РАТА-новости
Польша спа гиф
 
ТурТрансВояж 24.06.2019
 
Мостурфлот с 18.07
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Ванд Китай
 
 
 
 
Grecotel май
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Июль
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
 
музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№3533Владимир Воробьев: «Попытка идти против рынка может настолько подорвать бизнес, что компания просто исчезнет»

Владимир Воробьев: «Попытка идти против рынка может настолько подорвать бизнес, что компания просто исчезнет»


Для российского турбизнеса, особенно специализирующегося на выездном туризме, весна 2014 года выдалась сложной. Падение курса рубля по отношению к мировым валютам, нестабильная политическая обстановка, падение платежеспособного спроса, – все это влияет на туристический рынок, ухудшая прогнозы на летний сезон. О том, как крупнейшие туроператоры борются с кризисом, RATA-news рассказал президент группы компаний «Натали Турс» Владимир Воробьев (фото).

 

- Как сказывается непростая политическая и экономическая ситуация на вашем бизнесе?

- Два основных фактора действуют одновременно. Один – обесценивание рубля: по сравнению с 2011 годом доллар вырос к рублю на 30%. А другой связан с политической нестабильностью, сдерживающей желание россиян ехать на отдых в ту же Европу, которая грозит санкциями. И то, и другое ведет к сокращению выездного туризма и перераспределению объемов с Европы на Египет, Тунис, Турцию, менее затратные и не высказывающиеся против действий России в Крыму. Есть и положительные факторы: продолжается развитие регионов, осваиваются бюджеты, и у людей появляются средства на поездки. Это два встречных процесса.

 

Общий объем продаж по европейских направлениях ниже аналогичных в прошлом году в среднем на 20%. При этом есть направления, например, Греция, где объемы просели еще больше.

 

- В этой ситуации российские туроператоры, скорее, снизят цены или сократят объемы?

- Во многом объемы прошлого года формировались за счет демпинга, организованного туроператорами. Плюс поддержка со стороны хотельеров, которые испытывали дефицит туристов. В этом году есть четкое понимание, что демпинг – не самый лучший инструмент, и компании, скорее, будут сокращать объемы, чем играть в эти игры. С другой стороны, резко вырос спрос на Грецию со стороны Западной, да и Восточной Европы. Восстановились потоки из Англии, Германии, восточноевропейских стран. По оценке греческих операторов, у них ожидается один из лучших сезонов за последние 10 лет. Сходная ситуация в Испании. Еще несколько лет назад российские компании имели серьезную поддержку со стороны испанских отелей, которые делали интересные предложения по раннему бронированию. Сейчас Испания также ожидает один из лучших сезонов за счет роста немецкого рынка, и хотельеры ведут себя сдержанно. Мы вообще не видим особого желания со стороны европейских хотельеров помогать в сохранении турпотока из России. Ничего другого не остается бюджетному туристу, как ехать в солнечный Египет.

 

На самом деле ситуация серьезная. Спрос на выездном рынке объективно проседает. И, в общем-то, все это видят: идет корректировка планируемых объемов. Конечно, помню, и в 2008, и в 2009 году, отдельные туроператоры, несмотря на серьезное падение рынка, были вынуждены увеличивать объемы. Тот же «Пегас» именно в 2009 году серьезно стал расти в регионах, и обусловлено это было тем, что до начала кризиса было принято решение обустраивать свою авиакомпанию, были взяты самолеты. Не было выхода, они были вынуждены увеличивать объемы. Какой ценой? Вопрос. Думаю, что и в этом году отдельные туроператоры захотят на некоторых направлениях двигаться против ветра.

 

- Вы не будете?

- Мы объективно не понимаем всей прелести идти против рынка. Может быть кому-то это нравится, чтобы показать, какой он крутой, но мы не считаем это правильным. В 2009 году мы сократили объемы на 20-30% по сравнению с 2008, и 2009 год оказался самым прибыльным в истории «Натали Турс». После дефолта в 1998 году объемы выездного туризма также резко сократились, и те, кто тогда оптимально действовал, сейчас – лидеры рынка. «Натали», «Пегас», «Корал» – все мы вышли из этого кризиса окрепшими.

 

Надо не наращивать объем, а увеличивать долю на рынке. Если рынок падает на 30%, а ты на 20%, значит, увеличиваешь свою долю. Но если рынок падает на 30%, а ты пытаешься увеличить объем на 10%, это называется идти против рынка, и это будет очень дорого стоить. Мы живем не одним сезоном, у нас задача не пробежать короткую дистанцию и победить. Мы выстраиваем стратегию на десятки лет. С этой точки зрения попытка идти против рынка настолько может подорвать компанию, что в перспективе она с этого рынка уйдет. Огромное число примеров, последний – год назад Orizonia в Испании. Крупнейшая компания страны, имеющая авиакомпанию, сеть отелей, десяток туроператоров, с совокупным оборотом порядка трех миллиардов евро была обанкрочена собственниками, потому что оказалась в ситуации, когда бизнесу стало не по силам оплачивать долги.

 

- Некоторые ваши коллеги, напротив, считают, что в кризис надо расти.

- Непонятно, что за этим стоит. Может быть, банальный пиар, а может быть – неосознание рисков, которые возникают при увеличении объемов на падающем рынке. Объемы, да и доля рынка смысла не имеют, если твоя модель ведения бизнеса не генерирует прибыли. Рано или поздно это начинает тяжелым камнем давить шею и тянет на дно. Проблема туроперейтинга по всему миру – минимальная маржа при огромных рисках ведения бизнеса. В лучший год – 3%. Понимая это, нельзя совершать действия, которые могут резко ухудшить финансовое состояние компании. Потому что нет причин предполагать, что потом это можно компенсировать. Надо максимально минимизировать риски. На падающем рынке увеличивать объем, с моей точки зрения, – неоправданный риск.

 

- Вы свои планы уже скорректировали?

- Конечно, мы пересматриваем объемы. И есть направления, где уже сейчас отменили программы, несмотря на то, что в течение нескольких лет тащили эти рейсы. Например, Майорка и Тенерифе из Екатеринбурга. Они интересовали нас в ситуации растущего рынка. Сейчас мы их временно закрыли. Корректировка в регионах приведет к росту потоков через Москву, где мы серьезных изменений не планируем. С нашей точки зрения, Москва меньше просядет по европейским направлениям, чем регионы.

 

- То есть, вы не опасаетесь, что, если сейчас уйдете, конкуренты вытеснят вас с упомянутых направлений?

- В Екатеринбурге, даже если конкуренты оставят какое-то количество рейсов, они не смогут выполнить программу с большой рентабельностью. Оттуда выполняется много рейсов в Европу, а Майорка не самое востребованное направление. Опять-таки, это не соревнование на короткой дистанции. Не имеет значения, сумеет ли конкурент 500-600 человек отправить на Майорку в этом году. Важнее получить положительные финансовые результаты у себя и направить эти средства на долгосрочные проекты.

 

- Будете ли вы вслед за конкурентами снижать цены?

- Там, где можно договариваться о продлении цен раннего бронирования, мы это сделали. По многим отелям эту акцию, которая должна была завершиться 31 марта, нам удалось продлить до конца апреля. Немало гостиниц пошли на скидки на заезды в апреле-мае. Рассчитывать на скидки в июне-августе не приходится. Авиакомпании навстречу идут. Некоторая корректировка цен уже была проведена перед началом сезона. Но в целом для потребителя сезон пройдет под знаком роста цен. И демпинга на основных направлениях не ожидается.

 

- Как в связи со всеми этими факторами перераспределятся турпотоки?

- В Египте можно ожидать резкого роста объемов. А Турция уже забита под завязку, так как популярна не только в России, но и в Европе. Рассчитывать, что там какие-то емкости будут высвобождены и выделены под российский рынок дополнительно, я бы не стал.

 

- А кто упадет?

- Все направления Европы, кроме, может быть, Кипра. Там не шенгенская виза, они стоят особняком. Греция, Испания, Италия, Франция, Англия, Бенилюкс потеряют туристов. Тем более что сейчас долларовые направления в рублях стоят дешевле, чем европейские. Если бы соотношение доллара к евро стало 1,23-1,25, как было несколько лет назад, спрос бы переместился в Европу. Но сейчас оно 1,37.

 

- А вы не думаете, что те туристы, которые не поедут в Европу, могут выбрать Крым, который сейчас рекламируется более чем активно?

- Какое-то количество социальных туристов будут переориентированы на Крым из Сочи, а там места будут проданы платежеспособным туристам. На волне Олимпиады люди захотят поехать, посмотреть, что сделали в Сочи. Но те ли это люди, которые отдыхали в Европе? Сомневаюсь. Скорее всего, это те, кто выбирает Краснодарский край или дачу. В этом году они выберут юг. Те, кто привык отдыхать за границей, поедет за границу. Это быстро не перестроить просто низкой ценой. Вы, например, знаете, что очень многие жители Ростовской области ездили на машинах или поезде в Абхазию в последние два-три года? Там то же самое, что в Сочи, только цены в два раза ниже. Вот они спокойно могут поехать в Крым.

 

- Вы бы хотели отправлять туристов в Крым, учитывая, что сейчас государство наверняка будет всячески содействовать этому бизнесу?

- Мы внутренним туризмом не занимаемся. Начинали с этого в 1992 году, а в 1995 поставили точку. Пока нет желания возвращаться. Настолько бизнес отличается от того, что мы делаем сейчас, что это потребовало бы создания отдельной структуры. В принципе, возможно, но на ближайшее время не рассматривается.

 

- Но в случае, если для выездного туризма настанут совсем тяжелые времена, это был бы способ подстраховаться. Или нет?

- Внутренний туризм с выездным объединяет только слово «туризм». Повторю, с точки зрения организации бизнеса там все по-другому. Поэтому, наверное, если будут затяжные процессы стагнации в выездном туризме, будем смотреть и думать, как развиваться дальше. Пока это один из рисков, коих достаточно много в выездном туризме.

 

- Одной из тем, обсуждавшейся турбизнесом в конце марта, стало изменение схемы работы «Натали Турс» с независимыми агентствами. Ваше решение отказаться от депозитов связано с кризисом?

- Отчасти да. Но я не сказал бы, что схема серьезно меняется. У нас три основных канала – независимые агентства, сетевые агентства и уполномоченные компании. Мы приводим условия работы каждого из них к рыночным условиям. Не секрет, что в последнее время та комиссия, которую «Натали» давала независимым турагентствам, и некоторые правила работы с ними стали нерыночными. Зачастую наша максимальная комиссия была ниже начальной, которую предлагали многие туроператоры на рынке. Что определенным образом сдерживало развитие этого дистрибуционного канала. Плюс необходимость внесения депозита отпугивала многие агентства от работы на прямых договорах. Эти два момента были скорректированы. Шкала комиссионных приближена к предложениям других операторов. Раньше максимальную комиссию независимому турагентству было практически нереально достичь, сейчас, при интенсивной работе, это возможно.

 

- Но, пока рынок не падал, ваша прежняя схема работала?

- Когда рынок рос, независимые агентства за счет этого неплохо существовали. Сейчас, в ситуации, когда мы ожидаем падения, нам показалось, что независимые агентства как один из каналов дистрибуции нужно поддержать.

 

- Вы были готовы к недовольству ваших уполномоченных партнеров?

- У нас три канала, как я уже сказал. Нужно поддерживать равновесие, не допускать, чтобы один канал начал выдавливать другой. Недовольство может быть, но у нас нет желания усиливать работу с одним сегментом в ущерб другому. У части агентств появился страх, что вслед за отменой депозита мы начнем бить по их субагентам, агитировать за прямые договора. Сейчас, насколько я понимаю, эти сомнения ушли. У всех менеджеров есть четкое понимание, зачем это делается. Раньше, если турагентству было удобнее работать с нашей уполномоченной компанией, оно это делало. Не потому, что у нас депозит, а потому что им так было удобнее. Вряд ли депозит в 50 тысяч рублей можно считать серьезным барьером. И мы, по-прежнему, считаем, что в силу географической специфики России и в связи с особенностями нашего продукта работа через уполномоченные компании наиболее эффективна.

 

- Как вы относитесь к проблеме ухода клиентов в интернет? Для оператора, чье основное направление – Европа, это вызов?

- Как только онлайн-продажи туров стали расти, рентабельность туроперейтинга начала падать. Новых желающих открывать туроператорский бизнес сейчас не наблюдается. Проблема не только в том, что есть люди, которые готовы покупать в интернете. А в том, что современные онлайн-технологии экономически эффективнее, чем оффлайн туроператоров. Они начинают создавать нам серьезную конкуренцию.

 

Сейчас есть такая тенденция в России: многие турагентства заключают агентские договора с Booking.com, традиционно B2C-онлайновой компанией, которая вдруг открыла возможность работы с B2B-сектором. Современные технологии позволяют агентствам эффективно заниматься туроперейтингом без необходимости продавать пакеты. То есть это комплексная проблема, которая серьезно давит на туроператоров со всех сторон. Не только клиенты идут в онлайн, но и турагентства, используя современные онлайн-технологии, выдавливают операторов с рынка. Для России это сейчас пока не актуально, но в Испании почти все агентства – члены IATA, имеют Amadeus, подключены к системе бронирования отелей и в 90 случаях из 100 самостоятельно формируют турпродукт. Германия кажется более продвинутой в плане онлайна, но там, по-прежнему, 90% продаж выездных туров – это традиционные пакеты. В Англии соотношение 50 на 50.

 

- Визы не являются барьером?

- Визы на многих направлениях отменяются. Тот же Шенген уже заговорил про пятилетние, семилетние визы. Даже наличие мультивизы на год уже позволяет многим не задумываться о необходимости покупки готовых предложений от туроператоров. Кроме того, открылись огромное число визовых центров, можно всегда оформить визу там. У нас до 20% пакетов на визовых направлениях покупают люди, которым не нужны визы.

 

- А по ценам где выгоднее – у операторов или в онлайне?

- Сейчас, кроме пиковых дат, клиент найдет более дешевые цены у туроператоров, если говорить о пляжных чартерных направлениях. На рынке было перепроизводство, зачастую демпинг, отрицательная рентабельность – с одной стороны. С другой – отсутствие на основных направлениях лоукост-перевозчиков. Вот эти два момента не позволяют туристам эффективно организовывать поездки самостоятельно через интернет. Но лоукостеры стали появляться, и Испания – яркий пример. Vueling зимой предлагал билеты в Барселону по 250 евро, а это цена конкурентна даже с нашей чартерной.

 

- Что туроператоры могут всем этим неприятным тенденциям противопоставить?

- Есть возможность контролировать продукт, пытаться защищать себя от продаж в интернете, заключая эксклюзивные соглашения с отелями. За счет использования онлайн-технологий приводить свою модель к состоянию, когда она может конкурировать с самостоятельными бронированиями. Там, где лоукостеры не летают, конкурировать с туроператорскими предложениями крайне сложно. На длинных направлениях, например, Таиланд, пакетные туры наиболее привлекательны – в плане не только цены, но и снижения рисков для туристов.

 

Современный туроператор должен активно использовать онлайн-технологии там, где это позволяет сокращать издержки. Вот в этом направлении надо делать основные долгосрочные инвестиции. И именно это позволит выиграть на длинной дистанции, а не попытки, демпингуя, увеличивать объемы в ситуации, когда рынок падает. Это старые методы.

 

- Вечный вопрос: выживут не все?

- Выживут те, кто подстроится под новые реалии, начнет внедрять онлайн, минимизировать риски туроперейтинга. То, что ты крупный, в кризисной ситуации, скорее, отягчающий фактор. Выживает не крупный, а тот, кто быстрее подстраивается под изменения внешней среды. Чем компания крупнее, тем ей сложнее перестраиваться и выживать.

 

Любой спад рынка в этом году окажется критичным. В результате какие-то компании начнут менять модель поведения. Не обязательно банкротиться. Пойдет процесс смены собственников, слияния-поглощения в связи с невозможностью развития в прежней модели. Это возможно. Не думаю, что будут банкротства, по крайней мере, среди крупняка. Это, во-первых, процесс длительный. Кто-то должен тебя принудить к этому. Но возможно дальнейшее укрупнение рынка. В Англии всего два ведущих туроператора контролируют значительную часть рынка. Нам есть, куда укрупняться.

 

Ирина Сафрронова, специально для RATA-news

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал грекотель 22.05
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж»
генеральный директор
Дама приехала на этот праздник с нашей группой, а на следующий год мы встретили ее там уже в качестве жены винодела – она принимала наших туристов вместе с ним! Еще одна туристка встретила свою любовь – итальянца – в Венеции, где группа провела всего 9 часов.
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»
Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс»
директор департамента FIT
«Рынку именно в секторе индивидуального туризма не хватало доступных технологий, позволяющих работать оперативно. "Русский Экспресс" их предложил: агентам стало удобнее. Они доверяют нам своих драгоценных вип-клиентов»
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic
генеральный директор
Скорее всего, это результат стабильного спроса на поездки в Москву со стороны россиян. И у нас много возвратных гостей. В прошлом году сеть Azimut обновила программу лояльности, и это принесло плоды. Хотя, люди, конечно, едут к нам не из-за бонусных баллов, а ради высокого уровня сервиса
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей
«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100