конечно же, воздушные самаркандские лепешки, которые надо съедать свежими, в день приготовления.

На десерт в середине июня уже подают арбузы. По мнению местных жителей, эти арбузы «так себе»: говорят, вот приезжайте к нам в конце августа, тогда и узнаете, что такое сахарный арбуз… А нам они очень понравились, в Москве и в сентябре таких не попробуешь!

Продолжение следует…

 

Наталья Панферова, RATA-news

Фото автора

Обсудить в telegram

вам может быть интересно