Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Парадоксы гостиничного рынка Челябинска

06:16, 18 июня 2013

Замороженные проекты и активные стройки, дефицит номеров и стагнация – именно так эксперты характеризуют состояние рынка российского города-миллионника – Челябинска.

2012 год челябинские отельеры сочли удачным. Столица южного Урала принимала чемпионаты Европы по дзюдо и водному поло, ряд других крупных состязаний. Загрузка гостиниц в дни соревнований была как никогда высокой. Новость о том, что регион выиграл право на проведение чемпионата мира по дзюдо-2014 еще больше приободрила игроков рынка. Впрочем, назвать ситуацию одинаковой во всех ценовых сегментах нельзя.

 

Дефицитный «эконом». В городе налицо огромное предложение в среднем и высоком ценовых сегментах, тогда как объектов эконом-класса крайне мало. Наиболее востребованы самые дешевые номера, но предложений по 1000-1500 руб. за комнату в сутки практически нет.

«Когда гостиничный бизнес только начал развиваться, первым делом строились «пятизвездники», потому что они быстрее окупались», – объясняет ситуацию управляющий отелем «Маркштадт» Сергей Ушкин. По его мнению, сказались и личные амбиции инвесторов: все-таки открыть объект 5* совсем не то же самое, что какой-то трехзвездочный отельчик.

Нехватка недорогих номеров с ценой ниже 2500 руб. в сутки связана и с недавней реконструкцией отеля «Малахит». Гостиница прыгнула выше головы, перейдя в более дорогой сегмент. В результате 409 номеров стали предлагаться в категории 4*, а не в эконом-классе.

Нишу дешевых предложений сегодня занимают мини-отели и квартиры, перепрофилированные под сдачу на ночлег. Понятно, что в плане безопасности, удобства и комфорта они явно проигрывают традиционным средствам размещения.

Недавно в Челябинске появились доходные дома. Компания «КПД и СК» построила типовые десятиэтажки и сдает квартиры внаем. Причем предпочитает работать с юридическими лицами, заключает договоры с компаниями, которые направляют в город бригады рабочих, например.

Впрочем, есть надежда, что через пару лет дефицит дешевого предложения в Челябинске сократится. Компания IHG заявила о строительстве в России 15 гостиниц бренда Holiday Inn Express, и один такой объект должен появиться в районе челябинского железнодорожного вокзала к лету 2015 г. Это подтверждает, что крупные инвесторы заинтересовались эконом-классом.

 

Средний ценовой сегмент в стагнации. Рынок гостиниц среднего класса довольно насыщен. По словам генерального директора корпорации «Стратум» Олега Пермякова, спрос и предложение номерного фонда сбалансированы. Бизнесмен выделяет несколько знаковых событий: открытие отеля «Видгоф», строительство гостиницы Radisson и реконструкцию отеля «Малахит». В городе реализуются и другие проекты: рядом с ледовой ареной «Трактор» строится отель «Мелиот», на проспекте Ленина при Центре международной торговли также возводится гостиница. Впрочем, это свидетельствует лишь об органическом росте рынка, а не о качественном скачке. «В Адлере Олимпиада будет проводиться – и вот вам прогресс, Екатеринбург развивается благодаря высоким темпам роста экономики и большому количеству иностранных представительств. В Челябинске причин для роста спроса я не вижу», – высказался г-н Пермяков.

С этим согласны и другие эксперты. В отпуск люди сюда не поедут. Деловой столицей город тоже пока не стал. Нет надежды и на металлургию, где сейчас спад, а экономика региона исторически зависима от этой отрасли. Есть и другие сдерживающие факторы, довольно специфические. К ним относится, в частности, дряхлый местный аэропорт.

Среднегодовую заполняемость отелей 4* эксперты оценивают в 55% и ниже. А низкую востребованность гостиниц связывают со сложной экономической ситуацией в России в целом. Новых проектов почти нет, идет отток капитала.

Впрочем, ситуацию нельзя назвать однозначной. Эксперты отмечают потенциально высокую активность инвесторов в этом сегменте.

 

Импортный тренд. У челябинского рынка одна отличительная особенность: практически все крупные отельеры сейчас – местные бизнесмены, что накладывает свой отпечаток на специфику бизнеса. Местные игроки, в основном, не обладают ресурсом привлечения корпорантов. У Holiday Inn Chelyabinsk-Riverside (первый под международным брендом в городе) есть явное преимущество перед локальными конкурентами – возможность привлекать гостей через каналы всемирных систем бронирования. Тем же будет пользоваться и Radisson, который должны достроить в III квартале 2013 г. До 70% клиентов сюда будет «привозить» The Rezidor Hotel Group.

Кстати, локальные игроки с опаской ждут первых шагов Radisson: «Важна стратегия их захода на рынок. Если начнут демпинговать, то нас это, конечно, затронет», – делятся мнением отельеры. Лишь бы не получилось так, как в свое время в Екатеринбурге: в 2009 г. к ШОС там открыли сразу несколько гостиниц (Hyatt, Ahgelo, Novotel, Ramada). Резко увеличили номерной фонд города. В результате загрузка просела во всех средствах размещения сразу после проведения саммита.

Челябинский Radisson добавит в фонд города около 200 номеров. В том, что отель будет заполнен, мало кто сомневается. Вообще привлечение иностранных брендов на местный рынок – одна из самых ярких тенденций последнего времени. Не так давно стало известно и о желании международной группы Accor возвести объект возле Краеведческого музея.

 

Катализаторы деловой активности. Появление новых отелей должно подстегнуть власти на активные действия по организации в регионе мероприятий, считают эксперты. В пример постоянно приводится предолимпийский Сочи. Дескать, когда область будет иметь современные средства размещения, власти тоже будут задумываться, что же еще грандиозного можно в регионе провести.

Впрочем, определенная активность властей по привлечению в регион крупных международных событий заметна по тем же спортивным соревнованиям. Причем это не единственный вариант. Директор отеля «ПаркСити» Марина Карелина считает, что властям не нужно изобретать велосипед, достаточно обратиться к международному опыту: «Я недавно была в Сан-Франциско. Одно из основных направлений экономической деятельности города – проведение конференций. Почему бы Челябинску не стать деловой зоной? Сотни крупных федеральных и иностранных компаний ежегодно ищут площадки для корпоративных выездов. Нашему мегаполису просто не хватает инициатора».

 

Замороженные стройки. Сегодня в городе вместе с мини-отелями насчитывается 44 гостиницы, всего 2372 номера. Впрочем, комнат могло быть на 200 больше, но реализацию отдельных проектов инвесторам пришлось либо свернуть, либо временно остановить. Не удалось достроить вторую очередь гостиницы Holiday Inn Chelyabinsk-Riverside, тем самым расширив ее до заложенных в проекте 176 комнат. Причина – отказ мэрии предоставить участок под застройку, хотя были выиграны арбитражные суды. Заместитель главы администрации Дмитрий Градобоев называет другие причины отказа в строительстве: «Гостиницу в 20 этажей строить во дворе жилого 10-этажного дома неправильно. У нас утверждена градостроительная документация, и объект там не значится».

Другим страдальцем эксперты называют отель, строящийся рядом с Центром международной торговли. По словам инвестора Сергея Овчинникова, работы пришлось приостановить по требованию мэрии. Причина – нехватка предусмотренных проектом парковочных мест. По словам чиновников, строительство возобновится после внесения изменений в проект. (chel.dkvartal.ru)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно