Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Забастовщики и работодатели: конфликт не исчепан

08:07, 17 мая 2001

Вчера в агентстве «Интерфакс» одна за другой состоялись пресс-конференции работников ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии": первую провели забастовщики, вторую - работодатели. Поводом послужила неурегулированность отношений руководства «Аэрофлота» с профсоюзом авиационных специалистов (ПрАС) авиакомпании и профсоюзом бортпроводников «Шереметьево», что привело, как мы уже сообщали, к одночасовой предупредительной забастовке 13 мая и забастовке «больничных листов» бортпроводников.

По мнению председателя ПрАС ОАО «Аэрофлот» Виктора Клещенкова безопасность полетов напрямую связана с уровнем доходов персонала. Из-за низкой зарплаты (средняя - 7300 руб. в месяц) из компании уходят квалифицированные работники. С начала года уволились 38 специалистов из 1200 техников и инженеров. Вроде бы не так уж много, однако уходят, по мнению г-на Клещенкова, наиболее грамотные. Основные требования, выдвигаемые забастовщиками - 50-процентное повышение зарплаты для инженерного состава и увеличение ее до 6000 рублей для техников. Что касается акции профсоюза 13 мая, в которой участвовало порядка 300 человек из 1200 работающих в авиационно-техническом центре, то она, по мнению Виктора Клещенкова, была юридически законна.

Президент Шереметьевского профсоюза бортпроводников Владимир Мамонов также коснулся вопроса безопасности полетов, связав его с меньшим против нормы числом бортпроводников на рейсах, принуждением их к сверхурочной работе (общая продолжительность рабочего времени в сутки порой достигает 18 часов), не предоставлением необходимого отдыха между рейсами.

 Как заявили представители ПрАС, их позиция в дальнейшем будет зависеть от действий работодателей. 17 мая должно состоятся первое заседание трудового арбитража. За пять дней его работа должна быть завершена, по его рекомендациям должно быть подписано соглашение. Если содержание документа не устроит профсоюз, то 25 мая или 2 июня будет собрана профконференция, которая «рассмотрит вопрос назначения даты и вида (суточная, бессрочная) забастовки».

Позиция же работодателя в этом конфликте, судя по всему, бескомпромиссна. Первый заместитель генерального директора «Аэрофлота» по производственной деятельности Анатолий Волымерц считает предупредительную часовую забастовку авиатехников незаконной. Как пояснил директор департамента авиакомпании по правовым вопросам Борис Елисеев, основным нарушением, допущенным ПрАС, стало самостоятельное, без согласования с руководством авиакомпании, ГСГА и руководством Мэрии Москвы, определение минимума обеспечиваемых во время забастовки работ и услуг. Результатом забастовки стали задержки 14 рейсов авиакомпании. Убытки, рассчитанные по себестоимости, составили на данный момент 1 млн. 456 тыс. 210 рублей. Ущерб еще подсчитывается. Руководство "Аэрофлота" подготовило иск о признании незаконной проведенную забастовку персонала Авиационно-технического центра авиакомпании (АТЦ), а также направило материалы в прокуратуру.

Для понимания сложившейся ситуации необходимо учитывать, что администрацией «Аэрофлота» заключен коллективный договор с самым большим в отрасли профсоюзом авиаработников, насчитывающим около 11 тыс. членов. ПрАС ОАО «Аэрофлот» (около 5% рабочего коллектива) и профсоюз бортпроводников не подписали этот договор, но, в соответствии с разъяснениями к документу, члены этих организаций также могут пользоваться льготами, предоставляемыми договором. И пользуются, включая самого г-на Клещенкова. Льготы включают 80% оплаты содержания детсадов, летнего отдыха детей, санаторного лечения. Известно, что стоимость санаторного обслуживания составляет в среднем около 500 рублей в день, «Аэрофлот» доплачивает разницу между соцстраховским минимумом (до последнего времени  265 руб.) и реальными затратами. В этом году такие доплаты составили 12 млн. рублей. Средняя зарплата в «Аэрофлоте», по данным авиакомпании, более чем в 3 раза превышает среднюю по отрасли. Желающих работать на таких условиях, как была сказано, много. Работу авиакомпании ежегодно проверяет ГСГА, в 2000 г. была проверка ИКАО. Решение об очередных мерах по повышению материального обеспечения персонала было принято 13 февраля 2001 г. на общей конференции работников "Аэрофлота". В бюджете ОАО на 2001 г. предусмотрено увеличение фонда заработной платы примерно на 32%.

Что касается бортпроводников, то «Аэрофлот» планирует затратить в 2001 г. на повышение их зарплаты около $8 млн. Сейчас их зарплата в среднем 6100 рублей, что выше, чем в других российских авиакомпаниях. При переходе на контрактную систему она будет около 17 тыс. рублей. Действительно, 500 из 2600 бортпроводников взяли больничные, чем создали напряженные условия для остальных. Компания признает, что недостаточно работала с коллективом по разъяснению новых условий работы. Намечено и повышение зарплаты техническим специалистам, в том числе на 30% за счет премиальных, но у компании нет средств на одновременное повышение зарплаты всем категориям, их надо заработать.

Интересно вот что. Как стало ясно по итогам первой пресс-конференции, а также из текста приложенного к пресс-пакету письма ПрАС на имя министра транспорта, председателя Совета директоров «Аэрофлота» Сергея Франка, профсоюзы, по-существу, предъявляют руководству авиакомпании претензии в неэффективности менеджмента. Как сказано в совместном заявлении, "Неэффективная политика, проводимая менеджментом компании, ведет, а точнее сказать, уже привела к абсолютно реальной ситуации, при которой "Аэрофлот" может быть объявлен банкротом. На сегодняшний день общая задолженность компании может составлять до $500 млн.». Или: "Вместо того чтобы использовать средства на обеспечение должной безопасности полетов, обновление материально-технической базы, повышение зарплаты персонала, руководство компании тратит огромные суммы, например, на малополезные консультации с консалтинговой фирмой McKenzie".

Но главное, похоже, не в этом. В письме ПрАС предлагает: «Совету директоров рассмотреть вопрос предоставления АТЦ ОАО "Аэрофлот" статуса юридического лица с передачей на его баланс всех расходов, связанных с технической эксплуатацией самолетов ОАО «Аэрофлот». Иными словами, складывается впечатление, что речь идет не просто о конфликте труда и капитала, а, по-существу, об определеном переделе бизнеса. Не случайно, видимо, выбрана и дата прошедшей забастовки – незадолго до собрания акционеров.  Что же касается разговоров о банкротстве, то по этому поводу Анатолий Волымерц сказал: «С банкротами не работают. 19 мая состоится собрание акционеров компании, перед которым проводится внутренний и внешний аудит. Цифры будут опубликованы».

Обсудить в telegram

вам может быть интересно