Калуга

Железная дорога и авиация в России всё жестче борются за пассажира

Как показывают итоги нынешнего лета, при поездках на небольшие расстояния россияне все чаще отдают предпочтение высокоскоростным железным дорогам, а при длительных поездках более чем на 1 тыс. км – самолетам. Скоростное железнодорожное сообщение частично оттянуло клиентов у авиакомпаний и вынудило их снизить цены на билеты для сохранения пассажиропотока и процента занятости кресел. Средний чек Москва – Санкт-Петербург на авиабилеты в одну сторону в первом полугодии 2015 года составил 3 130 рублей, что на 1% ниже, чем в 2014 году, и почти на четверть (23%) дешевле, чем в 2013 году. Об этом говорят данные отчета, подготовленного сервисом Aviasales специально для Газеты.Ru.

На направлении Москва – Санкт-Петербург за первое полугодие на поездах «Сапсан» было перевезено 1,883 млн. человек, что на 26,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В текущем году была увеличена периодичность курсирования – в январе-июне 2015 года поездами «Сапсан» было совершено 3 600 рейсов, это на 16% больше прошлогоднего показателя.

Минимальная стоимость билетов на «Сапсан» с мая составляет 1 290 рублей, но такой тариф найти на оставшиеся летние недели сложно. В среднем билеты на этот поезд в августе стоят от 2 тыс. до 3 тыс. рублей. Чтобы стимулировать потенциальных пассажиров лететь, а не ехать, авиакомпании продолжают понижать тарифы. «Россия», входящая в группу компаний «Аэрофлот», снизила стоимость билетов между столицами до 2 530 рублей. Еще ниже тарифы у «Трансаэро» – билет по маршруту Москва – Санкт-Петербург в одну сторону стоит от 1 832 рублей. В ценовом диапазоне 2-3 тыс. рублей предлагаются перелеты и другими российскими перевозчиками – «Уральскими авиалиниями», «Сибирью».

На направлении Москва – Нижний Новгород, где курсируют скоростные поезда «Стриж» и «Ласточка», наоборот, стоимость авиабилетов, несмотря на наличие скоростного железнодорожного сообщения, за последний год выросла. Но если за первое полугодие 2015 года цены на авиаперевозку из Москвы в Нижний Новгород подскочили на 54%, до 4 905 рублей (по данным портала Biletix), то с увеличением частоты движения поездов на этом направлении в летние месяцы рост замедлился до 11%.

Кстати, международный опыт также говорит о том, что на расстояния около 600 км предпочтение отдается поездам. Например, после введения в строй высокоскоростной магистрали (ВСМ) Сеул – Пусан авиасообщение на этом маршруте перестало пользоваться популярностью и даже было отменено, спрос на поезда возрос с 40% до почти 66% (из них 61,2% предпочитают пользоваться услугами ВСМ). В несколько раз сократилось количество пассажиров и на рейсах между Мадридом и Севильей – после запуска ВСМ между этими городами пассажиропоток на железнодорожном сообщении вырос с 16 до 62% (из них 61% – на поездах ВСМ).

На дальних направлениях, где от одного пункта назначения до другого более 1 тыс. км, тенденция прямо противоположная. За последний год железная дорога на таких направлениях потеряла значительную часть пассажиров. По данным туристического сервиса «Туту.ру», маршрут Москва – Самара, занимавший в 2014 году 12-е место в рейтинге самых востребованных направлений, переместился в первом полугодии 2015 года на 15 позицию. Железнодорожные направления Москва – Пермь, Москва – Екатеринбург, Москва – Уфа, Москва – Оренбург опустились как минимум на 10 позиций вниз.

В среднем железнодорожные билеты по России выросли в цене на 4,4%, а по некоторым направлениям – на 10%. Так, средний чек за проезд на поезде из Москвы в Екатеринбург вырос в цене за год на 9%, до 4 075 рублей по итогам первого полугодия-2015. Билеты из Москвы в Пермь подорожали на 10,3%, до 3 419 рублей, в Самару – на 5,4%, до 3 257 рублей, в Уфу – на 6,8%, до 3 364 рублей.

Многие пассажиры предпочли путешествовать на самолетах, а не поездами. Во многом, это решение было обусловлено стоимостью билетов: если на поезд билеты подорожали, то на самолеты – подешевели. По данным Aviasales, средний чек Москва – Екатеринбург на авиабилеты в одну сторону в I полугодии 2015 году составил 4 137 рублей, что на 24% ниже, чем в 2014 году, и на 27,5% дешевле, чем в 2013 году. Аналогично на других направлениях: средний чек Москва – Пермь в 2015 году составил 3 636 рублей (на 32% дешевле, чем в 2014 году и на 40% меньше, чем в 2013 году). В Самару средняя стоимость билета из Москвы в первые шесть месяцев 2015 года составила 4 173 рубля, на 7% ниже, чем в 2014 году и на 27%, чем в 2013 году.

Версия для печати