Калуга

Завершение круизного сезона в России омрачено саммитом

В Астрахани с 15 по 29 сентября наложен запрет на причаливание круизных теплоходов. Это связано с проведением здесь 29 сентября четвертого саммита стран Прикаспия, в котором участвуют пять президентов прикаспийских государств, включая Владимира Путина.

По словам генерального директора волгоградской туристической компании «Круиз» Алексея Растегаева, временное изменение режима судоходства, предполагающее усиление мер безопасности, вполне понятно. Непонятно только, почему сообщать об этом надо было «вдруг».

«Информацию о запрете на прохождение и постановку круизных судов в Астрахани мы получили от астраханского порта в пятницу вечером, 12 сентября, а режим вступает в силу уже с понедельника 15 сентября. То есть нам, во-первых, не дали возможности скорректировать маршрут и расписание, а во-вторых, не представили никакой альтернативы», – пояснил он RATA-news. Правда, астраханский порт тоже получил уведомление из областного Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов буквально накануне. К тому же, это чисто служебная информация, до общественности она не доносится, телевидение об этом не рассказывает, так что туристы вину за изменение круиза наверняка возложат на туроператора.

Управляющий директор компании «ВодоходЪ» Александр Трофимов также обескуражен ситуацией: «Непонятно, зачем закрывать порт за две недели до мероприятия». По словам генерального директора «Инфофлота» Александра Соснина, закрытие портов в России до сих пор случалось довольно редко и связано было, в основном, с техническими причинами. Например, с ремонтом причальной стенки в Саратове, из-за чего город выпал из круизных программ на весь сезон-2013. Недавно чебоксарский порт вдруг закрылся для круизных судов, но его быстро обязали возобновить работу.

«Во время саммитов восьмерки и двадцатки в Санкт-Петербурге мы также получали предупреждения о запрете причаливать круизные суда, но нам всегда удавалось договариваться, отстаивать интересы туристов. И на этот раз мы обратились во все инстанции и получили "добро". Однако все уперлось в каспийскую флотилию, которой никто "не указ"», – пояснил RATA-news Александр Трофимов. 18-19 сентября два теплохода «Водохода» должны зайти в Астрахань, но сейчас разрешение есть на их причаливание только в грузовом порту. «Краны, грузы, отсутствие привычного комфорта. Крайне нежелательный вариант для пожилых иностранных туристов, которые будут на этом рейсе», – сетует собеседник.

Последняя программа компании «Круиз» стартует из Волгограда 25 сентября, на другой день теплоход окажется в Астрахани, где причаливать нельзя. Оператор рассматривают несколько вариантов выхода из ситуации. По словам Алексея Растегаева, можно, не заходя в Астрахань, повернуть на Саратов, хотя это вряд ли понравится туристам. Можно в Астрахани теплоход оставить на рейде, а туристов доставить на берег малым флотом. Но, в любом случае, все это – дополнительные неудобства.

Навигация 2014 года оказалась для пассажирских компаний вообще очень сложной. Ее пришлось начать на месяц раньше запланированного срока из-за маловодья в районе Городца. Как сказал на недавнем заседании комитета СНПС по судоходству в Ростове-на-Дону Александр Трофимов, затраты «Водохода» в связи с ранним вводом судов в эксплуатацию составили порядка 11 млн. рублей. К тому же из-за ограничений прохода судов были закрыты самые дорогие, интересные и продолжительные маршруты на Волге: Самара – Санкт-Петербург, Казань – Санкт-Петербург, Москва – Астрахань – Ростов-на-Дону, Москва – Елабуга – Пермь. Круизные компании вынуждены были в срочном порядке корректировать маршруты. Расписание изменилось на четырех судах «Мостурфлота», восьми судах «Водохода» и четырех судах «Инфофлота». Компаниям было трудно сделать стыковочные рейсы по Городцу, так что до 10% туристов отказались от путевок. Упущенная выгода круизных операторов составила 37 млн. рублей у «Мостурфлота», 170 млн. рублей – у «Водохода» и 44 млн. рублей – у «Инфофлота».

Сложная ситуация в этом году и на рынке въездного туризма – из-за политической ситуации на Украине. По словам г-на Трофимова, было много аннуляций купленных иностранными туристами билетов, а с марта продажи практически остановились. В итоге общие потери круизных компаний в сезоне-2014 могут составить до 40%. Однако Александр Соснин назвал эту цифру «предельной»: «В среднем по рынку она ниже. У нас, например, не такой большой флот, наши потери по итогам сезона будут на уровне 15%. Практически до середины августа мы не меняли программы». Алексей Расстегаев рассчитывает даже на рост: «Нам повезло, проблемы с Городцом практически не затронули наши программы».

Прогноз на будущий год пока оптимистичный. Например, в «Водоходе», по данным на начало сентября, динамика оплаты круизов в начале сезона продаж выросла на 38%, средняя загрузка круизных теплоходов – на 6%. Это связано, в первую очередь, с увеличением количества туристов, использующих возможности системы раннего бронирования круизов и получения максимальных скидок. Во всех региональных офисах компании были получены заказы или оформлены путевки на 2711 человек, оплачено туров на сумму 41 млн. рублей, забронировано и частично оплачено – еще на 97 млн. рублей.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Версия для печати