РАТА-новости
Мультитур 09.03 автобус
 
Греция 1 апреля
 
Дубай 1 апреля
 
 
Grecotel Kids Summer Camp – обучающие академии для детей! Академия моды, DJ курсы, английский, футбольная школа и многое другое!
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Пак Чехия 20.04
 
 
Грекотель  12.04
 
Туртранс 21.04
 
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Апрель
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
 
Метрополь - Туры на Байкал Грекомания с 1 сентября  www.travelnn.ru 
 
 
Главная№4038Светлана Пантюхина: «Сельский туризм бывает настоящий, самобытный, но в большинстве случаев он, к сожалению, шашлычно-водочный»

Светлана Пантюхина: «Сельский туризм бывает настоящий, самобытный, но в большинстве случаев он, к сожалению, шашлычно-водочный»


Сельский туризм развивается в России довольно хаотично, но в том или ином виде представлен во многих регионах. «Зеленые дома» заняли свою нишу в индустрии гостеприимства и имеют аудиторию. Попытки регулирования этой сферы пока ни к чему не привели. О том, куда движется сельский туризм, как зарабатывает, какие ценности проповедует, рассказывает Светлана Пантюхина, эксперт проекта «Искры надежд для российских деревень», который реализует московский экоцентр «Заповедники».

 

- Что это за проект «Заповедники» и в чем заключается ваша экспертная работа?

- Проект получил грант Евросоюза, направлен на стимулирование и развитие местных инициатив, в том числе поддержку сельского туризма. Стартовал в 2014 году и завершится в 2016. Моя задача как эксперта по сельскому туризму собирать информацию в разных регионах России, анализировать тенденции, формулировать рекомендации для местных жителей, участвовать в разработке учебных программ, подбирать специалистов и проводить семинары. Проект затрагивает, в частности, Архангельскую и Калининградскую области, Краснодарский и Алтайский край, Республику Алтай.

 

Консультантов по сельскому туризму в России совсем немного, почти все мы друг друга знаем. Основная наша задача – обучение людей, которые уже вовлечены в эту сферу или только планируют. Могу сказать, что развитие сельского туризма в регионах идет по-разному и порой различается даже в соседних деревнях. Заинтересованность в обучении тоже разная, где-то к нам приходят 50 человек, а где-то – всего три.

 

 

- Как вы сами попали в сельский туризм?

- Мой собственный роман с сельским туризмом начался с переезда в Артыбаш – поселок на берегу Телецкого озера в Республике Алтай. По образованию я журналист, за 20 с лишним лет успела попробовать разные профессии, но всегда в моей жизни был туризм. В юности работала инструктором на пеших, конных и водных активных турах на Алтае, занималась альпинизмом, скалолазанием и многим другим. Сейчас обучилась на инструктора по горным лыжам.

 

Мы с родителями всегда мечтали иметь дом в деревне. Когда появилась такая возможность, остановились на Артыбаше, поселке на северной оконечности Телецкого озера, очень красивое место.

 

 

Купили недострой, сами довели его до ума, хотя деревенского опыта ни у кого из нас не было. Идея, что там наши родители не только будут жить, но и принимать гостей, тоже появилась сразу, поэтому дом строили «на два хозяина». Но, конечно, даже не думали, что это превратится в «полевую лабораторию» по сельскому туризму, что будем проводить мероприятия, мастер-классы, летние лагеря и т.п.

 

 

Сейчас моя сестра и ее семья в Артыбаше работают в сувенирном и лодочном бизнесе, имеют гостевой дом. Наши коллеги одни из первых создали на Телецком озере туристско-информационный центр «Кедрогор». Мы плотно сотрудничаем и с ними, и с Алтайским биосферным заповедником.

 

- И как же ваш личный опыт трансформировался в экспертную работу?

- Магистратуру я заканчивала в Великобритании. А поскольку катаюсь на горных лыжах, то зиму почти всегда проводила в Европе и видела, что сельский туризм там развит повсеместно. В маленьких городках и деревеньках Франции, Австрии, Финляндии, Германии, Словении, Италии, Швейцарии почти нет крупных отелей, а вот небольших частных усадеб – очень много, и порой на них все держится.

 

Я много ездила, смотрела, фотографировала, а потом старалась разные идеи воплотить в нашем гостевом доме в Артыбаше. И как-то люди, которые занимались в Республике Алтай развитием сельского туризма, предложили мне поработать с ними. Стала заниматься вопросами гостеприимства и оформления гостевых домов, работать с туристами, используя культурно-исторические и ландшафтные ресурсы. Вместе с коллегами, которые освещали юридические и экономические вопросы, мы три года ездили по алтайским деревням, общались с местными жителями, которые пытались заниматься сельским туризмом. И со временем хорошо поняли, с какими сложностями сталкиваются эти люди, какие складываются тенденции и открываются перспективы.

 

 

- К вашим советам прислушивались?

- Да. Например, мы очень плотно работали с селом Иня, в котором, на первый взгляд, не было вообще ничего примечательного. Но сегодня оно стало довольно известным туристическим местом, там появились интересные гостевые дома.

 

Мы помогали людям формировать идеи и воплощать их. Но я была далеко не первой и не единственной в регионе, кто был причастен к этим процессам. У истоков стояла Светлана Шилова, основатель общественной организации «Зеленый дом», ныне руководитель музейного комплекса «Десятиручка». По ее инициативе еще в 1990-е годы сельский туризм в Республике Алтай начал формироваться как отдельное направление. Первые гостевые дома появились в Чемальском районе, где она жила, а потом на Телецком озере, в Турочаке и дальше по региону.

 

Еще одна легендарная личность в истории развития сельского туризма в Республике Алтай – Татьяна Пахаева, руководитель некоммерческого партнерства по устойчивому развитию территорий «Орион». Именно эта организация была флагманом в вопросах обучения, проводила первые семинары для сельских предпринимателей, мастер-классы по ремеслам. Например, с ее легкой руки в Республике Алтай возродилось войлоковаляние. «Орион» привозил мастеров из других регионов России и даже стран. Не остались без внимания ранее забытые, но сейчас вновь востребованные промыслы, например, резьба и роспись по кости, керамика. Первое время эту деятельность поддерживали международные фонды и природоохранные организации, а позже, уже при поддержке президентского гранта, мы целый год работали по проекту «Школа агротуризма и народных ремесел».

 

 

Сейчас в Республике Алтай существует ассоциация войлочниц. Пару лет назад в Москве, в историческом музее выставлялись их работы. Одна из мастериц, Айсула Такина из крошечной деревни Иодро, творит настоящие шедевры, создала уникальную коллекцию одежды, стала победителем многих конкурсов. Сегодня во всех сувенирных лавках и магазинах Алтая можно найти изделия из войлока, кости, керамики, дерева, изготовленные местными мастерами. Эти вещи дороже, чем обычная сувенирная штамповка, но они того стоят.

 

- Что представляет собой сельский туризм на Алтае сегодня?

- Сельский туризм в Республике Алтай и в некоторых районах Алтайского края – это уже массовое явление. Сколько гостевых домов в Республике Алтай и, например, непосредственно в Артыбаше, я не скажу, потому что такую статистику по разным причинам вести сложно. Многие нигде не публикуют объявлений и информации о себе, туристов принимают совсем немного и работают даже без регистрации ИП. Статистика Алтайского края говорит, что на территории региона действуют как минимум 175 гостевых домов.

 

Сельский туризм зародился в тех местах, где уже существовал турпоток, но в какой-то момент стало не хватать мест для размещения. В Республике Алтай он наиболее развит в нижнем течении реки Катунь – деревнях Рыбалка, Муны, Барангол, Манжерок, Усть-Сема, Чепош, Чемал. В окрестностях Телецкого озера – Артыбаше, Иогаче, Турочаке. Чуть меньше, но уже активно идет развитие гостевых домов в селах Онгудайского, Шебалинского, Кош-Агачского районов, все чаще туристы едут и в труднодоступную Усть-Коксу.

 

 

В Алтайском крае лидер – Алтайский район, в окрестностях озера Ая и также на нижней Катуни гостевых домов очень много. Сейчас активно идет развитие туризма, в том числе сельского, в Чарышском, Солонешенском, Смоленском, Красногорском и некоторых других.

 

В Артыбаше и Иогаче, например, в туризм, так или иначе, вовлечено 80-90% местного населения. В двух поселках на северной оконечности Телецкого озера постоянно проживают 2500 человек, при этом в летний сезон на озере работают около 300 лодок и 28 катеров! 2-4 тысячи человек за выходные бывают на водопаде Корбу.

 

Сельский туризм я условно делю на настоящий – самобытный, основанный на национальной культуре, традициях, местной кухне, и – шашлычно-водочный или банный. К сожалению, процентов 70 «зеленых» домов на Алтае пока относятся ко второму типу. Это значит, что туристы просто договариваются с хозяевами об аренде комнат, берут ключи. Чаще всего отдых ограничивается шашлыком, алкоголем и громкой музыкой, иногда сопровождается небольшими вылазками по окрестностям.

 

Когда мы строили свой дом, нам как раз совершенно не хотелось «шашлычно-водочного» сценария. Для меня сельский туризм – это даже не гостиничный бизнес, это дом, куда хорошие люди приезжают в гости. То есть, история не про массовость и большие заработки, а про человеческое общение. Переубедить людей, которые уже привыкли работать на «шашлычно-водочную» аудиторию, почти невозможно, да они и не приходят на обучающие семинары.

 

А у нас уже сложилась своя аудитория. Моя семья увлекается традиционной русской культурой, этнографией, ремеслами, поэтому нам приезжают люди, которым это интересно. Бывают художники, артисты, несколько раз приезжал из Новосибирска клуб рукодельниц.

 

 

Супруг моей сестры и его мама занимаются резьбой по дереву, наша мама – росписью. Все это мы можем показать, научить. Если по календарю выпадают народные праздники, проводим тематические вечерки с хороводами, танцами. У нас много книг по этнографии, фольклору, истории освоения Алтая, алтайской мифологии. Папа играет на баяне, мы с сестрой поем. Особым интересом пользуется ткацкий станок, сделанный в 1838 году – сердце моей мастерской.

 

 

- И много ли примеров, когда сельский дом предлагает не только проживание и мангал, но и что-то содержательное?

- Уже много. В Чемальском районе, например, есть фермерское хозяйство «Росинка», хозяева держат кемпинг, проводят экскурсии по своему подворью, разрешают пообщаться с животными. В селе Иня Онгудайского района в усадьбе Еговорых вкусно накормят, расскажут про особенности содержания коз в горах, организуют конные и пешеходные экскурсии, научат войлоковалянию, познакомят с традиционным алтайским костюмом.

 

 

В Курае семья Сапо организовала информационный центр на базе своей усадьбы и служит объединяющим звеном для местных жителей, вовлеченных в сельский туризм, и хорошим помощником для туристов. Во вновь созданном небольшом поселении Чуй-Оозы, расположенном на «стрелке», где сливаются Чуя и Катунь, семья Топтыгиных вкусно накормит и пригласит в замечательный музей алтайской культуры.

 

 

Есть очень интересные усадьбы в Усть-Коксинском районе, где плотно переплелись алтайская культура и быт с традициями русских переселенцев-старообрядцев. Мы собираем такие примеры и стараемся рассказывать о них.

 

В Алтайском крае тоже есть удивительные гостевые дома. Моя подруга и коллега Лариса Пастухова давно принимает туристов на своем подворье в селе Чарышском, которое оформлено как настоящая русская усадьба, угощает чудесными блюдами традиционной кухни, знакомит с домашними животными. В селе Солоновка в гостях у семьи Кокориных можно не только отдохнуть в гостевых домах, но и попробовать уникальные сыры, сделанные из молока собственных коз. В селе Искра Солонешенского района недавно открылся музей деревенского быта «В гостях у бабушки», который, кстати, получил финансовую поддержку, став финалистом конкурса мини-грантов нашего проекта «Искры надежд для российских деревень».

 

 

- Говорят, что главная проблема, которая мешает развитию сельского туризма, это отсутствие отдельного закона и стандартов.

- После многолетних горячих дискуссий ГОСТы были разработаны, но носят рекомендательный характер. С другой стороны, качество современного законотворчества оставляет желать лучшего, и написанный второпях, невыполнимый закон сделал бы только хуже.

 

Сегодня многие владельцы гостевых домов никак не светятся, потому что понимают: проще вообще не работать, чем регистрироваться в качестве средства размещения и платить все налоги. Поток туристов в усадьбах очень маленький, чистый доход за сезон составляет порой 30-60 тыс. рублей. Если сделать ИП и выплатить все положенные налоги, можно легко уйти в минус. Дом – это частная собственность, и хозяева могут заключить с гостями краткосрочный договор аренды, а в конце отчетного периода уплатить налоги. Это проще. И потом, гостевой дом, который принимает одновременно не больше 10 человек, никак нельзя равнять с настоящими гостиницами.

 

Правда, есть и обратные примеры, когда под видом сельского дома работает полноценная турбаза на 30-40 мест, и здесь, безусловно, нужен контроль, которого также, увы, нет.

 

В общем, тема требует тщательной проработки. Вот в Беларуси градацию сельских домов подробно прописали, разработали нормативы по налогам в зависимости от количества мест в гостевом доме и требования к регистрации. Еще пример из Польши: если гостевой дом имеет не более пяти комнат определенной вместимости, то услуги по размещению налогом не облагаются. Такое отношение позволяет владельцам встать на ноги и со временем перейти в категорию полноценных налогоплательщиков. В некоторых европейских странах агротуризм вносит заметный вклад в государственный бюджет. В наших условиях об этом пока можно только мечтать.

 

Поэтому в рамках нашего проекта мы сосредоточены, в первую очередь, на том, чтобы повысить качество услуг в сфере сельского туризма. Стараемся расшевелить туристско-информационные центры, музеи, фольклорные объединения. Ищем пути, чтобы сельские дома могли официально работать с туроператорами, – это тоже открытая тема, в которой есть свои проблемы.

 

Анна Вальцева, RATA-news


 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал селеста 13.03
Хорватия по 20.07
Visit Japan - виза
 


 
Говорят профессионалы
 
«Палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям»
Дмитрий КАЗЬМИН


«По моим ощущениям, у людей смещается интерес с "матрасного" отдыха в сторону активного. Многие родители настроены на то, чтобы ребенок продолжал развиваться и в неучебное время. Поэтому спрос на игровые, языковые, тематически и подобные лагеря, думаю, будет расти»
«Отели Краснодарского края должны научиться конкурировать с Турцией и Египтом»
Светлана РУБЦОВА
«Интеллект Отель»
директор
Больное место – организация питания. Мы видим, как пересекаются потоки грязной и чистой посуды, не хватает блюд или качество их приготовления низкое. И если на этапе проекта можно внести допустимые корректировки, то в работающем отеле недостатки приходится исправлять другими способами - в зависимости от ситуации...
«Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»
Елена ЛУКЬЯНОВА
«Глобус-тур»
директор
Первое, что вызывает вопросы - хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах.
«Операторы «Мостурпула» работают на общие цели и хотят, чтобы власть их слышала»
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
ассоциация «Мостурпул»
руководитель
И еще интересная «деталь». Министр культуры РФ Владимир Мединский своим приказом с 1 января 2015 года отменил для детей входную плату в федеральные музеи. Но в ответ на это музеи Московского Кремля в два раза, до 4 000 рублей, увеличили стоимость экскурсии и сократили количество детей в группе...
«Задача TUI в России – стать туроператором номер один по семейному отдыху»
Тарас ДЕМУРА
TUI Russia
генеральный директор
Трудно поверить, что из миллиона туристов, которые ежегодно принимают на Алтае, нельзя "набрать" 50 тысяч, которые отправятся туда через туроператора! Мы порой воюем за 30 туристов в Таиланд, а тут речь о тысячах. TUI Group каждый год отправляет в Мурманск 12 международных круизов, на которых россиян вообще нет
«В России вероятен кризис въездного туризма, но его можно предотвратить»
Сергей ШПИЛЬКО
Российский союз туриндустрии
президент
Любая недостающая или некачественная услуга в составе турпродукта портит впечатление от поездки в целом. И, рано или поздно, зарубежные партнеры просто не будут поставлять группы без гарантий соблюдения всех требований, в том числе по транспорту, переводу и посещению наиболее известных объектов показа
«Средненькие исходные данные наших гостевых домов мы превратили в серьезные преимущества»
Светлана МАРКОВА
гостевые дома «Усадьба Добролюбово» и «Медвежий угол»
директор
«Повышенную душевность» поощряем финансово. Зарплата администраторов доходит до 50 тысяч рублей, горничных – до 35 тысяч. Так что и в «Добролюбово», и в «Медвежьем углу» сотрудники порой получают больше, чем их коллеги в Москве. И мы можем себе это позволить
«Есть люди, которые по складу характера не подходят для отельного бизнеса, но не всегда это вовремя понимают»
Марина СКОКОВА
Hilton Moscow Leningradskaya
генеральный менеджер
Когда я пришла в «Ленинградскую», было неожиданно услышать от коллег: «Как хорошо, что у нас теперь генеральный менеджер - россиянка!». А дело, в том числе, в отсутствии барьера – не только языкового, но и ментального. Иногда ведь надо и «по душам» поговорить
«На следующий год мы заложили рост по туристам на уровне 5-7%, потому что существует инерция бизнеса»
Сергей РОМАШКИН
Дельфин
генеральный директор
Выездные туроператоры пришли в отели и авиакомпании с большими объемами, сформировали у себя и у них завышенные ожидания. Любой рынок, где все убеждены в росте, начинает безосновательно дорожать, риски растут для всех участников. Если реальный спрос окажется хуже ожиданий - потерь не избежать
«Глубина продажи услуг санатория "Знание" достигает двух с половиной лет»
Дмитрий БОГДАНОВ
санаторий «Знание»
генеральный директор
«Я всё о том же: нет смысла стоять пустыми, ищите и привлекайте свою аудиторию. Даже несмотря на то, что следующий год предполагается очень непростым, для тех, кто действительно захочет прибавить 25-40% к выручке, а по доходности и побольше, это абсолютно реальная задача»
«Число российских туристов на Шпицбергене за год выросло втрое»
Тимофей РОГОЖИН
Центр арктического туризма «Грумант»
руководитель
Многие туристы и в зимних, и в летних турах называли его "доступной Арктикой". И действительно, это самый близкий и доступный вариант путешествия в Арктику. Мы это выражение думаем использовать как слоган. Потому что другие места арктической России – это либо дорого, либо нет сервиса, либо нужна хорошая физическая подготовка
«Люди хотят ездить по своей стране и будут это делать независимо от ситуации»
Илья КОСТРИКИН
«Магазин путешествий»
директор
Мы – та шоколадка, которая лежит в магазине возле кассы, и ее купят даже в кризис. Неправильно думать, что дешевые туры по стране выбирают только бедные люди. Среди наших клиентов большая доля тех, кто уже побывал во многих странах. И они едут по России не потому, что это дешево, а потому что интересно
«Сельский туризм бывает настоящий, самобытный, но в большинстве случаев он, к сожалению, шашлычно-водочный»
Светлана ПАНТЮХИНА
проект «Искры надежд для российских деревень»
эксперт
Айсула Такина из крошечной деревни Иодро, творит настоящие шедевры, создала уникальную коллекцию одежды, стала победителем многих конкурсов. Сегодня во всех сувенирных лавках и магазинах Алтая можно найти изделия из войлока, кости, керамики, дерева, изготовленные местными мастерами. Эти вещи дороже, чем обычная сувенирная штамповка, но они того стоят
«Во многих нетуристических регионах России нас ждут настоящие открытия»
Лариса ФЁДОРОВА
Виадук Тур
директор
Сами регионы часто не понимают свои главные ценности и предлагают на редкость стандартные неинтересные экскурсии – главная площадь, горсовет, памятник Ленину. Поэтому правильно делают руководители тех городов и областей, которые привлекают экспертов из турбизнеса для профессиональной оценки туристических возможностей
«Наши студенты во многом дадут фору выпускникам профильных вузов»
Алексей БАРЫШЕВ
московский экономико-технологический колледж № 22
директор
Cтуденты проходят практику уже со второго курса. И она не ограничивается одной-двумя неделями и написанием курсовой работы – ребята трудятся месяцами. Многие еще и каждое лето по собственной инициативе работают в отелях и ресторанах, набираются опыта. За лучшими из них работодатели выстраиваются в очередь
«Предпочитаю иметь дело с турбизнесом, а не с прямыми клиентами»
Илья ЩУЧКИН
гостиница «Французский квартал»
генеральный директор
«Иногда достаточно просто выслушать людей, чтобы найти новые источники дохода или экономии»
Алена ЕНОВА
«Мозаика хостел»
руководитель
Нам было важно создать в хостеле особую атмосферу, ведь именно за ней люди едут в Петербург. В рамках хостела это сделать проще, потому что если в отеле люди живут сами по себе, то у нас они могут пообщаться с такими же туристами, завести новых друзей. Наша задача как собственников это удовольствие монетизировать.
«Наконец-то у агентств есть время и желание заниматься дорогим продуктом»
Екатерина ФЕДОРОВА
«Карлсон Туризм»
генеральный директор
Мы понимали, что определенная категория туристов не захочет менять своих привычных планов и по-прежнему намерена отдыхать за рубежом. И в тот момент, когда на рынке повисла пауза, мы выставили в продажу дорогие виллы, эксклюзивные предложения на островах. Это сработало
«Мы поддерживаем уральские туристические события, чтобы стимулировать развитие этих проектов, а значит и всего региона»
Эльмира ТУКАНОВА
Центр развития туризма Свердловской области
директор
Нас волнует, чтобы могли заработать и другие представители индустрии гостеприимства региона. Нам важно, как влияет тот или иной праздник, фестиваль на развитие туризма в муниципалитетах. Увеличиваются ли налоговые поступления в бюджет? Заполняются ли гостиницы, турбазы, санатории? Растет ли посещаемость музеев, спрос на экскурсионное обслуживание?
«Нишевым туроператорам надо серьезно перестраивать свою работу»
Артур МУРАДЯН
«Спейс Трэвел»
генеральный директор
90% объединений в российском турбизнесе распадаются из-за мелких разногласий, причем нередко на уровне менеджеров. Я вообще перестал надеяться на возможное объединение с кем-то по продукту. Жаль, конечно, но и слияние – не панацея. Важнее чувствовать ситуацию на рынке и понимать, как развиваться дальше
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100