Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Региональные агентства закрываются – чаще цивилизованно

07:39, 20 ноября 2014

Процесс ухода с рынка турагентств в ближайшее время продолжится, считают руководители региональных операторских компаний. В крупных городах их количество уже уменьшилось минимум на 10-15%.

Падение продажи туров за рубеж местные туроперторы оценивают в 30-50% и, как следствие, оптимизируют объемы бизнеса, чтобы привести предложение в соответствие со спросом. В ряде случаев отменяются целые полетные программы, где-то цепочки прореживаются или на маршрут выходят менее вместительные самолеты. Также туроператоры в начале зимнего сезона активнее, чем обычно, объединяются на одном рейсе по направлению, где изначально планировали летать раздельно.

Глубины продаж нет ни у кого, туристы покупают путевки за несколько дней до вылета, резко снизилось количество заявок на отели уровня «крепких» четырех-пяти звезд в пользу экономичных трех-четырех.

«Мы свою полетную программу сократили примерно на 30% от заявленного объема, – рассказала RATA-news руководитель «Пегас-Новосибирск» Марина Безрядина. – Этот процесс коснулся всех регионов, и в ближайшее время оптимизация продолжится».

«Снижение спроса мы видим и по своим продажам, и по действиям крупных операторов, которые корректируют программы, – говорит директор новосибирской компании «Глобус-тур» Елена Лукьянова. – При том что на этот сезон никто своих предложений серьезно не увеличивал, а на ряде направлений и вовсе было сокращение. Например, в Новосибирске этой зимой значительно меньше Чехии и ОАЭ. Тем не менее, загрузка везде идет непросто. Новый год продается значительно хуже, чем обычно. Мы сократили в этом сезоне блоки на всех своих направлениях».

Процесс сокращения числа турагентств в регионах активизировался еще летом, после ухода с рынка ряда крупных туроператоров, прежде всего – «Лабиринта» и «Южного креста». Тогда почву под ногами потеряли не только небольшие агентства без опыта, но и серьезные игроки, которые попытались сохранить лояльность клиентов, из собственного кармана возвращая им деньги за несостоявшиеся туры. Сегодня тенденция сохраняется.

Поскольку точное число агентств, работающих до начала кризиса на том или ином региональном рынке, определить невозможно, операторы делают выводы о сокращении по косвенным признакам. «Если от кого-то из партнеров перестали поступать брони, это не всегда означает, что агентство закрылось. Но тенденция, конечно же, есть, – сказала RATA-news руководитель новосибирского офиса «Тез тур» Галина Машухова. – В течение последнего года было возбуждено пять-шесть уголовных дел в отношении тех, кто залез в оборотку и не отправил туристов. Остальные сворачивают деятельность тихо. И практически все агентства снижают свои затраты: уменьшают размеры офисов, сокращают сотрудников. Новые агентства практически не открываются».

По оценке Марины Безрядиной, региональный агентский рынок ужался примерно на 10% и продолжает сокращаться. «Большие агентства оставляют, например, из шести офисов четыре. Небольшие компании, где работало по два-три человека, отказываются от помещений и переходят на фриланс. Летом и в начале осени многие покидали рынок, оставляя долги перед туристами. В последний месяц громких уходов не было. Если мы и узнаём, что кто-то закрывается, то, как правило, это подготовленное и взвешенное решение. Раньше мы подписывали в Новосибирске по 20-30 новых договоров в месяц, сейчас – один-два, и порой это работающие компании, которые проходят перерегистрацию».

«Мы не отслеживаем статистику агентств, которые закрылись. Но в 2013 году в среднем в месяц заключали 35 договоров с новыми агентами Екатеринбурга и Свердловской области, а в 2014 этот показатель опустился до 17. Для сравнения: в кризисные 2008-2009 годы мы заключали около 14 договоров в месяц, то есть падение активности агентской сети было примерно таким же», – говорит руководитель отдела развития екатеринбургского туроператора «Европорт» Любовь Медведь.

Крупные по региональным меркам компании, следуя примеру федеральных операторов, начали пристальнее следить за финансовой дисциплиной своих партнеров. «В высокий сезон на сибирском рынке было очень много нецивилизованных уходов, – рассказала Елена Лукьянова. – Мы обмениваемся информацией, предупреждаем друг друга, если у кого-то из партнеров начинаются систематические просрочки платежей. За последнее время со скандалом ушли около 50 компаний. Я имею в виду рынки Новосибирской, Томской, Кемеровской областей и Алтайского края – это те регионы, где активно бронируют туры с вылетом из Новосибирска. У кого-то проблемы были разрешимыми, у кого-то до сих пор есть задолженности перед операторами или туристами. Поэтому сегодня мы ужесточаем работу с агентствами, сократили сроки оплаты туров после бронирования. Раньше в каких-то случаях проявляли лояльность и шли навстречу, но сейчас, если есть просрочки, заявки сразу аннулируются».

Управляющий директор новосибирского туроператора «Акрис» Владимир Коуров оценивает сокращение агентского рынка в 10-15%. Чаще всего, по его словам, прекращают работу агентства без особого опыта работы и с небольшим объемом бронирований. Но есть и случаи закрытия агентств со стажем. «За последний год проблемные уходы нас не затрагивали, – рассказал RATA-news г-н Коуров. – В прошлом году, столкнувшись пару раз с ситуациями, когда агентства пытались не доплатить за улетающих туристов, мы внесли изменения в договоры и в технологию работы с заказами».

В меньшей степени чувствуют на себе влияние кризиса нишевые игроки и туроператоры по внутреннему туризму. По словам Александры Ленской, директора по туризму компании «Омскавиатур», специализирующейся на шоп-турах в Китай, этот сегмент просел не более чем на 10%. В некоторых регионах фирмы, работающие во внутреннем туризме, заметили рост турпотока. Поэтому проблемы агентского рынка их пока в полной мере не касаются.

Кузбасская компания «Фан-тур» предлагает туры на горнолыжный курорт Шерегеш. По словам ее гендиректора Игоря Даниленко, никто из стратегических партнеров этого оператора не закрылся. «Отсев мелких и слабых компаний – естественный процесс для рынка. Кроме того, агентская сфера в последние годы была практически неуправляемой, появилось много компаний, открытых собственниками из сферы недвижимости, торговли и даже металлургии. Сейчас идет чистка, и мы не отслеживаем уход таких компаний. Основной оборот нам дают 15-20 агентств, и в случае чего две-три заявки от какого-то местного игрока быстро будут перераспределены».

Директор компании «Камчатинтур» Ирина Седова также не заметила пока оттока партнеров из числа российских турагентств: «У нас своя специфика – мы занимаемся в основном приемом. Из тех, с кем мы работаем, пока закрылось только одно питерское агентство».

Однако пренебрежение к финансовой дисциплине замечают и операторы по внутреннему туризму. По словам директора новосибирской компании «Сибирь-Алтай» Юлии Володиной, в этом сезоне гораздо чаще агенты не выполняют условия договоров по оплате уже забронированных туров: «Часть агентств боялась летом оплачивать туры заранее – а вдруг туроператор разорится? Часть не имела необходимого количества оборотных средств».

 

Анна Вальцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно