Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Ростуризм рекомендовал приостановить продажу туров в Египет

08:54, 16 августа 2013

Вчера в Ростуризме прошло экстренное совещание в связи с ситуацией в Египте. Участвовали представители МИД РФ, МЧС, Росавиации, «Аэрофлота», «Трансаэро» и, конечно, основные игроки направления – «Анекс тур», «Библио Глобус», «Интурист», «Корал тревел», «Натали турс», «Пегас Туристик», «ТЕЗ тур» и др.

Заместитель директора департамента МИД РФ Игорь Беляев сразу сообщил, что нет необходимости экстренно эвакуировать находившихся в Египте туристов, поскольку обстановка на курортах в целом спокойная. Однако политическая ситуация в стране не улучшается, потенциальная угроза безопасности существует, и никто не может гарантировать, что массовые протесты не затронут курортные зоны. Поэтому надо сокращать количество находящихся в стране граждан России, то есть минимизировать отправку.

После чего генеральный директор компании «Интурист» Виктор Тополкараев от лица туроператоров сформулировал три вопроса.

1. Туров в Египет продано много, рейсы никто не отменяет. На каком основании туроператоры могут отказать туристам в поездке, если они все же хотят лететь?

2. Если турист все же отправился в Египет и с ним там что-то случится, будет ли виноват в этом туроператор, отправивший клиента в небезопасное место?

3. В Египте, по предварительно информации, находится 40-60 тысяч российских туристов. Существует ли четкий план их эвакуации на случай экстренной необходимости? И кто будет вывозить – туроператоры?

И всем присутствующим сразу стало понятно, что за прошедшие 2,5 года ничего не изменилось.

 

Полное дежавю. В январе 2011 года, когда в Египте громыхала «жасминовая революция», туроператоры задавали абсолютно те же вопросы. И, как и вчера, не получили на них ответов.

Итак, по первому вопросу. Единственное, что могут сделать турфирмы, чтобы туристы не поехали в Египет, это давать им полную информацию об обстановке в стране и о действующих рекомендациях российских властей воздержаться от посещения. Как технически донести эту информацию до клиентов? Разместить на сайтах – но туристы не обязаны заходить на сайты туроператоров. Сделать рассылку по агентствам – не факт, что информация дойдет до каждого туриста. Брать с клиентов расписки невозможно физически – в Египет летают сотни рейсов из десятков городов России. Да и опыт 2011 года показывает, что клиенты отказываются что-либо подписывать, если речь идет об ответственности.

По второму вопросу – ответа по-существу нет. Точнее, есть: виноват все равно будет туроператор. Вплоть до уголовного преследования – в соответствии с законом о защите прав потребителей – за продажу небезопасной услуги.

По третьему вопросу. «Туристического» плана-модели на случай чрезвычайной ситуации как не было, так и нет. Вчера договорились, что туроператоры предоставят списки находящихся в Египте туристов – по курортам. Представитель МЧС тихо удалился, не дождавшись окончания совещания.

 

Неусвоенные уроки 2011 года. Надо сказать, что участники вчерашнего совещания попытались найти формулировку резолюции, которая помогла бы конкретизировать стоящую перед туроператорами задачу и давала возможность ее поступательного решения. Остановились на варианте: рекомендовать туристам воздержаться от поездок Египет, а туроператорам – сократить чартерные программы на этом направлении. Но вечером Ростуризм выпустил информационное письмо, в котором формально рекомендовал, а фактически запретил туроператорам продавать туры в Египет. Все точно так же, как и в январе 2011 года. Но с одним немаловажным отличием.

Как известно, в статье 14 отраслевого закона говорится о праве туриста и туроператора требовать расторжения договора в судебном порядке: «В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения». Так вот, в начале 2011 года Ростуризм, выпуская свои рекомендации, употребил формулировку «в том числе в судебном порядке», явно смягчив требование закона.

А во вчерашнем письме ведомство пошло еще дальше: упоминание «судебного порядка» вообще отсутствует. Говорится просто: «…в сложившихся обстоятельствах российские туристы имеют безусловное право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта или изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении (ухудшение условий путешествия и другое) (статьи 10, 14 Закона о туристской деятельности, статья 451 Гражданского кодекса Российской Федерации). При расторжении такого договора до начала путешествия туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала – ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг».

То есть - отдавайте все и без разговоров. Туроператоров лишили малейшей возможности "вписаться" в ситуацию. 

 

Сценарий под копирку. Судя по всему, дальнейшие события для туроператоров будут развиваться по сценарию 2011 года. Им строго предписано возвращать деньги за проданные туры. При этом, как и 2,5 года назад, госорганы не волнует, будут ли участвовать в этом процессе авиакомпании и гостиницы. Допустим, с отелями туроператоры как-то договорятся. А вот перевозчики будут всячески уклоняться от взаимного решения проблемы. При этом доля турбизнеса в стоимости турпакета минимальна, а, например, перевозки – порядка 40%. Вчера на совещании в Ростуризме начальник управления перевозок Росавиации Андрей Круглов, отвечая на вопрос, как ведомство может помочь турбизнесу, сказал: «Морально». На таком же совещании в январе 2011 года представитель Росавиации заявил, что ведомство не может заставить перевозчиков остановить полеты в Египет и возвращать деньги заказчикам рейсов. Ничего не изменилось.

Совершенно очевидно, что у туроператоров нет никакой возможности сразу возместить стоимость всех аннулированных туров в Египет. Каждый из них продал путевок на сотни миллионов рублей, и эти деньги, естественно, не сложены в мешок, а переведены поставщикам услуг. Возврат денег туристам постепенно в досудебном порядке или по решению суда даст турбизнесу возможность растянуть этот процесс и избежать возможных банкротств. И, кстати, только судебные решения позволят операторам в регрессном порядке предъявлять иски авиакомпаниям и отелям.

Мы говорили об этом 2,5 года назад. Ничего не изменилось. Весь груз финансовой и юридической ответственности снова взвален на плечи туроператоров.

 

Попытка прогноза. Раз уж сценарий января 2011 года «копируется», давайте восстановим хронологию тех событий – а вдруг и дальше все совпадет.

27 января 2011 года МИД выпустил рекомендации воздержаться от поездок в Египет. На совещании в Ростуризме по этому поводу 28 января тоже сначала говорили, что необходимости в эвакуации нет. На сайте Ростуризма появился приказ, в котором туроператорам и турагентам рекомендуется «с 29 января 2011 года приостановить отправку российских туристов в Египет на период существования угрозы безопасности (до нормализации обстановки)». Рекомендации – это максимальные полномочия ведомства в сложившейся ситуации.

Ко 2 февраля 2011 года количество аннуляций достигало 80% от забронированных туров. Но, несмотря на многочисленные предупреждения, не все туристы, ранее получившие документы на оплаченный тур, отказывались от поездки. Они просто приезжали в аэропорты и регистрировались на рейсы. Роспотребнадзор по этому поводу гневался, но туроператоры не видели возможности предотвратить поездки. Туры оплачены, самолеты летают, регистрация объявляется. Не силой же туристов вытаскивать из самолетов.

На курортах Египта находилось более 50 тыс. российских туристов. Желающих уехать досрочно – не более 2%.

В первых числах февраля туроператоры стали сворачивать чартерные программы. 2 февраля 2011 года Росавиация сообщила, что из Египта в Россию были вывезены 3837 человек, а улетели туда в этот день 277 туристов. Значительная часть рейсов была выполнена без пассажиров либо при минимальной загрузке – 5-10 человек. Находящимся в Египте пассажирам регулярных рейсов было рекомендовано менять свои билеты на ближайшие даты вылета. Фактически началась эвакуация туристов. К 11-12 февраля вывезли всех. Египет закрылся – до 1 апреля 2011 года.

Таким образом, если сценарий и дальше будет повторяться, через две недели российских туристов в Египте не останется.

 

Позиция РСТ. Российский союз туриндустрии рекомендует туристам, которые решили отказаться от поездки в Египет, сохранить право на получение туруслуг по заключенному с турфирмой договору. Иными словами – не расторгать договор, а поискать компромисс: либо изменить срок поездки, либо направление. РСТ просит туристов учитывать, что Египет – одно из самых массовых направлений на российском рынке, туров туда продано очень много, вернуть их стоимость единомоментно просто невозможно, поскольку деньги туроператоры перевели своим египетским партнерам и авиакомпаниям.

РСТ просит туристов с пониманием отнестись к тому, что в случае, если клиент настаивает на немедленном возвращении средств, туроператоры будут действовать согласно статье 14 закона «Об основах туристской деятельности», в которой оговорено право обеих сторон расторгнуть договор о реализации турпродукта через суд. Поэтому лучше найти решение в досудебном порядке. Ведь туроператоры, как и туристы, в том, что сегодня происходит в Египте, не виноваты.

 

Ирина Тюрина, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно