РАТА-новости
ТурТрансВояж 03.12.18
 
Круизы 08.12
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Квинта Катар
 
 
Ванд Китай
 
 
Грекотель 05.10
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Декабрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
 
КС Групп музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№3389Экотуризм может стать базовым для Камчатки и всего Дальнего Востока

Экотуризм может стать базовым для Камчатки и всего Дальнего Востока


В середине сентября на Камчатке впервые прошло знаковое мероприятие, результаты которого дают надежду на эффективное и безопасное для охраняемых природных территорий развитие туристического потенциала Дальнего Востока. Организаторами «Недели культуры и туризма на Камчатке» выступили министерство культуры РФ, правительство Камчатского края, Камчатский филиал Российского государственного университета сервиса и туризма, научно-исследовательский геотехнологический центр Дальневосточного отделения РАН.

 

В рамках Недели также прошел международный форум: «Экологический туризм: проблемы и перспективы развития на Дальнем Востоке», затронувший тему экотуризма не только в нашей стране, но и в мире. Для участия в нем в Петропавловск-Камчатский съехались руководители и специалисты органов государственной власти в сферах культуры и туризма ДФО, представители региональных ТИЦ, российские и международные эксперты по вопросам экотуризма; представители туркомпаний, специализирующихся на культурно-этнографическом и экотуризме, а также журналисты российских и зарубежных СМИ.

 

 

Как подчеркнула заместитель директора департамента туризма и региональной политики Минкультуры РФ Эльмира Хаймурзина, именно экологический туризм может стать базовым и приоритетным для всего Дальнего Востока России. По ее мнению, работа на круглых столах и дискуссиях показала, что организаторы не ошиблись с выбранной темой, а участники собрались по-настоящему заинтересованные.

 

Представители органов власти, турбизнеса, природоохранных организаций, эксперты, специалисты обсуждали актуальные вопросы туризма в этом регионе. Всего за четыре дня прошли секции «Курортные ресурсы и бальнеология» и «Современное развитие экотуризма в мире и на Дальнем Востоке РФ», а также круглые столы по темам: «Экотуризм на особо охраняемых природных территориях Камчатского края», «Экология и туризм: взаимосвязь и взаимодействие», «Этнографические аспекты экотуризма». Тему бальнеологии и рекреационного туризма г-жа Хаймурзина назвала заслуживающей отдельного внимания, по ней участники разработали пакет предложений, которые практически целиком вошли в итоговую резолюцию форума. Бальнеологические курорты Камчатки могут быть интересны как на внутреннем, так и на международном рынке, здесь есть лечебные грязи, термальные воды, к примеру, в Паратунской курортной зоне, где проживали участники форума. Сейчас она довольно активно развивается, строятся санатории, профилактории, дома отдыха.

 

В горячих дискуссиях форума рождались методические наработки и практические решения, которые, при системной реализации, дадут импульс для правильного развития. Некоторые из них, например, взаимоотношения турбизнеса и природоохранных организаций, требуют отдельной проработки. «Много вопросов возникает по выстраиванию цивилизованных отношений с конечными потребителями. На круглом столе в парке «Авачинский вулкан» говорилось о том, что экологическая культура местного населения только начинает формироваться. Поэтому так важно экологическое воспитание и просвещение», – уверена Эльмира Хаймурзина.

 

Иногда регионы продолжают продавать свои ресурсы, вместо того, чтобы продавать турпродукты. По мнению участников форума, необходимо сформировать на Дальнем Востоке конкурентоспособный востребованный турпродукт в области экотуризма, грамотно продвигать его на рынке. При этом на природу должно оказываться минимальное воздействие. Помимо природных ресурсов, Камчатский край располагает колоссальным культурным пластом – это традиции и культура народностей, исконно проживающих на этой территории. Речь в первую очередь шла о потрясающем аутентичном празднике «Алхалалалай», танцах корякского ансамбля «Мэнго», которые произвели сильное впечатление на гостей форума. Такие фестивали вызывают отклик в душах не только россиян, но и иностранных туристов. Они могут стать основой событийного турпродукта.

 

 

При этом, как рассказала министр культуры Камчатского края Светлана Айгистова (фото), «Алхалалалай» не единственный народный фестиваль, ежегодно проводится Праздник первой рыбы, где собираются коряки, алеуты, ительмены, Праздник нерпы Хололо и другие. «Минкультуры РФ нас поддерживает, камчатский региональный фестиваль «Золотые родники», который проходит раз в два года, уже вошел в общероссийский календарь событий», – уточнила г-жа Айгистова.

 

 

Региональный директор американской компании Inter Pacific Aviation and Marketing Марк Дадли уверен, что такие события, как фестиваль «Алхалалалай», будут с большим интересом посещать его сограждане. Важно заранее ознакомиться с календарем событий на Камчатке, чтобы туристы спланировали свое путешествие, а операторы успели сформировать и выставить на продажу туры. По словам Эльмиры Хаймурзиной, сейчас как раз идет активное формирование событийного календаря на 2014 год: «Мировая практика показывает, что привлекающее туристов событие должно проводиться регулярно, в одни и те же даты». Скоро появится несколько версий такого календаря – в печатном виде, в интернете, на мобильных приложениях и т.д.

 

Большинство камчатских туркомпаний предлагает этнографические туры, на них будет сделан упор в продвижении туристических программ. В течение года заработает Краевой туристический информационный центр, первоочередной задачей которого как раз и станет реклама таких событий.

 

Участники также призывали обратить внимание на мировой опыт этно– и экотуризма. Создание любого турпродукта требует финансирования, но главное, чтобы власти строго контролировали все инвестиционные проекты. Также важно интегрировать местное население в туристические программы, чтобы люди понимали, каким потенциалом располагает их край, что его надо беречь, в том числе и для будущих поколений.

 

Руководитель агентства по туризму и внешним связям Камчатского края Геворк Шхиян (на фото с Эльмирой Хаймурзиной) поделился планами своего ведомства: «У нас уже разработаны долгосрочные и среднесрочные концепции развития туризма, включая инвестиционную. Под них надо подвести четкую базу, основанную на понимании, какой может быть нагрузка на природу, то есть, какое количество туристов можно принять в сезон, за год и т.д.».

 

 

К примеру, День вулкана наглядно показал, что массовые мероприятия в природно-охранных зонах могут оказаться гибельными для таких мест, это уже подтвердили ученые и экологи.

 

Геворк Шхиян остался доволен форматом «Недели культуры и туризма на Камчатке», который, по отзывам участников, теперь должен проходить регулярно, возможно, с периодичностью раз в три-четыре года. В ближайшее время агентство приступает к работе над созданием карты «Туристический кластер Камчатки», где совместит туристическую деятельность и экологические маршруты, увязав их с возможностями районных поселений. Пока туризм развивается только на территории Елизово, Большерецка, районов Быстринский и Мильковский, а север полуострова практически не охвачен. Такая карта, убежден г-н Шхиян, будет хорошим стимулом для инвесторов, наконец-то, прояснит для них ключевые вопросы – где и какого уровня строить гостиницы, в какие объекты инфраструктуры вкладывать в первую очередь и многие другие. Также в эти дни начинается оформление строительства туристических точек по маршруту на Мутновский вулкан.

 

Проблемными на Дальнем Востоке, по-прежнему, остаются высокая стоимость турпакета и авиаперевозки. Например, цена авиабилета из Москвы, купленного накануне вылета, в сезон может доходить до 90 тыс. руб. А вертолетные экскурсии в Долину гейзеров или на Курильское озеро по стоимости примерно сопоставимы авиабилетом в оба конца по маршруту Москва – Петропавловск-Камчатский, пусть и не в высокий сезон. Кстати, как справедливо заметила одна из участниц форума, вертолетная перевозка за последние десять лет поднялась в цене в 10 раз.

 

 

Цены на Камчатке растут из года в год, регион удаленный, множество товаров и продуктов привозные, топливо дорогое. При этом инфраструктура заморозилась почти на уровне двадцатилетней давности. «В ближайшие годы мы не сможем понизить цены, значит, надо подтягивать под них инфраструктуру», – заметил Геворк Шхиян. Он уверен, что Камчатка останется дорогим направлением, поскольку регион – уникальный, но люди должны понимать, за что платят и что увидят. Тем не менее, правительство края уже четвертый год практикует социальный туризм, отвозя в Долину гейзеров группы детей-сирот, инвалидов, то есть тех камчадалов, которые сами вряд ли смогут оплатить такие экскурсии. Также в эту категорию попали учителя, чьи ученики победили в экологических олимпиадах и конкурсах, а также сами дети-победители, спортсмены. Скоро такую возможность получат и школьники, выигравшие олимпиады по другим дисциплинам.

 

Как заметила Эльмира Хаймурзина, «мы все время упираемся в высокую долю транспортных расходов в любой поездке по стране». «В этом году неоднократно обсуждали с Минтрансом субсидирование поездок в дальние регионы, будем расширять перечень таких направлений. Проблему частично могло бы решить расширение границ сезона, создание туров, востребованных в межсезонье. Среди прочего, это хорошо сработает для путешествий детей и студентов в период каникул», – полагает она.

 

Несмотря на то, что Камчатка принадлежит к популярным у зарубежных туристов направлениям, въездной поток последние два года падает. Если в 2011 году полуостров посетили примерно 10-12 тыс. иностранных гостей, то в прошлом всего около 6 тыс. Правда, по итогам нынешнего года здесь ожидают незначительного увеличения турпотока. Количество российских гостей последние несколько лет остается на уровне 20-25 тыс. в год. Камчадалы ежегодно путешествуют по своей малой родине в количестве от 18 до 25 тыс.

 

Въездной туризм на Камчатке формируют, преимущественно, Япония и США, менее 20% от общего числа иностранцев – Европа. Лет 7-8 назад между Петропавловском-Камчатским и Токио в летний сезон курсировало 16 чартеров, в этом году их было всего пять, а в прошлом – ни одного. Единственную постоянную чартерную программу с Камчатки на Аляску ставит авиакомпания «Якутия». «Весной и осенью из Америки к нам едут рыбаки-охотники, а летом туристических групп почти не бывает. Существует и проблема с получением виз в США для камчадалов. Проблему помогло быть решить американское консульство, если бы накануне сезона организовало оформление виз здесь, на Камчатке, избавив людей от необходимости летать за ними во Владивосток», – рассказал г-н Шхиян.

 

По отзывам участников «Недели культуры и туризма на Камчатке», все мероприятия, в том числе прошедшие в неформальной обстановке в заповедниках и национальных парках, оказались продуктивными. По большинству актуальных вопросов были выработаны решения и рекомендации для передачи в министерство природных ресурсов и экологии Камчатки, краевые Минфин и Минобразования, в Агентство по туризму и внешним связям края и другие отраслевые организации. Устроители и гости форума рассчитывают, что основным результатом этой недели будет организация новых туристических маршрутов, увеличение турпотока на Камчатку, а сам уникальный полуостров на федеральном уровне будет признан в качестве основной территории России для развития экологического туризма.

 

 

 

Наталья Панферова, RATA-news

Фото автора

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал  кошелек 13.03
Visit Japan - тренинг
Питер тур Паринова 14.12
 

 
Говорят профессионалы
 
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
«Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная»
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
«Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами»
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
«Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась»
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
«Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей»
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
«Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них»
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100