Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Каковы будут последствия курортного сбора для экономики туриндустрии

05:49, 20 июля 2017

Вчера Госдума в третьем чтении приняла закон «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае», предполагающий взимать с туристов курортный сбор, с размерами которого каждый из участников должен определиться до 1 декабря этого года. Эксперимент в «пилотных» регионах продлится до конца 2022 года, а собирать средства с туристов начнут не ранее 1 мая 2018.

И уже много говорилось о том, насколько сбор будет посилен для туристов. Теперь попробуем посчитать, во что он обойдется бизнесу.

По оценке правительства, суммарный дополнительный объем поступлений в период с 2018 по 2022 год в Ставропольском крае превысит 2,02 млрд рублей, в Краснодарском – 8,3 млрд, в Крыму – 16,4 млрд рублей.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, прогнозируемые доходы от введения курортного сбора рассчитывались исходя из общего турпотока (за исключением льготных категорий граждан и с учетом 5-процентного ежегодного роста), среднего числа дней, проведенных гражданами на территории курортов (14 дней), ставки курортного сбора 50 рублей за сутки.

По данным ФНС за 2016 г., гостиницы Краснодарского края перечислили в консолидированный бюджет РФ налогов и сборов на сумму 3717,3 млн. руб. Сюда, правда, не входят налоги и сборы с санаторно-курортных организаций.

Доля мест в санаторно-курортных организациях от общего числа мест в коллективных средствах размещения (КСР) Краснодарского края в 2016 г. составляла 23,2%. Примем этот показатель за коэффициент соотношения налоговых платежей гостиниц и санаториев – и с высокой степенью вероятности получим общую сумму поступлений от санаториев и гостиниц края в бюджеты всех уровней – около 4,5 млрд руб. с учетом того, что доходы здравниц освобождены от НДС.

Судя по приведенным в пояснительной записке данным, в расчете на год Краснодарский край планирует получить от курортного сбора 1660 млн руб. Таким образом, фискальная нагрузка на курортный бизнес возрастет примерно на 37%.

Не слабо, если учесть, что одновременно увеличиваются налоги на землю и имущество при переходе на исчисление их от кадастровой стоимости. Но это если сумма сбора составит 50 рублей в сутки. Но по закону после 2018 г. сбор повысится до 100 рублей. И тогда речь уже пойдет о получении от курортного сбора 3,3 млрд, то есть о росте платежей в бюджет на три четверти по сравнению с нынешним уровнем!

Интересно, пытался ли кто-нибудь при подготовке проекта закона оценить последствия его для экономики курортной индустрии? Конечно, платить-то будут туристы – но в счет упущенной выгоды тех же санаториев и гостиниц, которые уже не смогут на соответствующие суммы поднять цены, поскольку они и так зашкаливают за верхнюю границу спроса. А издержки тем временем стремительно растут – из-за повышения тарифов, тех же налогов и цен на закупаемые товары и услуги.

По Крыму еще интересней. Гостиницы Крыма и Севастополя вместе заплатили в 2016 г. налогов и сборов на 1065,4 млн руб. Если считать с санаториями, платежи по факту составили порядка 1,3 млрд руб., а получать от курортного сбора, судя по приведенным выше данным из пояснительной записки, крымские власти собираются порядка 3,2 млрд в год.

Можно, конечно, вспомнить, что в 2004-м – последнем году действия предыдущего курортного сбора в России – весь Краснодарский край собрал аж 4 млн рублей, а затраты на администрирование превысили поступления. И что по новому закону сбор является неналоговым платежом, ответственность которого толком не прописана. То есть нетрудно понять, почему налоговики отказались взимать этот сбор и каково его будет собирать муниципалам.

Апологеты закона говорят, что он рамочный и дает регионам полный карт бланш – вводить сбор или нет, а если вводить, в каком размере. Но когда местные и региональные власти потом будут обращаться в Минфин за деньгами, им будут говорить: а что же вы курортный сбор плохо собираете?

Но проблема в том, что на курортный сбор современную инфраструктуру на курорте не создать. Курортам федерального значения поддержка центра нужна так же, как военно-промышленному комплексу, сельскому хозяйству, автопрому, госкорпорациям. И такая возможность сейчас есть. Достаточно включить в федеральную целевую программу развития въездного и внутреннего туризма на 2015-2025 гг. средства на доработку ключевых элементов инфраструктуры и обеспечить их эффективное использование.

Только в этом случае наши курорты станут по-настоящему конкурентоспособными и смогут без лишних рисков ввести курортный сбор.

 

Сергей Шпилько,

президент Российского союза туриндустрии

Обсудить в telegram

вам может быть интересно