Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Какие дивиденды может получить малый город, если пойдет по туристическому пути развития

09:07, 17 сентября 2018

В России около 800 малых городов с населением менее 50 тыс. человек в каждом. Многие из них могли бы, а некоторые даже хотели бы развиваться, в том числе, за счет туризма. Однако их туристическая история закручена в большой клубок проблем. Распутать его попытались на прошедшем в рамках выставки «Отдых» круглом столе, организованном Ассоциацией малых туристических городов (АМТГ) и Фондом развития малых исторических городов.

По мнению директора АМТГ Елены Каневой, развитие туризма в маленьком городе зависит от согласованности действий власти и бизнеса, а также активности местного творческого сообщества. Но у каждого из участников этого триумвирата есть масса своих трудностей, мешающих прийти к согласию. Получается, что развивать туризм некому, хотя все понимают, что делать это необходимо.

Как считает г-жа Канева, главам администраций и городским туристическим структурам вяжет руки федеральный закон № 131 от 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он наделяет органы местного самоуправления дополнительными правами по созданию благоприятных условий для развития туризма, но на практике это формальность, учитывая дотационный характер большинства муниципальный бюджетов. Более того, в соответствии с действующим законодательством установление и исполнение муниципалитетами расходных обязательств, не связанных с решением вопросов местного значения, является нарушением Бюджетного кодекса РФ. Плюс бесконечные проверки и избыточный контроль. «В малом городе очень мало денег. Поэтому городской голова крепко подумает, прежде чем решит, на что их потратить – на латание асфальта или финансирование фестиваля, – сказала г-жа Канева. – Чиновники всех уровней понимают, что туризм развивать надо, но денег давать не хочет никто. Из-за отсутствия стратегии и слабой компетентности городская власть не готова что-то делать, а порой и не знает как».

У бизнеса свои проблемы. Первая, по словам Елены Каневой, – низкая рентабельность турпродукта, так как нет потока. Чтобы был поток, нужна грамотная пиар-компания, а у местного бизнеса ресурсов на это нет. Чтобы были ресурсы, нужен поток. Замкнутый круг.

Не хватает и оригинальных турпродуктов. Создать что-то интересное может городское творческое сообщество – мастера художественных промыслов, историки, краеведы. Елена Канева уверена, что без них развитие туризма в малых городах невозможно. Но творцам не хватает управленческих качеств, они часто не имеют ни малейшего представления о том, как продвигать то, что они умеют и знают. Безусловно, эти люди нуждаются в финансовой поддержке и помещениях, желательно дешевых, а лучше вообще бесплатных, но местная власть не может им все это дать, так как повязана законом № 131. Отсюда невозможность наладить диалог.

На извечный вопрос что делать, г-жа Канева ответила так: «Нам не остается ничего другого как биться с законом всем миром, вносить поправки. А всем, от кого зависит развитие туристического рынка в малом городе, искать точки соприкосновения и компромиссные решения, на чем можно объединить усилия».

Елена Канева напомнила также о начатом ассоциацией два года назад проекте «Созвездие малых городов». Внутри него разработана серия маршрутов и турпродуктов с общим слоганом «Большое в малом». Например, «Большая прогулка по малому городу», «Большая история в малом городе», «Большая кухня малого города», «Большие люди в малом городе». Концепт в виде единого взгляда на позиционирование каждого города, но с индивидуальной изюминкой, подходит всем.

О положительном опыте общественной компании в помощь малым городам рассказал генеральный директор Фонда развития малых исторических городов Юрий Щегольков на примере Чекалина, самого маленького города России,

В Чекалине, расположенном в Тульской области, живет около 900 человек. Поскольку в России населенный пункт может считаться городом, если в нем проживает не менее 12 тысяч человек, в 2012 году районная администрация хотела было поменять статус Чекалина на сельский, но жители воспротивились, и он остался городом. Нужно отдать должное власти, она сделала максимум, что было в ее силах, приняв решение о создании в Чекалине туристического проекта. Его включили в маршрут Большой Засечной черты, охватывающий города, входившие когда-то в ее состав, а, значит, получил финансирование на открытие музеев и создание необходимой инфраструктуры.

В городе уже стали происходить перемены. Есть в Чекалине дом культуры, который 36 лет простоял без ремонта. Когда в 2016 году в область пришел новый губернатор Алексей Дюмин, он обратил на это внимание и дал денег на ремонт. Но их все равно не хватило, нужно было найти еще полмиллиона рублей. Фонд развития малых исторических городов решил собрать эту сумму с помощью, в том числе, соцсетей. «Мы посчитали, что о существовании самого маленького города России узнали благодаря нашим усилиям около 50 тыс. человек, – уточнил г-н Щегольков. – И они стали помогать – не всегда деньгами, часто просто добрыми делами». Туроператоры, например, организовали поездку 105 детей из Чекалина в Москву – из самого маленького города России в самый большой. Услышали о проекте депутаты Госдумы, и у дома культуры сейчас делают детскую площадку.

В восстановленном ДК совсем скоро стартует новый большой проект фонда – выставка «ФотоПередвижение», которая помогает создавать фотобанк малых городов. Примет дом культуры и «АртПередвижение» – выставку художников, живущих и работающих в малых городах. Она прошли уже в 30 из них.

По словам Юрия Щеголькова задуман и обязательно воплотится еще один важный проект: «Мы назвали его «Дом художника». Будем выбирать в городе заброшенное, но красивое здание, старый особняк, например. Привлечем инвестиции, отреставрируем и создадим, таким образом, сеть артрезиденций, где будут базироваться местные художники».

У Чекалина, будем надеяться, все получится, но как быть, если руководители на местах, а порой и жители тоже, не понимают, зачем нужен туризм. С одной стороны, вкладываться надо, с другой – эффект неочевиден. Вице-президент АМТГ Игорь Кехтер проанализировал и представил участникам круглого стола дивиденды, которые может получить город, если пойдет по туристическому пути развития. Г-н Кехтер сравнил два города – состоявшийся с точки зрения туризма Суздаль и неопределившийся Гаврилово Посад. Один находится во Владимирской области, другой – в Ивановской, но между ними всего 22 км. Территория и количество жителей примерно одинаковые, поэтому анализ получился достаточно корректным.

Земельный налог приносит Суздалю 43 млн рублей в год, Гаврилову – 3,6 млн. Количество индивидуальных предприятий в Суздале – 140, в Гавриловом Посаде – 9. Стоимость земельного участка в Суздале – 990 тыс. рублей за сотку, в Гаврилове – 16 тыс. руб. Это серьезный аргумент для горожан.

Возьмем тарифы на некоторые услуги ЖКХ. В Суздале тариф на воду 41 рубль, в Гавриловом Посаде – 52 рубля. В Суздале предприятия ЖКХ прибыльные, в Гавриловом – убыточные. Суздальский водоканал, чей бюджет подпитывается прибывающими в город туристами, не только покрывает свои расходы, но и прибыльную часть имеет. В Суздале электроэнергия дешевле на 2 рубля. Поэтому вопрос, где предприниматель решит построить свое производство, звучит риторически. А это уже говорит об инвестиционной привлекательности территории.

В Суздале в период инвестиционного бума с 2002 по 2007 год частный бизнес вложил в дороги, фасады, коммуникации 10 млрд рублей. До 2002 года в городе не было уличного освещения, а улицы никто не убирал. С приходом туризма городу не пришлось на это тратиться. Помимо чистых улиц Суздаль получил два бассейна и множество интересных мероприятий, которые жители могут посещать. Администрация ни одного малого города не сможет содержать бассейн за 10 млн рублей в год, а частный бизнес – может. Получается, что суздальчане пользуются теми же благами, что жители крупных городов. Поэтому туризм – это шаг в будущее для малого города.

Игорь Кехтер определил туристический потенциал Гаврилово Посада как очень высокий. Его главным брендом может стать финское пиво Koff. Пивоваренную компанию в столице Великого княжества Финляндского Гельсингфорсе (Хельсинки) основал в 1819 году купец Николай Синебрюхов, родившийся в Гавриловом Посаде. Финляндия, напомним, тогда была частью Российской империи, а пиво Koff сегодня – самая раскрученная в России финская пивная марка. Вот первая точка роста.

Есть и вторая. В городе когда-то производилась экологически чистая пудра, пользоваться которой не брезговала сама Екатерина II. Почему бы не восстановить производство?

Третья точка – Гаврилово-посадский конезавод, редчайшая достопримечательность. Он ведет свою историю со времен Ивана Грозного. Здание, построенное по приказу Екатерины II, больше напоминает дворец. Здесь разводят знаменитых владимирских тяжеловозов.

«Это те бренды, которые Гаврилово Посад сегодня не использует, а может, – заявил г-н Кехтер. – Туризм – это выигрыш жителей, так как они получат благоустроенный город. Выиграет и администрация, ведь ей не придется тратить на это деньги».

«Маленьким городам нельзя бояться быть лучшими в мире», – такой лозунг предложила поднять на знамена заместитель главы Угличского муниципального района по туризму и международным связям Юлия Воронова. «Когда мне говорят, что туризм не приносит денег, я парирую: 12 млн рублей в год поступает от туризма напрямую в бюджет Углича», – сказала г-жа Воронова, –

Надо менять мировоззрение, уверена она, нельзя управлять малыми городами так, будто они ущербные, потому что маленькие. «Когда мы много лет назад начинали делать фестивали в Угличе, стали думать, где взять деньги, – поделилась Юлия Воронова. – Как только решили для себя, что наши фестивали – это круто, что это спонсоры должны бороться за то, чтобы профинансировать их, ситуация сразу изменилась, и мы вышли на выгодные партнерские соглашения». Сейчас за тот же давно ставший международным фестиваль «Фотопарад в Угличе» ведутся, по словам г-жи Вороновой, жаркие споры о том, кто все-таки будет главным его спонсором.

Углич, как и Суздаль, может служить примером развития туризма в малом городе. Хотя нюансы, конечно, есть. В Угличском муниципальном районе на развитие туризма выделяется 2,5 млн руб. в год. В эту сумму входит зарплата сотрудников ТИЦ, содержание офиса и проведение трех фестивалей. По статистике в Угличе ночуют 70 тыс. человек в год. Если разделить 2,5 млн рублей на 70 тыс. туристов, то получится – 36 рублей тратится на то, чтобы привлечь в город одного человека. «Этого хватит только на то, чтобы вручить каждому из них карту города, причем, черно-белую», – пошутила Юлия Воронова.

Если же взять общий турпоток, а это 400 тыс. в год на 32 тыс. населения, то получается и вовсе 6 рублей на туриста. «Таков вклад муниципального бюджета в развитие туризма», – сказала г-жа Воронова, напомнив, что только фотофестиваль при затратах из горбюджета в 100 тыс. рублей позволяет городу заработать за четыре дня 8 млн рублей.

 

Любовь Булгакова, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно