Интурмаркет 2020 02.10

Индекс потребительской уверенности россиян растет неуверенно

Индекс потребительской уверенности (ИПУ) в России во втором квартале 2019 года продолжил расти и повысился на один процентный пункт, до значения минус 15%. Это следует из информационно-аналитического материала Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

Таким образом, позитивная коррекция индекса потребительской уверенности, начавшаяся в первом квартале 2019 года, получила продолжение. И хотя, по словам директора центра Георгия Остапковича, темпы улучшения показателя остались минимальными, но после сильного ухудшения настроений россиян во второй половине 2018 года, когда ИПУ в течение двух кварталов снизился с минус 8% до минус 17%, любая позитивная тенденция выглядит обнадеживающе. Тем более что сдвиг настроений отмечен во всех возрастных группах населения.

Сейчас значение ИПУ в минус 15% близко к своему среднему долгосрочному (за 20 лет проведения опросов) уровню и примерно соответствует показателям в стабильные экономические периоды 2002-2005 годов и 2011 года. Если позитивная динамика ИПУ сохранится нынешними темпами, то для выхода в нейтральную зону понадобится более двух лет.

Одновременно Сбербанк провел свое исследование «Потребительского индекса Иванова» за второй квартал 2019 года. Его итоги тоже свидетельствуют о том, что индекс настроений потребителей подрос, поднявшись с минус 22% до минус 21%. Отмечается, что сократилась доля респондентов, оценивших экономическую ситуацию как нестабильную, уменьшилась доля тех, кого беспокоит обменный курс.

В то же время доля расходов россиян на продукты питания выросла во II квартале 2019 года в годовом выражении и составила 38,9% против 38,2% за аналогичный период 2018 года. Сбербанк отмечает, что траты на еду будут повышенными, пока реальные доходы населения существенно не увеличатся. В первом полугодии продовольственная инфляция, по данным Росстата, составила 5,9%. Реальные доходы россиян в I квартале сократились на 2,3%. Данных по II кварталу пока нет.

С коллегами из Сбербанка согласен директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев. «Чем больше люди тратят денег на такие необходимые вещи, как еда, жилищно-коммунальные услуги и расплата по кредитам, тем меньше им остается на потребности за пределами необходимого. Собственно, то, чем отличается средний класс. А средний класс – это и развитие экономики, и динамика, относящаяся к экономическому развитию страны. Поэтому, чем примитивнее потребности, тем сложнее перспективы развития экономики в целом», – сказал он порталу BFM.

Версия для печати