Интурмаркет 2020 02.10

Эллада Пескова: «Мы хотим применить свой опыт в новом бизнесе и ощутить вдохновение в стартапе»

Наверное, мало кто из туроператоров не захотел бы оказаться на месте Эллады и Кирилла Песковых. Создав успешную компанию, они удачно ее продали, и не кому-нибудь, а крупнейшему в Европе международному туристическому холдингу TUI. О том, что происходит сегодня в российском турбизнесе, и о планах бывших владельцев «ВКО» мы беседуем с генеральным директором «ТТ-ВКО» Элладой Песковой (фото).

 

– Эллада, сначала – о летнем сезоне. Как прошел он для вашей компании?

– В целом сезон был непростым. Огромное влияние на него оказали политические события на севере Африки и на Ближнем Востоке, которые спровоцировали отток спроса от таких популярных стран, как Египет и Тунис. На других направлениях большинство участников рынка отмечает рост объемов продаж, но значительное снижение маржи.

На этом фоне «ТТ-ВКО» выглядит почти исключением – благодаря тому, что наш продукт ориентирован, прежде всего, на Европу. Мы очень довольны результатами лета. Уже к началу августа перевыполнили план по объемам продаж, притом, что рост был запланирован на 60% по сравнению с прошлым годом. И, что важнее, нам удалось увеличить маржинальность, а это очень непростая задача в условиях такого значительного роста.

Самой результативной прошедшим летом оказалась Болгария, мы выросли на 300%! Отличный рост показала Испания – 80%, в том числе благодаря нашему новому направлению Ибице. Успешным можно назвать сезон по Хорватии и Черногории. Проблемными, в основном, из-за демпинга в связи с выходом на направления новых игроков, были только Греция и Кипр.

 

– Другие участники рынка не так оптимистичны, многие считают сезон крайне неудачным. Вероятно, ваши успехи базируются на возможностях TUI?

В том числе, но не только. Например, росту Болгарии помогла, как ни странно, борьба между авиакомпаниями за право летать на этом направлении. Сначала мы взяли емкости у «Сибири». А потом появилось предложение от «Трансаэро». Мы не стали отказываться, оперативно расширили программы, получив в Болгарии, благодаря TUI, дополнительные квоты мест, да еще по эксклюзивным ценам. А чтобы активизировать продажи, запустили на базе популярных отелей, например, Sol Nessebar Bay 4*, новую концепцию отдыха – семейный клуб «TUI Тукан». Думаю, наш пример с Болгарией – это как раз то, что сегодня необходимо российскому турбизнесу: быстрая корректировка программ, как на снижение, так и на увеличение, в зависимости от ситуации на рынке, появления дополнительных неоправданных рисков или, наоборот, новых возможностей.

Успех Испании – продуманная визовая политика и отличная работа консульства, ведь для любого туриста очень заманчиво получить многократную шенгенскую визу. И, конечно, свой вклад в продвижение страны внесли проходящие сейчас мероприятия, связанные с годом Испании в России. Что касается конкретно Ибицы, куда мы летали первый год, то нам удалось выполнить программу с неплохой загрузкой. Но главное – мы изменили имидж острова, который много лет раскручивался как молодежный курорт и в сознании туристов был шумным тусовочным местом. Но оказалось, если правильно выбирать курортную зону и отель, Ибица отлично подходит и для семейного отдыха с детьми.

Добавлю, что мы приняли решение не выходить активно в регионы летом 2011 года. И это тоже помогло нам повысить прибыльность, поскольку уберегло от тяжелых демпинговых войн.

 

– Вы уже не раз упомянули демпинг. Действительно ли в этом году он оказался таким масштабным?

– Да, демпинга в прошедшем сезоне было слишком много. Причина – не только конкуренция и борьба за доли рынка, когда клиента заманивают снижением цены. Повлияла и ситуация в Египте и Тунисе, резкое падение спроса на этих направлениях, а ведь они составляют значительную долю в продажах многих компаний. В результате положение у многих операторов очень непростое – объемы растут, маржа падает. Обороты и риски огромные, доходы не компенсируют политику демпинга, возникают кассовые разрывы. С одной стороны, это чревато банкротствами. А с другой – поскольку не будет хватать денег на большие депозиты, амбиции игроков рынка будут умерены, и может произойти определенная стабилизация. В такой ситуации конкурентную борьбу выиграет та компания, которая будет максимально грамотно управлять финансовыми рисками и иметь серьезную банковскую поддержку. Сегодня это актуально, как никогда.

 

– Помимо демпинга этим летом много говорилось об увеличении числа самостоятельных туристов, которые организуют отдых, не обращаясь в турфирмы. Это ведь тоже ведет к снижению доходов операторов и, как следствие, финансовой нестабильности в отрасли?

– Мне кажется, тенденция для отрасли в целом пока не опасна. Скорее, это потенциальная угроза. По крайней мере, в своей компании мы не заметили существенного влияния этого явления на показатели бизнеса. Не то, что мы недооцениваем опасность, просто она еще впереди. Сейчас рынка на всех хватает. Да и всегда будут люди, которые не могут самостоятельно организовать свой отдых или не хотят тратить на это свое время.

 

– Вернемся к теме TUI. Как строится ваша работа в составе холдинга? Наверняка перед вами были поставлены определенные задачи.

– На первом этапе мы как продавцы и акционеры компании совместно с топ-менеджерами TUI Travel реализовали программу интеграции. Обычно в подобных случаях изменения затрагивают турпродукт, бизнес-процессы, систему управления, отчетности и т. п. В нашем случае задача была еще более интересной: речь шла о запуске нового бренда. При заключении сделки мы обязались вывести на рынок бренд TUI, который сменит «ВКО» – и в туроператорской компании, и в сети турагентств.

Как вы знаете, два года назад марка TUI была совсем неизвестна российскому потребителю. За прошедшее время узнаваемость, по данным маркетинговых агентств, выросла с 0 до 50%. Сегодня «ВКО» прочно ассоциируется с TUI. Успешно ребрендированы 150 офисов продаж, запущено шесть новых продуктовых концепций, в том числе клубы ««TUI Тукан», о которых я уже говорила, «Аквафан» – отели с водными аттракционами, отели только для молодежи и т п. Несколько десятков новых гостиниц в Испании, Хорватии, на Кипре и в Греции были выведены на российских рынок.

Мы внедрили систему международной финансовой отчетности в соответствии со стандартами, принятыми для публичных компаний. Она обеспечила новым акционерам полную прозрачность и контроль за развитием бизнеса. То есть, была создана база для выхода на следующий этап в развитии компании – наращивания потенциала.

 

– Но, видимо, уже без вас?

– Да, мы выполнили свою миссию и все обязательства перед новыми акционерами. В ближайшие месяцы будут завершены необходимые формальности, и мы сможем активно включиться в работу над нашим новым проектом.

 

– Вы завершили сделку с TUI, продав остававшиеся у вас 25% акций. Считаете, что в туристическом бизнесе нет перспективы?

– Вовсе нет. Это очень личное решение. Многие наши коллеги продолжают активно наращивать объемы именно в туроперейтинге – это их осознанный выбор. Мы же в какой-то момент поняли, что в условиях укрупнения рынка единственно приемлемая для нас стратегия – альянс, интеграция в крупный международный холдинг, пользующийся мощной поддержкой глобальных финансовых групп. И мы это сделали. Созданный нами бизнес продолжит свой путь в составе крупной структуры, и мы уверены, что он будет долгим и успешным. Это то, к чему мы стремились.

С другой стороны, мы в туризме уже 18 лет, многого достигли и решили попробовать себя в других сферах бизнеса. Хотим освободиться от «туристических» стереотипов, испытать себя в новых проектах, получить вдохновение в стартапе.

 

– У вас есть конкретные планы?

– Да, у нас несколько проектов в сфере гостиничного бизнеса и недвижимости в Испании. С этой страной нас очень много связывает, мы планируем проводить там большую часть времени. Также с интересом изучаем сферу сетей ресторанов быстрого питания, где, полагаю, мы сможем использовать накопленный опыт как в построении ритейла, так и в создании брендов.

 

– И вы уверены, что никогда не вернетесь в туризм?

– Никогда не говори никогда. Туризм дал нам очень многое. Мы построили компании с нуля и научились достаточно успешно управлять ими. В туризме мы постигали все премудрости стратегии, маркетинга, финансового и кадрового менеджмента. И, возможно, через пару лет нам, обогащенным другим видением и ощущением этого бизнеса, захочется вернуться. Скорее всего, это может быть интернет-проект.

А самое главное, что нам дал туризм, это огромное количество знакомств с очень интересными людьми по всему миру. И мы им очень благодарны за поддержку и помощь. Желаем нашим партнерам и коллегам доброго пути в этом непростом, но таком человечном бизнесе. Желаем искренне, от всей души – мы ведь вместе с ними прошли часть этой нелегкой дороги.

Версия для печати