Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Туристические ассоциации объединились для решения общей проблемы

08:07, 19 мая 2005

Сразу 13 общественных организаций индустрии гостеприимства подписали обращение к министру промышленности и энергетики РФ Виктору Христенко, протестуя против государственного рэкета, чем фактически является обязательная сертификация продажи авиабилетов. Впервые туристическая отрасль России выступила столь консолидировано, решая общую проблему.

Сертификация продажи авиабилетов была введена в 1999 году приказом «Об утверждении и введении в действие федеральных авиационных правил по сертификации организаций, осуществляющих деятельность по продаже и бронированию пассажирских и грузовых перевозок» (№ 28 от 10 августа) Федеральной службы воздушного транспорта. Без соответствующего сертификата до конца 2003 года нельзя было получить лицензию на продажу авиабилетов, хотя в законе РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование продажи авиабилетов не упоминается. В декабре 2003 года в рамках мероприятий по реализации административной реформы этот вид лицензирования был отменен.

Попытки отменить сертификацию деятельности по продаже и бронированию авиаперевозок предпринимались не раз, и RATA-news неоднократно освещала эту проблему. В последний раз свои надежды на решение этого вопроса турбизнес связывал с выходом подписанного министром транспорта РФ Игорем Левитиным приказа № 45 от 14 декабря 2004 г. «Об отмене актов, изданных федеральной службой и федеральным агентством, находящимися в ведении Министерства транспорта РФ, с нарушением законодательства Российской Федерации", которым, в частности, было отменено распоряжение Федерального агентства воздушного транспорта от 23 августа 2004 г. № ШН-23-р «Об организации работ в области обязательной сертификации». Однако уже через две недели, 29 декабря 2004 года, глава ФАВТ Николай Шипиль издал приказ № 23 «Об организации работ в области обязательной сертификации», который запретил авиакомпаниям заключать договора, в том числе на осуществление чартерных рейсов, с фирмами, не имеющими данного сертификата.

По существу, ФАВТ ссылается на статью 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой обязательной сертификации подлежат «авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие и обеспечивающие воздушные перевозки и авиационные работы, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности». Но турфирмы и агентства по продаже авиаперевозок не являются ни авиационными предприятиями, ни юридическими лицами, обеспечивающими безопасность полетов воздушных судов, - ни в техническом плане, ни с точки зрения проверки благонадежности лиц, приобретающих авиабилеты, равно как и билетные кассы самих авиакомпаний.

На самом деле под предлогом сертификации продажи и бронирования авиабилетов с турфирм и агентств по продаже авиаперевозок просто собираются деньги. Стоимость получения такого сертификата для агентств, подавляющее большинство которых относится к предприятиям малого бизнеса, составляет, в зависимости от количества точек продажи, от 30 тыс. до 360 тыс. рублей. Причем сертификацию агентства должны подтверждать и оплачивать ежегодно. Прибавьте к этому расходы на оплату проезда экспертов по сертификации и приему их на местах – конечно же, как ВИП-клиентов. Если учесть, что продажу авиабилетов в стране осуществляют тысячи агентств, нетрудно представить, о каких суммах поборов может идти речь.

При этом до последнего времени, то есть на протяжении пяти лет, сертификат можно было получить только в одном центре сертификации – ООО «Специализированная экспертно–консалтинговая компания «Аэрогарант», офис которого еще недавно располагался непосредственно в здании ФАВТ. Сейчас к нему прибавилась еще одна организация – ООО «Сибавиацентр» в Новосибирске. Но сути дела это не меняет.

Иными словами, трудно привести более яркий пример административно-избыточной и незаконной практики ведомственного навязывания услуг частным предприятиям по монопольно высоким ценам. Сложившаяся ситуация в корне противоречит как курсу руководства страны на дебюрократизацию условий предпринимательской деятельности, так и вступившему в силу с 1 июля 2003 г. Закону РФ «О техническом регулировании». Не говоря уже о том, что вышеупомянутый приказ ФАВТ № 23 от 29 декабря 2004 года, по имеющейся информации, на сегодняшний день не зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ.

Как пояснил RATA-news президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, обращение именно к Виктору Христенко связано с тем, что, согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 284, вопросы технического регулирования и обеспечения единства измерений относятся к компетенции Министерства промышленности и энергетики. Под коллективным письмом стоят подписи руководителей Российского союза туриндустрии, Ассоциации агентств воздушного транспорта, Ассоциации делового туризма, Ассоциации туристско-экскурсионных предприятий Санкт-Петербурга, Ассоциации индустрии туризма Калининградской области, Ассоциации туристических предприятий Мурманской области «Баренц-туризм», Череповецкой ассоциация туризма, Ассоциации туристических агентств Республики Татарстан, Некоммерческого партнерства томских туристических организаций по развитию туризма в Томской области, Новосибирской ассоциации туристских организаций, Бурятской региональной организации РСТ, Сибирской Байкальской ассоциация туризма, Ассоциации туриндустрии Камчатки.

Несколькими днями раньше направили аналогичные обращения на имя министра транспорта РФ Игоря Левитина президент РСТ и заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Барзыкин.

Во всех письмах содержится просьба оказать содействие в отмене приказа ФАВТ № 23 от 29 декабря 2004 года «Об организации работ в области обязательной сертификации» и приказа ФСВТ России № 28 от 10 августа 1999 года «Об утверждении и введении в действие федеральных авиационных правил по сертификации организаций, осуществляющих деятельность по продаже и бронированию пассажирских и грузовых перевозок» в части вопросов, касающихся сертификации деятельности по продаже и бронированию пассажироперевозок.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно