«Ситуация вокруг поправок в закон становится скандальной»
В понедельник, 19 марта, Комиссия при правительстве рассмотрит поправки, внесенные Комитетом Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Напомним, этот отраслевой Комитет 16 марта поддержал поправки, внесенные ко второму чтению в законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"».
В них вошли положения, предусматривающие увеличение финансовых гарантий для туроператоров в сфере выездного туризма и увеличение уставного капитала таких компаний. При этом размер финобеспечения туроператора, работающего в сфере въездного туризма, снижается с 10 млн. до 500 тыс. рублей. Устанавливается также дополнительные основания для исключения сведений о туроператоре из единого федерального реестра туроператоров – по решению арбитражного суда. При этом в случае изъятия сведений из реестра по решению арбитражного суда, туроператор в течение одного года будет не вправе подать заявление о восстановлении записи в реестре. Законопроект также обязывает туроператоров, работающих в сфере выездного туризма и имеющих годовой оборот более 100 млн. рублей, проводить обязательный аудит своей деятельности.
Помимо этих поправок, поддержанных туротраслью, комитет внес также два спорных пункта, которые вызвали серьезные нарекания бизнеса. Первая - обязанность турагентств работать от имени и по поручению туроператора с вступлением в действие с 1 января 2013 года. Вводится также регистрация путевок в электронном виде и передача сведений о реализованном турпродукте в Ростуризм - с той же даты.
Вторая спорная поправка - об обязательном членстве выездных туроператоров в саморегулируемых организациях (СРО) с 1 января 2014 года.
По словам вице-президента Российского союза индустрии Юрия Барзыкина, внесение спорных, до конца не согласованных с турбизнесом поправок говорит о желании властей принять закон «во что бы то ни стало». «Возникает ощущение, что сейчас, когда признана неэффективность руководства отраслью и началось формирование нового правительства, требуется провести эти поправки любым способом, чтобы отчитаться перед начальством. Иначе трудно объяснить спешку с внесением поправок, которые все равно вступают в силу через год и даже более», - пояснил он RATA-news. Да и большинство депутатов, голосовавших за поправки, уверены – главное «что-то» принять сейчас, а потом можно дорабатывать.
Как заметил г-н Барзыкин, сам факт, что рассмотрение поправок неоднократно откладывалось, говорит о неготовности законопроекта. Напомним, второе чтение дважды переносилось Советом Госдумы в конце осенней сессии Госдумы пятого созыва в
«Это – грубейшее нарушение интересов турбизнеса. Не говоря уже о том, что, например, поправка, обязывающая агентства работать «от имени и по поручению», распространяется, в том числе, и на внутренний и въездной туризм, где такой необходимости нет по определению. Это идет вразрез с недавним заявлением президента о поощрении внутреннего и въездного туризма. И мы будем писать об этом премьеру и президенту», - сказал г-н Барзыкин.
Уже в пятницу, как только стало известно о внесении пакета поправок, РСТ обратился с письмом к руководителю аппарата правительства РФ Антону Вайно, в котором подробно отражена позиция отраслевого союза по этому вопросу.
По мнению экспертов, мера по прикреплению агентств к туроператорам не отвечает реальным потребностям туристического рынка. Это приведет к уходу из сферы законодательного регулирования значительного числа розничных продавцов турпродукта, большинство мелких и средних агентств вынуждены будут прекратить свое существование, снизится конкуренция на рынке туруслуг, ограничится возможность выбора турпродукта потребителем, но при этом не повысится правовая защищенность туристов.
Сейчас между оператором и агентом заключаются различные договора: агентирования, комиссии, купли-продажи, возмездного оказания услуг и других смешанных видов. Схема работы только «от имени и по поручению» туроператора на туристском рынке практически не применяется ввиду ее очевидных отрицательных последствий, как для туроператоров, так и для агентов.
Включение положения о СРО в поправки ко второму чтению меняют саму концепцию законопроекта и в первом чтении не рассматривались. Очевидно, что издержки на членство в СРО будут включены в цену туруслуг для конечного потребителя, что резко понизит конкурентоспособность российских компаний, особенно малого и среднего бизнеса.
Тем не менее, РСТ выступает за использование деталей и элементов СРО, но это должен быть хорошо продуманный механизм. И, несмотря на переход к саморегулированию туриндустрии, государство не должно уходить из этой сферы, поскольку цена вопроса - безопасности потребителей. Прежде всего, надо разработать порядок формирования и расходования компенсационного фонда, его пополнения (в том числе за счет страховых компаний), механизмы оперативной помощи и эвакуации туристов, распределения компетенции и ответственности государства и бизнеса, примерные стандарты деятельности по различным видам туризма и целый ряд других нормативно-правовых документов. Ничего этого в настоящее время не предложено, а без этого сложно прогнозировать и просчитывать эффективность деятельности СРО.
Законопроект, рекомендуемый комитетом Госдумы к принятию во втором чтении