Интурмаркет 2020 02.10

Кристоф Деклу: «Обидно, что в финале такого отличного года Франция за три недели получила столько негатива»

Париж в 2018 году рассчитывает принять 50 млн зарубежных туристов. Глава регионального комитета по туризму Париж Иль-де-Франс Кристоф Деклу рассказал RATA-news о том, почему акции «желтых жилетов» этому не помешают, что предпочитают делать в городе российские туристы и почему он не боится «овертуризма».

- Влияют на туризм протестные акции «желтых жилетов», которые проходят в Париже уже почти месяц?

- К сожалению, влияют. С начала манифестаций аннулированы около 30% бронирований на декабрь. Серьезно пострадала торговля, которая напрямую связана с туризмом. Власти делают все, чтобы быстро восстанавливать обычный вид улиц после протестов, но это непросто.

Главная проблема в том, что манифестации как будто никем не организованы. Профсоюзы обычно заранее подают в префектуру уведомление о подобных акциях, и власти могут подготовиться. Здесь же через Facebook просто назначается очередная встреча на ближайшую субботу. В прошлые выходные протестовали 5-6 тысяч человек с нормальными экономическими требованиями. Но среди них было 400-500 тех, кто приехал громить, и они целенаправленно идут крушить и грабить магазины, где продают люксовые и спортивные товары. Задача властей – отделить их от обычных манифестантов и нейтрализовать.

Нам это все, конечно, портит картину. После терактов в ноябре 2015-го следующий 2016 год был ужасный для туризма. В 2017 мы вернулись на уровень до терактов – 48 млн туристов побывали в регионе Иль-де-Франс, это те, кто совершил хотя бы одну ночевку в отелях. 2018 год очень хорошо начался, в первом полугодии прирост иностранного турпотока составил 10%. Сейчас мы думаем, что, несмотря на плохой декабрь, по итогам года достигнем рекордной цифры в 50 млн зарубежных гостей. Но все равно обидно, что в конце такого отличного года мы всего за три недели получили столько негатива.

 

- Насколько Париж сейчас безопасен для туристов?

- Ни один турист не был атакован или ранен во время манифестаций, все меры безопасности соблюдаются. Вы не сможете попасть на площадь Этуаль вечером в субботу, всё оцеплено. По субботам большим магазинам, например, Galleries Lafayette или Printemps приходилось закрываться, чтобы защититься от погромов. Но в воскресенье уже всё работает. Конечно, если турист отправляется в субботу на бульвар Осман, он будет неприятно удивлен, оказавшись посреди толпы демонстрантов. И если у него берут интервью телеканалы или газеты, он в ужасе говорит, что «в Париже гражданская война», хотя в остальной части города все абсолютно спокойно.

 

- С каких рынков приходит больше всего аннуляций, есть ли такие, кто не обратил внимания на протесты?

- Болезненно отреагировали Япония, Германия и Австралия. А вот туристы из России, Испании, США и Израиля, наоборот, в декабре забронировали больше ночевок. Но должен сказать, что значительная часть туров были куплены много месяцев назад, и люди не аннулируют их, так как не хотят терять деньги. В декабре обычно бронируются февраль-март, поэтому реально оценить влияние протестов мы сможем позже. Главное – убедить туристов, что Париж совершенно безопасен, что не нужно отказываться от путешествий.

 

- А вообще как себя чувствует в этом году российский рынок? Меняются ли предпочтения наших туристов в Париже?

- Россия сейчас занимает 15-е место среди зарубежных въездных рынков. В 2017 году у нас побывали более 300 тыс. российских туристов, прирост составил рекордные 48%. В первом полугодии рост 13,5% – больше, чем по остальным рынкам. Очень надеемся, что тенденция продолжится и в следующем году.

 

- А остальные рынки как ранжируются?

- По численности главная наша клиентура – французы, в прошлом году их было 7 млн. Среди иностранцев лидирует США (более 2 млн), соседние страны Европы – Англия, Бельгия, Испания, Италия. Затем Китай, Нидерланды, Австралия, Швейцария.

А вот по тратам и средней продолжительность пребывания российские туристы занимают гораздо более высокие места. Средний россиянин проводит в Париже 6 дней, это третий показатель после Мексики и Бразилии – заметьте, гораздо более удаленных стран. Средний бюджет поездки у россиян составляет 842 евро на человека, это восьмой показатель. Всего в 2017 году гости из России потратили у нас 254,5 млн евро. Для 56% российских туристов поездка в Париж – не первая, 92% организуют свои путешествия самостоятельно. Соотношение обычных и деловых туристов – 72 к 28. 62% останавливаются в отелях, 25% снимают квартиры через сервисы типа Airbnb, еще 13% приезжают к друзьям и родственникам.

Россияне – едва ли не самые большие любители музеев, их посещают 93% туристов из вашей страны. Предпочтения по достопримечательностям не отличаются от других: почти все осматривают Эйфелеву башню и собор Нотр-дам-де-Пари, а также Лувр, Триумфальную арку и базилику Сакре-Кер на Монмартре.

 

- Какой будет дальнейшая работа комитета с российским рынке?

- Наша задача, которая актуальна не только для российского рынка, – рассказывать туристам, что в Париже и тем более в регионе Иль-де-Франс есть не только Лувр и Эйфелева башня. Можно посетить множество других музеев – фонд Louis Vuitton с отличной коллекций современного искусства или музей Первой мировой войны в Мо с экспозицией военной униформы, поехать в замки Фонтенбло, Во-ле-Виконт, Рамбуйе. Есть множество необычных маршрутов. Например, для любителей импрессионистов – от музея Орсэ в Париже до деревушки Живерни, где рисовал Моне, или Овер-сюр-Уаз, где похоронен Ван Гог.

Для удобства туристов мы выпустили бесконтактную карту Il-de-France, включающую неограниченное пользование всеми видами транспорта в Париже и пригородах. Карта стоит 89 евро на три дня или 189 евро на пять дней. Во втором случае она включает бесплатное посещение 60 музеев, круиз по Сене на корабликах Bateaux-Mouches, однодневные поездки на автобусах-даблдекерах.

Получить всю информацию не только о Париже, но и всем регионе Иль-де-Франс можно на нашем сайте Visitparisregion.com. Сейчас он работает на французском и английском языках, в 2019 году будет и на русском.

- Многие европейские города страдают от слишком большого потока туристов, появился даже специальный термин overtourism, а Всемирная туристическая организация вырабатывает рекомендации, как с ним бороться. Существует ли эта проблема в Париже?

- Думаю, проблема остро стоит в городах с ограниченной площадью – Барселоне, Амстердаме или Венеции, где туристы сконцентрированы на определенных улицах и особо популярных местах. Для мировых столиц вроде Нью-Йорка, Лондона, Парижа или Москвы это не актуально. После терактов ноября 2015 турпоток у нас резко упал, мы потеряли миллион туристов и миллиард евро оборота, так что говорить об «овертуризме» в Париже просто опасно. Туризм прямо или косвенно затрагивает всех – отельеров, рестораторов, торговлю, создает огромную часть рабочих мест. Даже моей семьи это касается, потому что у жены частная галерея современного искусства, в которой 50% покупателей – иностранцы, и у нее тоже заметно упал оборот. Именно в 2016 году жена впервые заинтересовалась моей работой – стала выяснять, что мы планируем делать, чтобы вернуть туристов.

Мне кажется, что в Париже «овертуризм» если и есть, то несколько дней в году. И проявляется он, в основном, в виде очередей в Лувр. Эту проблему музею удается решать, продавая билеты на определенное время. Ну а наша задача, как я уже говорил, – предложить туристам что-то еще помимо Лувра, благо в городе есть тысячи других возможностей.

 

- Недавно в мэрии Парижа заявили, что обсуждают возможность запрета сервиса бронирования частного жилья Airbnb, который создает конкуренцию отельерам. Как вы относитесь к этой инициативе?

- Я и в этом не вижу проблемы. Традиционные компании такси говорят, что конкуренция с Uber вынудила их повышать уровень сервиса. Один владелец таксомоторной компании сказал мне недавно: «Появление Uber заставило моих шоферов надеть костюмы». А бизнес Airbnb вынуждает владельцев отелей 2-3*, с которыми обычно конкурирует частное жилье, улучшать сервис, обновлять интерьеры, добавлять новые услуги. Другой вопрос, платят ли владельцы жилья налоги, но это уже не наша проблема, а мэрии. Для нас важно, чтобы туристы, которые хотят жить в частных квартирах, могли их забронировать.

 

Ирина Сафронова, специально для RATA-news

Версия для печати