Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Интервью

Георг Капуш: «Российским туроператорам нужно заглянуть в будущее и вкладываться в интернет»

09:12, 16 сентября 2013

В начале сентября в Киеве, Москве, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге прошли воркшопы, организованные российским представительством Австрийского национального офиса по туризму (ANTO). Глава представительства Георг Капуш (фото) рассказал RATA-news, как развивается туризм в Австрию, почему на россиян не влияет рецессия, что нужно делать туроператорам, чтобы выдержать конкуренцию с интернетом, и даже о том, почему российскому туризму необходимы инвестиции.

 

– Георг, давайте начнем с цифр. Как у вас в этом году обстоят дела с турпотоком из России?

– Для нас российский туризм – это история успеха. В 2012 году россияне совершили в средствах размещения Австрии 1,8 млн. ночевок, на 19% больше, чем в 2011. А в первом полугодии 2013 года – на 10% больше, чем за тот же период годом раньше. Мы очень довольны этим результатом.

 

– Вам не кажется странным, что в России явно началась рецессия, курс рубля падает, а спрос на зарубежные туры растет?

– Думаю, дело в существовании разных групп населения. Люди, которые ездят в Австрию, может быть, не так затронуты рецессией. Знаю, что рубль падает, но мы пока не видим это по цифрам. И ведь растет не только число туристов, но и суммы, которые они оставляют. 50% россиян размещаются в Австрии в отелях уровня 4-5 звезд. По данным системы Global Blue, которая оценивает траты туристов с помощью системы tax free, в 2012 году российский турист тратил на шопинг в Австрии, в среднем, 420 евро в день. Это вдвое больше, чем, например, немецкие туристы.

 

– Сумма действительно выглядит очень большой. Что покупают?

– В общем, все. Одежду, обувь. Скажем, товары известных брендов в Вене процентов на 30 дешевле, чем в Москве. Покупают компьютеры и другую технику. Последние модели спортивной экипировки и снаряжения.

 

– Мы говорили о ночевках. А сколько вы принимаете россиян «в людях»?

– Мы можем фиксировать только регистрации в отелях. Их в 2012 году было 467 тысяч. Но один турист может несколько раз за поездку поменять отель, то есть реально людей было меньше. Многие заезжают в Австрию в ходе поездок в Италию, Швейцарию, Германию.

 

– Как распределяется турпоток по сезону?

– Конечно, россияне предпочитают отдыхать зимой, кататься на лыжах. Но мы видим, как растет число туристов, которые приезжают в Австрию летом. Сейчас соотношение летних и зимних туров примерно 70 на 30. Зима – для лыж и зимних видов спорта, а летом приезжают семьи с детьми, которые посещают Вену, Зальцбург, озера Каринтии, отправляются на горные курорты. Это хорошая динамика, и мы надеемся, что летний туризм и дальше будет развиваться.

Сейчас туроператоры нам говорят, что и на зимний сезон 2014 года спрос очень хороший. Так что мы рассчитываем на продолжение роста.

 

– Понятно, что зимой едут на лыжные курорты, а летом что популярно?

– Летом к нам в основном приезжают молодые семьи с детьми из больших городов России – Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других. Они предпочитают отдых на озерах в той же Каринтии, горные велосипеды, прогулки по горам. Зимой люди могут прожить две-три недели на одном лыжном курорте. Летом чаще выбирают комбинированные туры. Берут машины и посещают разные города. Среди самых популярных летних направлений – Вена, Зальцбург, Инсбрук, Баден и Каринтия. Сейчас мы хотим развивать сравнительное новое для россиян направление – землю Штирия, где предлагаем велнес и гастрономические туры.

 

– Вы упомянули, что сегодня две трети едут зимой и одна – летом. В какую сторону будет меняться это соотношение?

– Думаю, будет расти спрос на летние комбинированные туры. Особенно если отменят визовый режим между Россией и Европой. Тогда мы сможем резко прибавить в количестве туристов, так как безвизовые направления всегда популярнее.

Интересно, что летние гости в Австрии чаще бронируют путешествия самостоятельно через интернет. Зимой обычно используют туроператоров, так как зависят от чартеров, да и удобнее купить пакет с перелетом, трансфером и размещением. Но, отмечу, что и зимой растет число туристов, покупающих туры в онлайне.

 

– Это значит, что туроператоры теряют клиентов?

– Действительно, раньше самостоятельных туристов, особенно региональных, сдерживали визы, но сейчас у нас открыто 15 визовых центров в российских городах. Никакой проблемы самим оформить визу нет. Если люди сами идут в визовые центры, покупают билеты в интернете и бронируют гостиницы, для туроператоров это катастрофа. Я считаю, российские туроператоры должны что-то в связи с этим делать. Рост самостоятельного туризма заметен, и это серьезный вызов для туркомпаний.

В Австрии у турбизнеса та же проблема, многие принимающие агентства закрылись. В штаб-квартире UNWTO Мадриде обсуждают «наступление» интернета как одну из главных проблем будущего трэвел-индустрии. Если вы покупаете сложный, проблемный тур, вам еще нужно турагентство. Но для обычного перелета – уже нет. Я проработал в туризме 40 лет и не предполагал, что настанет время, когда можно будет путешествовать без бумажного авиабилета. Что можно будет приложить мобильный телефон к киоску саморегистрации – и лететь.

В Западной Европе ситуация еще хуже, так как все более-менее знают английский. В России существует проблема с языками, но все популярные сайты, где можно бронировать туры, уже имеют русскоязычные разделы.

 

– Что, по вашему мнению, в связи с этим должны делать туроператоры?

– Видимо, поднять уровень услуг, в первую очередь, в онлайне. Важно быть широко представленным в интернете, работать с аудиторией пользователей. Не вижу пока, чтобы российские туроператоры что-то делали, чтобы выйти на новый уровень. Не скажу, что они плохо работают в сети сейчас, но явно не думают о будущем. А нужно смотреть, что уже популярно, что развивается, и искать для себя варианты. Оптимизировать поиск – чтобы тебя легче было найти в интернете. Если клиент запрашивает «отдых в Австрии», нужно быть в первых строчках поисковой выдачи. Кто из турагентств сейчас это делает? Я вижу будущее туризма именно в сети.

Кроме того, туроператоры должны предлагать лучшие пакеты, то есть больше услуг, чем я могу купить сам за ту же цену в интернете. Соотношение цены и качество услуг должно быть идеальным.

 

– Но купить напрямую всегда будет дешевле, чем через посредника.

– Это правда. Здесь выход только в том, чтобы расширять объем услуг. Плюс вопрос времени. Если вы сами бронируете – это займет кучу времени. Воспользоваться услугами турагентства – значит сэкономить время. Я хочу кататься на лыжах три недели и не хочу много думать о том, как это организовать. Вот задача для турагентства.

 

– Как австрийский рынок отреагировал на уход «Асента»?

– В первый момент все испугались последствий. Я знал, что у них проблемы, но не думал, что это все произойдет так быстро и в итоге они закроются. Но это произошло в удачное для австрийского туристического рынка время, если уместно так сказать по такому поводу. Был июль – середина сезона. Туроператоры в Австрии и России быстро отреагировали, переориентировались. Конкуренты подхватили клиентов, увеличили количество мест. Все взяли по чуть-чуть – TUI, «Джет», «ПАК», Tez Tour. Сотрудники также быстро разошлись по другим туроператорам. Кстати, Борис Бурыкин, бывший председатель совета директоров «Асента», был в на воркшопе, у него есть собственное австрийское принимающее агентство.

 

– Как вы видите перспективы развития российского туризма в Австрию?

– Большой вопрос для российского туризма – возможность отмены виз между Россией и Евросоюзом, это серьезно изменит ситуацию на рынке. Я сейчас готовлю доклад о тенденциях развития российского туризма до 2020 года для конференции представителей ANTO. Здесь нужно учитывать все: и онлайн-продажи, и развитие авиаперевозок, и визовую ситуацию, и состояние экономики (а значит цены на энергоносители). Проникновение интернета в регионах, изменения в социальной структуре. Плюс увеличение числа людей, знающих иностранные языки. Такие люди ищут информацию везде, не только на русскоязычных сайтах. Поэтому мы должны быть как можно лучше в сетевых коммуникациях в России.

Все это показывает, как важно обсуждать будущее, думать о том, куда идет туристический рынок. Скажем, через 20 лет в мире нужны будут 20 тысяч новых самолетов – значит, будет не хватать пилотов. Мы строим отели, нам нужен будет персонал, и так далее. Плюс большой вопрос, конечно, как будет развиваться внутрироссийский туризм.

 

– Вы опасаетесь конкуренции с Красной Поляной после завершения Олимпиады? Ведь в России появится лыжный курорт международного уровня.

– Нет, не опасаюсь. Время полета из Москвы в Сочи и Зальцбург примерно одинаковое. Разница – в инфраструктуре. Трассы в Инсбруке, Китцбюеле, Куршевеле закрываются в 16.00, и у туристов есть множество вариантов вечерних развлечений. В Красной Поляне нет соответствующей инфраструктуры, туристам особо некуда пойти вечером.

Кроме того, я знаю, что такое продавать зимний курорт. Это нелегко, так как существует большая конкуренция. Австрийский туризм в мире продвигает ANTO, французский – Atout France, британский – Visit Britain и так далее. Скажите мне, кто продвигает российский туризм? А ведь у вас фантастически красивая страна: есть пляжи, высокогорье, рыбалка, охота, речные круизы, Байкал. Но регионы России должны продвигаться профессионально, здесь есть огромные возможности для развития. И инвестиции в туризм – это очень надежные вложения. Смотрите, что делают в Дубае, Шардже, Бахрейне. Они понимают, что нефть кончится – и инвестируют в туризм. Вам тоже нужны хорошие инвесторы и профессионалы, которые знают, как вкладывать деньги.

 

– Но вы наверняка знаете, что в России масса институциональных и экономических проблем, из-з которых инвесторы не спешат сюда приходить.

– Я понимаю, что в последние 23 года в России столько произошло, чего не было в Европе за последние 50. Становление капитализма в Европе заняло 150 лет, в России – только 20. В Австрии принято платить налоги. Мы платим много, никому это не нравится. Но за это у нас хорошие дороги, госпитали, школы, полиция. В Скандинавии налоги еще выше, но и качество жизни тоже. Только одна индустрия в мире проявляет все проблемы, связанные с качеством жизни – туризм. Потому что это не обязательный элемент жизни. Его не будет, если семьям нечем кормить детей. В каком-то смысле туризм – это роскошь. И эта индустрия крайне чувствительна к тому, что происходит в стране. Хороший пример – Египет.

В России за последние три месяца рубль потерял 10% стоимости. Если падение продолжится, мы это почувствуем в туризме.

 

Евгения Кареева, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно