Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Кто и за что должен отвечать в туризме

08:07, 17 декабря 2002

Вчера Комитет по культуре и туризму Госдумы РФ провел круглый стол, организованный межфракционым депутатским объединением (МДО) «Туризм России». Его темой было разграничение полномочий федеральных и региональных органов государственной власти в области госрегулирования туризма.

Вел круглый стол председатель Комитета по культуре и туризму Николай Губенко, который сумел создать в зале конструктивную обстановку, успешно смягчая ситуации, когда аудитория начинала «искрить». В работе круглого стола приняли участие заместитель председателя Комитета Елена Драпеко, председатель подкомитета Госдумы по санаторно-куророртному делу Борис Кибирев, руководитель Департамента туризма Минэкономразвития РФ Натэла Шенгелия, президент РСТ Сергей Шпилько, вице-губернатор Краснодарского края Юрий Барзыкин, депутаты Госдумы РФ и Мосгордумы и многие другие. Специально для участия в круглом столе в Москву приехали руководители органов управления туризмом и представители турбизнеса из Астрахани, Владивостока, Иркутска, Краснодара, Комсомольска-на-Амуре, Мурманска, Пскова, Санкт-Петербурга, Хабаровска и других регионов страны.

И хотя большинство выступлений заявленную тему затрагивали лишь косвенно, почти в каждом было поднято немало актуальных проблем совершенствования нормативно-правовой базы развития туризма. В частности, Елена Драпеко затронула вопросы финансирования туристской отрасли, говорила о необходимости создания федеральных туристических маршрутов и государственного регулирования турпотоков. Борис Кибирев акцентировал внимание на проблемах законодательной базы и ситуации с финансированием санаторно-курортной отрасли страны. Вице-губернатор Краснодарского края Юрий Барзыкин поделился опытом стимулирования инвестиционной деятельности в своем регионе, заместитель председателя Комитета по спорту и туризму Мурманской области Марина Ковтун рассуждала об проблемах управления туризмом в «нетуристских» субъектах федерации. О проблемах, возникающих с государственным, в частности, налоговым регулированием деятельности частных гостиниц, которые во множестве строятся сейчас на юге России, говорил генеральный директор сочинской гостиницы «Жемчужина» Юрий Аринцев. Подробнее об этих выступлениях мы расскажем в ближайших номерах RATA-news.

Советник председателя Комитета по культуре и туризму Евгений Писаревский наглядно показал, что проблема, обозначенная в теме круглого стола, действительно существует, в том числе с точки зрения компетенции вертикали власти, к которой относит, а точнее, четко не относит туризм Конституция РФ. По мнению г-на Писаревского, немало проблем существует и с применением понятийного аппарата, разногласия в котором на федеральном уровне приводит к конкретным практическим проблемам. Более подробно о б этих проблемах на примере коллизий с налоговыми органами рассказал генеральный директор московской туристической компании «СНП» Андрей Головин.

Натэла Шенгелия, комментируя позицию МДО «Туризм России», в частности, высказал мнение, что государственное регулирование туристских потоков – это утопия, делать это может только рынок, поскольку государство не может заставлять людей ехать на отдых туда, куда они не хотят. Говоря непосредственно о совершенствовании законодательства, г-жа Шенгелия сообщила участникам круглого стола, что проект поправок к закону «О туристской деятельности», подготовленный Департаментом туризма, прошел все необходимые согласования, в том числе в Минфине и в Минюсте, представлен в Правительство и в ближайшее время будет внесен в Госдуму. Поправки касаются введения финансовых гарантий в выездном туризме, отмены сертификации туруслуг, которая постановленим Правительства признаны добровольной, а в законе прописана как обязательная, и некоторых других вопросов. Натэла Шенгелия обратилась к депутатам с просьбой поддержать эти поправки, утверждение которых – насущная необходимость. Кроме того, глава Департамента туризма рассказала, что межведомственная рабочая группа по туризму разрабатывает поправки к смежным занодательным актам – транспортному, налоговому, о въезде-выезде и т.д. По мнению г-жи Шенгелия, помочь в этой работе могла бы полная «инвентаризация» законодательства и нормативно-правовых актов.

Натэла Шенгелия подчеркнула, что реализации законодательных инициатив - дело непростое. Например, после долгой борьбы в связи с внесением поправок в проект закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», касающихся деятельности по продаже клубного отдыха, Правительство РФ своим постановленим утвердило соответствующее Положение. С тех пор прошло больше двух месяцев, однако за получением соответствующей лицензии в Департамент туризма обратились лишь две фирмы из Санкт-Петербурга.

Сергей Шпилько в своем выступлении обратил внимание на то, что суть проблемы разграничения полномочий федеральных и региональных органов государственной власти определяется, с одной стороны, предметом госрегулирования в туризме, а с другой - межотраслевым характером самой туристской деятельности. Которая в важнейших своих аспектах попадает под регулирование самых различных разделов права: международного, транспортного, таможенного, земельного, налогового, лицензионного, природоохранного, защиты прав потребителей и т.д. и т.п. И большинство наиболее острых проблем отрасли могут быть урегулированы только с помощью поправок к соотвкствующим «нетуристским» законам и подзаконным актам. Будь то проблема визового обслуживания туристов из экономически развитых стран, желающих посетить Россию, или ситуация с налогобложением, в том числе перспективы платы за пользование рекреационными землями на основе ее кадастровой оценки, или проблема лицензирования и сертификации продажи турфирмами авиабилетов, решение которой настоятельно требует законодательного разъяснения понятия обеспечения транспортных перевозок, и т.д. Но, считает Сергей Шпилько, если не говорить о разрешении известных противоречий между федеральным законодательством и региональными законами о туризме, то, с точки зрения потребностей практики, первоочередное значение имеет мониторинг смежных разделов права. А уже на его основе возможно более подробное разделение полномочий, нежели это уже сделано в действующем федеральном законе «Об основах туристской деятельности».      

Прошедший в госдуме круглый стол может сыграть немаловажную роль как с точки зрения стимулирования работы по совершенствованию нормативной правовой базы развития туризма на всех уровнях, так и в плане повышения эффективного взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти в этом вопросе, что крайне важно накануне рассмотрения поправок к закону «Об основах туристской деятельности».

Обсудить в telegram

вам может быть интересно